Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
- работам и услугам промышленного характера;
- работам и услугам непромышленного характера;
- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;
- товарам; услугам по перевозке грузов и пассажиров;
- транспортно - экспедиционным и погрузочно - разгрузочным операциям;
- услугам связи;
- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
|
|
- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".
В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").
|
|
К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-4 "Акцизы";
90-9 "Прибыль / убыток от продаж".
На субсчете 90-1 "Выручка"
Выручка – это сумма средств, которую мы получили или должны получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги).
На данном предприятии используются следующие субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-9 "Прибыль / Убыток от продаж".
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт90 «Продажи» – признана сумма выручки за оказание услуг – деятельность по туроператорской лицензии.
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт90 «Продажи» – признана сумма выручки за оказание услуг – деятельность по турагентской лицензии.
На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.
С отражением выручки следует списать себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг):
Дт90 «Продажи» Кт26 «Общехозяйственные расходы» – списана себестоимость оказанных услуг.
На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
Общество с ограниченной ответственность «Рекламно-туристическое агентство «Инфо-Тур» в 2004 – 2005гг. не являлось налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.
На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".
Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (рис.2):
Рисунок 2 – Формирование финансового результата от оказания услуг по итогам месяца
Если разница между выручкой (без налога) и себестоимостью продаж положительная, фирма в отчетном месяце получила прибыль.
|
|
Сумма прибыли отражается в конце месяца проводкой:
Дт 90 «Продажи» Кт 99 «Прибыли и убытки»– отражена прибыль от продаж.
Если разница между выручкой (без налога) и себестоимостью продаж отрицательная, фирма в отчетном месяце получила убыток.
Сумму убытка отражается в конце месяца проводкой:
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 90 «Продажи» – отражен убыток от продаж.
Счет 90 «Продажи» на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 «Продажи» в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться начиная с января отчетного года.
Пример:
ООО «РТА «Инфо-Тур» в декабре 2005 года продало товаров на общую сумму 66264,51 руб. (без НДС) (приложение Д). Себестоимость оказанных услуг составила 66 302,51 руб. (таблица 7).
Таблица 7 – Группировка хозяйственных операций по счету 90 «Продажи» за декабрь 2005г.
Содержание операции | Сумма, руб. | Дт | Кт |
Начислена выручка за оказание услуг (деятельность по туроператорской лицензии) | 1000 | 62 | 90 |
Начислена выручка за оказание услуг (деятельность по турагентской лицензии) | 58368,00 | 76 | 90 |
Списана фактическая себестоимость оказанных услуг (деятельность по турагентской лицензии) | 22952,51 | 90 | 26 |
Списана фактическая себестоимость оказанных услуг (деятельность по туроператорской лицензии) | 43350,00 | 90 | 20 |
Отражен убыток | 6934,51 | 99 | 90 |
Анализ данной таблицы позволяет заключить, что отклонений от требований Инструкции по применению плана счетов по бухгалтерскому учету в ООО «РТА «Инфо-Тур» при составлении бухгалтерских записей не наблюдается.
В качестве регистров аналитического учета в ООО «РТА «Инфо-Тур» по счету 90 «Продажи» ведутся: журнал хозяйственных операций, Главная книга.
Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов предприятия (приложение Г).
Журнал хозяйственных операций по счету 90 «Продажи» в ООО «РТА «Инфо-Тур» построен следующим образом:
с правой стороны журнала-ордера по каждой хозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счета 90 «Продажи» с указанием корреспондирующих счетов по дебету;
|
|
с левой стороны - указываются обороты по дебету счета 90 «Продажи» с указанием корреспондирующих счетов по кредиту (приложение Д).
Месячные итоговые данные журнала-ордера по счету 90 «Продажи» переносятся в Главную книгу (приложение Ж).
Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.
Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.
Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.
Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги.
Для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета составляется оборотно - сальдовая ведомость по счетам синтетического учета.
И только потом на основании оборотно - сальдовой ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов.