Знаменитый синодик «грозного» -покаяние за молодого царя Ивана Ивановича

Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. Скрынников пишет, что в связи с его смертью, «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых не-

240


I


обычных в его жизни поступков. Он решил посмертно «простить» всех опальных бояр-«изменников», казненг ных по его приказу... Грозный приказал дьякам соста­вить подробные списки всех избитых опричниками лиц. Эти списки посланы были в крупнейшие монас­тыри страны вместе с большими денежными сумма-



МИ»5

Обычно считают, что «Грозный» сделал это, раска­явшись в убийстве царевича Ивана. Однако документы показывают, что царевич Иван убит не был, и «Гроз­ный» вполне мог «раскаиваться» как до 1581 года, так и после.

Наш ко м м е нтарий. Покаяние было сдела­но царем Симеоном-Иваном не за себя, а за только что умершего бывшего царя Ивдна Ивановича. Ведь имен­но в царствование Ивана Ивановича разразился заха-рьинско-романовский террор. Естественно, что покая­ние за злодеяния во время террора было совершено именно в связи со смертью царя Ивана Ивановича. Деньги были вложены в церковь на помин именно его души.

Став на нашу точку зрения, читатель поймет, что ничего необычного в том нет. В романовской версии удивляет «неподходящий момент» для раскаяния «Гроз­ного» — ведь если бы он каялся за себя, то почему мо­мент раскаяния совпал именно со смертью Ивана Ива­новича?

КОГДА И КАК НАЧАЛИ ПИСАТЬ РУССКУЮ ИСТОРИЮ?

Среди московских летописей особое место занимают «лицевые» (иллюстрированные) летописи в 10 томах, насчитывающие около 20 тысяч листов и 16 тысяч ис­кусно выполненных миниатюр, Два последних тома Ли­цевого свода были посвящены времени царя Ивана IV.

Зададим наш постоянный вопрос: когда были со­ставлены эти летописи?

Ответ лежит на поверхности. Оказывается, в XIX веке было распространено мнение, что эти лето-

241


писи были составлены лишь во второй половши
XVII века,
что полностью соответствует нашей гипоте­
зе.                             .

Историк А. Е. Пресняков первый подверг сомнению традиционное в XIX веке мнение, будто грандиозные лицевые летописи были составлены во второй половине XVII века. Пресняков писал это в 1893 году, и, следова­тельно, только в конце XIX века историки «узнали о древности» летописного свода.

В то же время известно, что во времена «Грозного* действительно началась какая-то активная летописная работа. Об этом свидетельствуют сохранившиеся описи. царских архивов. Отметим, кстати, что сами архивы почти полностью погибли (но некоторые их описи ос­тались). Документы показывают, что летописи начали активно писаться и редактироваться именно в период оп­ричнины. Скрынников отмечает паяное прекращение офи­циального летописания после 1568 года, в конце оприч­нины. Летописными работами при опричнине руково­дил думный дьяк печатник Иван Висковатый, ставлен­ник Захарьиных-Романовых. После гражданской войны 1570—1572 годов он был казнен.

Хорошо известно, что летописи содержат многочис­ленные приписки политического характера, причем во многих случаях они текстологически очень близки к из­вестным посланиям «Грозного» Курбскому. Еще раз на­помним, что эти послания *— литературные произведе­ния, по-видимому, XVII века. Историки признают, что летописи времен Грозного были написаны исключи­тельно тенденциозно. Якобы сам «Грозный» их лично редактировал.




О ЖЕНАХ ИВАНА «ГРОЗНОГО»

Современные историки утверждают, что у «Грозно­го» было семь жен. По другим сведениям, их было пять или шесть (Карамзин). Такое число жен — прямое на­рушение церковных правил и уникальный случай в рус­ской истории. Недаром на эту тему столько написано —

242


от драматических произведений до сборников анекдо­тов.

С нашей точки зрения — ничего странного тут нет. Объяснение простое: в число «семи жен Грозного» включены жены трех (во всяком случае, нескольких) реальных царей. У каждого из них было не более трех жен. Церковные правила, запрещавшие жениться чет­вертый раз, не были нарушены. Поэтому русские ис­точники и не отмечают никаких конфликтов между «Грозным» и церковью из-за его якобы «незаконных браков». Сама же теория о «незаконных браках Грозно­го» появилась позже — уже после смуты XVI— XVII веков.

Согласно нашей реконструкции, у самого Ивана IV была только одна жена — Анастасия Романова. Объеди­нив правление Ивана IV с правлениями его сыновей, историки были вынуждены приписать всех их жен одному человеку. Косвенным свидетельством в пользу такой нашей гипотезы является то обстоятельство, что «Грозный», выбирая себе очередную невесту, почему-то часто одновременно женил и своих сыновей. Например: «предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича Евдокию Богданову Сабурову». Еще пример: «Перед тем временем, как царь Иван Ва­сильевич задумывал вступить в седьмой и последний свой брак, он женил и младшего своего сына Федора» (Забелин).

По свидетельству папского посла Антонио Поссеви-но, у царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV, было три жены. Видимо, последней из них и была Мария Нагая, родившая ему сына Дмитрия — будущего «само­званца».

Наша гипотеза. «Семь (или пять-шесть) жен Грозного», по всей видимости, это:

одна жена Ивана IV (Анастасия Романова),

три жены его сына Ивана Ивановича,

жена царя Федора (Ирина Годунова),.

одна или две жены Симеона-Ивана.

243



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: