Философия наука или нет?

Разногласия возникают из-за двойственности термина философия.

Первый термин звучит так. Философия – это форма духовной культуры, самостоятельно и независимо существующая на ряду с другими ее формами.

Второе значение: философия - как область знания или как гуманитарная наука о соответствующей форме духовной культуры. Но сюда больше подходит слово философоведение. Это как есть искусство и искусствоведение. Но такого термина официально не существует и одним словом обозначаются различные вещи. Вузовская дисциплина это и есть философоведение, а преподаватель не философ, а философовед.

Философия- это зеркало культуры, её рефлексия, она как бы пытается со стороны посмотреть на науку, религию и искусство и ответить на вопрос о том, что они делают, чем занимаются, как познают окружающий мир, какую роль играют в жизни человека и общества.

Ф. де Ларошфуко утверждал: «Философия – это усложнение жизни в поисках её простоты». – В чём вы видите справедливость этих слов?

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя – философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот эта далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества составляет стержневую основу существования человечества.

Философия усложняет жизнь, т.к. требует работы ума, заставляет делать порой очень сложный выбор, указывает рамки, в которых человек может быть свободным в своём выборе. Но когда правильный выбор сделан, жизнь человеку кажется удивительно простой, до следующего выбора, т.к. жизнь постоянно заставляет нас решать жизненные проблемы.

Если говорить в более широком аспекте понимания этого высказывания, то можно проследить жизнь великих философов древности (Сократ, Платон, Аристотель и др.), которые искали ответы на многие философские проблемы, позволивших создать фундамент самой философии и большинства современных наук. Они дали понятие истины, источников познания и многие другие, которые развивались, уточнялись в позже другим философами, но они были первыми, а это сложно. На базе, созданного ими фундамента уже проще развивать ту же философию и другие науки, делающие нашу жизнь проще. В любом случае умение мудро мыслить, а это сложный процесс, приводит к принятию решений, делающих нашу жизнь проще.

Философия в системе духовной культуры

Философия и наука.

Общее:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.требуют обоснования достоверности знания

4.главная ценность-истина

систем.

Разное:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. идеи философа самодостаточны, не зависят от того разделяют их остальные или нет. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия не может дать точного прогноза, Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному.

Искусство и философия.

Общее:

1. основываются на очевидности и интуиции

2. целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия - как о бытии.

3.в трудах представлен эмоционально-личностных компонент, они всегда индивидуальны.

б) Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека,

Различия:

1.Ф-опора на спекуляцию, И-опора на чувственное восприятие

2.Ф-говорит на языке рассуждений, И-на языке образов

3.Ф-саморефлексивна, И-спонтанно.

Религия и философия.

Сходства:

1. речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни;

2.религия также исследует первопричины мыслимого (Бог),

3. является формой общественного сознания.

Различие:

 1.философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах).

2.В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение.

3.В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание.

4. Р-догматична, Ф-антидогматична

5. Р- представление нескольких миров, Ф- целостное представление мира

6. Р-не подвергает критике выводы, Ф-подвергает

Если мы можем быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью». Монтень.

Мудрость возникает из житейского опыта, на основе знаний о мире, чел и тд. Если попытаться передать мудрость, мудрым от этого человек не станет, это будет лишь владеть знанием, не подкрепленным практикой, следовательно, так он становится ученым чужой мудростью, но никак не мудрым.

Мудрость охватывает метафизическую сторону жизни.

Доказательством учености является научное обоснование, мудрости – личный опыт.

У поэтического и философского способов речи есть одна общая черта. Они не могут быть «ложными». Ибо вне их самих нет мерила, каким их можно было бы измерить и каким бы они соответствовали.

Познай самого себя».

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще.

Рефлексивность мышления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.

14. "Философия всегда несвоевременна по своей сущности, ибо она принадлежит к тем редким явлениям, судьба которых в том и состоит, что они не могут встретить непосредственный отклик"

Итак, что представляет собой философия?

X. – Это одна из редких возможностей автономного и творческого существования. Ее изначальная задача – делать вещи более тяжелыми (трудными), более сложными.

М. Хайдеггер, ученик и последователь Э. Гуссерля, уже не связывает философию ни с какими идеалами научности и рациональности. Философия есть нечто самостоятельное, последнее и в этом смысле - вне сравнения. Если смотреть на нее с позиций современной естественнонаучной и технической рациональности, то в известном смысле она (философия) становится, по словам немецкого мыслителя, излишней. Философия не отвечает характеру требований того знания, которое могло быть использовано в практической деятельности, она не целесообразна, не эффективна с точки зрения оптимизации целей и средств их достижения. К тому же философия озабочивается вопросами, которые зачастую оказываются "неудобными" - эти вопросы проходят сквозь время, т. е. не являются "актуальными", социально-значимыми вопросами дня. Философия спрашивает о вечном, предельном и, следовательно, напоминает о бренности человеческого существования и, возможно, тщетности человеческих усилий. Она трудно ангажируема политическими и социально-практическими предприятиями и в этом смысле "несвоевременна".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: