Правила ведения беседы и дискуссии

Занятие на тему «Эффективное общение»

Цели: ознакомление с приемами общения, расширение представлений о способах оценки своих возможностей в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Ход занятия

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

(Д. Леббок)

Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

 (М. Сервантес)

Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми.

Можно сказать, что человек существует и развивается в об­ществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими уча­стниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людь­ми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.

Общение — сложный, многоплановый процесс установ­ления и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодей­ствия, восприятие и понимание другого человека.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;

- перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

 

Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Какого человека мы называем общительным?»

Общительность в самом широком смысле — это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А.Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Формы и виды общения:

·  вербальное (словесное) и невербальное (без использования слов);

·  прямое и косвенное;

·  не­посредственное и опосредованное;

·  формальное и неформальное;

·  массовое и межличностное.

Функции общения:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется, как мы уже отмечали выше, в процессе развития человека и становле­ния его как личности. Действительно, без общения со взрос­лыми никто не смог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас. Общение ребенка и взрослого — это не только передача пер­вому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически должен усвоить. Здесь необходимо отметить сложные процессы взаимных влияний, обогащений и изменений. Мы зачастую ак­тивно и критично принимаем предлагаемые нам чужими людь­ми слова, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, слышали от других.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точ­ку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного нака­зания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Иногда психоло­ги называют это состояние человека «неподтверждением».

В отличие от простого отрицания, которое может быть выра­жено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает: «Тебя здесь нет», «Ты не существу­ешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных зна­ков внимания. Указанные действия направлены на поддержа­ние у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хоро­шего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо поло­жительных, либо отрицательных. Даже один и тот же че­ловек может вызывать у нас в разных ситуациях различное отношение. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не исчерпыва­ют общения, однако они пронизывают всю систему взаи­моотношений между людьми, часто накладывают отпеча­ток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки. Такое «внутреннее» общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Существуют различные формы и виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.

 

Правила ведения беседы и дискуссии

— покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

— стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;

— умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

— не отвлекайтесь, когда говорят другие;

— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

— не бойтесь высказаться;

— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

— аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;

— не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;

— принимайте в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос;

— следите за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл;

— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

— имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;

— будьте вежливы и тактичны;

— не злоупотребляйте временем другого;

— не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

— умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: “Правильно ли он понимает меня?”, “Правильно ли я понимаю его?”

 

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать

приемы правильного слушания:

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Может, вы судите о людях слишком быстро? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в ваших ответах? Какие из них используются вами чаще всего? Знание своих привычек слушать является первым этапом в их коррекции.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один говорит, другой слушает. Как может кто-нибудь узнать, что вы его не понимаете, пока вы сами не скажете ему об этом?

3. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Например, телевизор или телефон, не допускайте “блуждание” мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают мысли и чувства “закодированными” — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.

6. Наблюдайте за невербальными реакциями говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к мимике и жестам говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально или как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или далеко от вас стоит говорящий, способствуют ли невербальные моменты усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выражает то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженности в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник, и что он пытается понять. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: