Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. Скрынников пишет, что в связи с его смертью, «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых не-
240
I
обычных в его жизни поступков. Он решил посмертно «простить» всех опальных бояр-«изменников», казненг ных по его приказу... Грозный приказал дьякам составить подробные списки всех избитых опричниками лиц. Эти списки посланы были в крупнейшие монастыри страны вместе с большими денежными сумма-
МИ»5
Обычно считают, что «Грозный» сделал это, раскаявшись в убийстве царевича Ивана. Однако документы показывают, что царевич Иван убит не был, и «Грозный» вполне мог «раскаиваться» как до 1581 года, так и после.
Наш ко м м е нтарий. Покаяние было сделано царем Симеоном-Иваном не за себя, а за только что умершего бывшего царя Ивдна Ивановича. Ведь именно в царствование Ивана Ивановича разразился заха-рьинско-романовский террор. Естественно, что покаяние за злодеяния во время террора было совершено именно в связи со смертью царя Ивана Ивановича. Деньги были вложены в церковь на помин именно его души.
|
|
Став на нашу точку зрения, читатель поймет, что ничего необычного в том нет. В романовской версии удивляет «неподходящий момент» для раскаяния «Грозного» — ведь если бы он каялся за себя, то почему момент раскаяния совпал именно со смертью Ивана Ивановича?
КОГДА И КАК НАЧАЛИ ПИСАТЬ РУССКУЮ ИСТОРИЮ?
Среди московских летописей особое место занимают «лицевые» (иллюстрированные) летописи в 10 томах, насчитывающие около 20 тысяч листов и 16 тысяч искусно выполненных миниатюр, Два последних тома Лицевого свода были посвящены времени царя Ивана IV.
Зададим наш постоянный вопрос: когда были составлены эти летописи?
Ответ лежит на поверхности. Оказывается, в XIX веке было распространено мнение, что эти лето-
241
писи были составлены лишь во второй половши
XVII века, что полностью соответствует нашей гипоте
зе. .
Историк А. Е. Пресняков первый подверг сомнению традиционное в XIX веке мнение, будто грандиозные лицевые летописи были составлены во второй половине XVII века. Пресняков писал это в 1893 году, и, следовательно, только в конце XIX века историки «узнали о древности» летописного свода.
В то же время известно, что во времена «Грозного* действительно началась какая-то активная летописная работа. Об этом свидетельствуют сохранившиеся описи. царских архивов. Отметим, кстати, что сами архивы почти полностью погибли (но некоторые их описи остались). Документы показывают, что летописи начали активно писаться и редактироваться именно в период опричнины. Скрынников отмечает паяное прекращение официального летописания после 1568 года, в конце опричнины. Летописными работами при опричнине руководил думный дьяк печатник Иван Висковатый, ставленник Захарьиных-Романовых. После гражданской войны 1570—1572 годов он был казнен.
|
|
Хорошо известно, что летописи содержат многочисленные приписки политического характера, причем во многих случаях они текстологически очень близки к известным посланиям «Грозного» Курбскому. Еще раз напомним, что эти послания *— литературные произведения, по-видимому, XVII века. Историки признают, что летописи времен Грозного были написаны исключительно тенденциозно. Якобы сам «Грозный» их лично редактировал.
О ЖЕНАХ ИВАНА «ГРОЗНОГО»
Современные историки утверждают, что у «Грозного» было семь жен. По другим сведениям, их было пять или шесть (Карамзин). Такое число жен — прямое нарушение церковных правил и уникальный случай в русской истории. Недаром на эту тему столько написано —
242
от драматических произведений до сборников анекдотов.
С нашей точки зрения — ничего странного тут нет. Объяснение простое: в число «семи жен Грозного» включены жены трех (во всяком случае, нескольких) реальных царей. У каждого из них было не более трех жен. Церковные правила, запрещавшие жениться четвертый раз, не были нарушены. Поэтому русские источники и не отмечают никаких конфликтов между «Грозным» и церковью из-за его якобы «незаконных браков». Сама же теория о «незаконных браках Грозного» появилась позже — уже после смуты XVI— XVII веков.
Согласно нашей реконструкции, у самого Ивана IV была только одна жена — Анастасия Романова. Объединив правление Ивана IV с правлениями его сыновей, историки были вынуждены приписать всех их жен одному человеку. Косвенным свидетельством в пользу такой нашей гипотезы является то обстоятельство, что «Грозный», выбирая себе очередную невесту, почему-то часто одновременно женил и своих сыновей. Например: «предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича Евдокию Богданову Сабурову». Еще пример: «Перед тем временем, как царь Иван Васильевич задумывал вступить в седьмой и последний свой брак, он женил и младшего своего сына Федора» (Забелин).
По свидетельству папского посла Антонио Поссеви-но, у царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV, было три жены. Видимо, последней из них и была Мария Нагая, родившая ему сына Дмитрия — будущего «самозванца».
Наша гипотеза. «Семь (или пять-шесть) жен Грозного», по всей видимости, это:
одна жена Ивана IV (Анастасия Романова),
три жены его сына Ивана Ивановича,
жена царя Федора (Ирина Годунова),.
одна или две жены Симеона-Ивана.
243