Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг) и закрытие счета 90 «Продажи»

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

- работам и услугам промышленного характера;

- работам и услугам непромышленного характера;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;

- товарам; услугам по перевозке грузов и пассажиров;

- транспортно - экспедиционным и погрузочно - разгрузочным операциям;

- услугам связи;

- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость продаж";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-4 "Акцизы";

90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

На субсчете 90-1 "Выручка"

Выручка – это сумма средств, которую мы получили или должны получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги).

На данном предприятии используются следующие субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость продаж";

90-9 "Прибыль / Убыток от продаж".

Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт90 «Продажи» – признана сумма выручки за оказание услуг – деятельность по туроператорской лицензии.

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кт90 «Продажи» – признана сумма выручки за оказание услуг – деятельность по турагентской лицензии.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

С отражением выручки следует списать себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг):

Дт90 «Продажи»    Кт26 «Общехозяйственные расходы» – списана себестоимость оказанных услуг.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

Общество с ограниченной ответственность «Рекламно-туристическое агентство «Инфо-Тур» в 2004 – 2005гг. не являлось налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (рис.2):

Рисунок 2 – Формирование финансового результата от оказания услуг по итогам месяца

Если разница между выручкой (без налога) и себестоимостью продаж положительная, фирма в отчетном месяце получила прибыль.

Сумма прибыли отражается в конце месяца проводкой:

Дт 90 «Продажи» Кт 99 «Прибыли и убытки»– отражена прибыль от продаж.

Если разница между выручкой (без налога) и себестоимостью продаж отрицательная, фирма в отчетном месяце получила убыток.

Сумму убытка отражается в конце месяца проводкой:

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 90 «Продажи» – отражен убыток от продаж.

Счет 90 «Продажи» на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 «Продажи» в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться начиная с января отчетного года.

Пример:

ООО «РТА «Инфо-Тур» в декабре 2005 года продало товаров на общую сумму 66264,51 руб. (без НДС) (приложение Д). Себестоимость  оказанных услуг составила 66 302,51 руб. (таблица 7).

Таблица 7 – Группировка хозяйственных операций по счету 90 «Продажи» за декабрь 2005г.

Содержание операции Сумма, руб. Дт Кт
Начислена выручка за оказание услуг (деятельность по туроператорской лицензии) 1000 62 90
Начислена выручка за оказание услуг (деятельность по турагентской лицензии) 58368,00 76 90
Списана фактическая себестоимость оказанных услуг (деятельность по турагентской лицензии) 22952,51 90 26
Списана фактическая себестоимость оказанных услуг (деятельность по туроператорской лицензии) 43350,00 90 20
Отражен убыток 6934,51 99 90

 

Анализ данной таблицы позволяет заключить, что отклонений от требований Инструкции по применению плана счетов по бухгалтерскому учету в ООО «РТА «Инфо-Тур» при составлении бухгалтерских записей не наблюдается.

В качестве регистров аналитического учета в ООО «РТА «Инфо-Тур» по счету 90 «Продажи» ведутся: журнал хозяйственных операций, Главная книга.

Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов предприятия (приложение Г).

Журнал хозяйственных операций по счету 90 «Продажи» в ООО «РТА «Инфо-Тур» построен следующим образом:

с правой стороны журнала-ордера по каждой хозяй­ственной операции регистрируются обороты по кредиту счета 90 «Продажи» с указанием корреспондирующих счетов по дебету;

с левой стороны - указываются обороты по дебету счета 90 «Продажи» с указанием корреспондирующих счетов по кредиту (приложение Д).

Месячные итоговые данные журнала-ордера по счету 90 «Продажи» переносятся в Главную книгу (приложение Ж).

Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.

Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.

Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности пред­приятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.

Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги.

Для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета составляется оборотно - сальдовая ведомость по счетам синтетического учета.

И только потом на основании оборотно - сальдовой ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: