Экономические блага: классификация. Редкость экономических благ

 

В экономической литературе можно встретить несколько определений блага. Во-первых, под благом понимается продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам людей. Во-вторых, по образному выражению А.Маршалла, блага – все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В-третьих, под благом понимается воплощенная полезность, т.е. не только продукты труда, но и дары природы. В-четвертых, возможна такая форма блага, которая называется услугой.

На основе ряда критериев выделяются различные виды благ: материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, настоящие и будущие, долговременные и краткосрочные, прямые и косвенные. Примером материальных благ могут быть дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, инструменты), авторские права (патенты). Нематериальные блага имеют свойства оказывать воздействия на развитие способностей человека. Различают внутренние нематериальные блага (способности к науке, живописи, музицированию) и внешние нематериальные блага (репутация, деловые связи, протекция). Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Неэкономические блага – те, которые предоставляются природой без приложения человеком усилий. Они существуют в природе в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей (воздух, вода, свет и т.д.).

Специфической формой экономического блага является товар. Особенность данной формы блага в том, что оно произведено для обмена, а также обладает свойством экономической полезности, которое зависит от степени ограниченности данного блага. Экономическое благо обладает ценностью лишь потому, что оно ограничено, т.е. редко.

4. Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.

 

Ограниченность ресурсов предопределяет проблему выбора, стоящую перед всякой экономической системой. Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики. Вопрос «что производить?» означает то, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени. Вопрос «как производить?» означает, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологи должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги. Вопрос «для кого производить?» означает обозначение того, кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая пользу, и как должен быть распределен доход общества от производства данных товаров и услуг.

Сущность проблемы выбора в экономике может быть проиллюстрирована посредством кривой производственных возможностей (Production Possibility Frontier; PPF). Данная кривая показывает максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или услуги при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.

Рассмотрим экономику, производящую продовольствие и развлечения.

Точка А на графике показывает, что экономика при имеющихся ресурсах может производить только 300 т продовольствия, а точка Е – только 400 единиц развлечений, точка С – 210 т продовольствия и 200 единиц развлечений. Прирост производства развлечений сопровождается сокращением производства продовольствия (движение от точки А к В, С, D, Е). 

Благодаря построенной модели возможно выразить стоимость товара или услуги определенным количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данные товар или услугу. Такая стоимость называется альтернативной, а издержки, производимые в ходе отказа от производства иных товаров или услуг – альтернативными или издержками упущенных возможностей. Альтернативные издержки увеличиваются по мере перемещения ресурсов из одной отрасли в другую. В нашем примере для производства первых 100 ед. развлечений экономика жертвует 25 т продовольствия, для производства вторых 100 ед. развлечений – 65 т продовольствия, для третьих 100 ед. развлечений – 90 т продовольствия, для четвертых 100 ед. развлечений – 120 т продовольствия.

Сравнивая производительность работников, фирм или наций с производительностью аналогичных субъектов, экономисты используют термин абсолютное преимущество. Говорят, что производитель, использующий меньший объем вводимых ресурсов для выпуска данного товара, имеет абсолютное преимущество при его производстве. Описывая альтернативные издержки производителей, экономисты используют термин сравнительное преимущество. Производитель, который несет меньшие потери, отказываясь от производства других товаров ради производства данного товара, обладает самыми низкими издержками упущенных возможностей производства данного товара, т.е. говорят, что он имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями данного товара.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: