Мировоззрение. виды и уровни

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; Мировоззрение связано с убеждением и менталитетом. Убеждение - это прочно сложившееся мнение, точка зрения. Менталитет - определенный образ мыслей возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который влияет на практическую деятельность)

Виды:

1) Обыденное (формируется в процессе личной практики, на

основе жизненного опыта)

2) Религиозное (дает веру в возможность достижения

поставленных целей, нацеливает на совершение нравственных

поступков, сопоставимо с научным знанием)

3) Научное(опирается на достижения науки,включает научную

картину мира, обобщает итоги человеческого познания, тесно

связано с практической деятельностью людей)

Уровни мировоззрения:

1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него

влияют религиозные, национальные факторы)

2. теоретическое мировоззрение(все основано на

доказательстве, на этом уровне находится философия и

науки).

 

Основные формы мировоззрения:

1. Мифология;

2. Религия;

3. Философия.

 

Философские проблемы нужны не для того, чтобы их разрешить: конфликты, проблемы существуют для того, чтобы были возможны жизнь, мудрость, любовь, страдания.

Философствовать- значит генетически обезопасить себя от своей и чужой глупости.

Теории происхождения философии.

 

Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.

1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, В. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования.

2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.

3. Гносеомифогенная концепция (от греч. gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч. empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.

Во время странствия, которое мы называем жизнью, нам лучше всего помогают не ответы, которые в лучшем случае порождают искушение недолговечными истинами, а вопросы, которые вызывают у нас тревогу и тем самым побуждают к росту».

 

Дело в том, что ответы на вопросы, которые мы когда-то отчаянно искали, становятся сегодня не очень важными, но вопросы остаются, они никуда не исчезают. Выходит, что вопросы в философии царственнее ответов. В таком контексте в философии речь может идти не о правильности ответа, а о корректности постановки вопроса. Далее следует сказать, что в философии наивысшей ценностью являются даже не вопросы, а те изменения, метаморфозы, которые случаются в нас в попытках найти ответы на вопросы.

 

И еще одно: в философии задают вопросы не всегда для неотлагательного ответа. Не следует ставить задачу немедля найти ответы на все вопросы. Они не могут быть найдены сейчас, но поиск ответов сделают вашу жизнь насыщеннее и глубже. Поэтому надо жить сейчас вопросами.

 

Более того, можно пойти дальше и сказать, что философское вопрошание не требует и не ждёт ответов. Например, Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» и без конца возобновляет его, не предлагая ответа, не потому, что он действительно ищет ответ на вопрос и не может найти, а потому что «вопрос сам по себе безответен, неразрешим» (Р. Рорти).

 

Смысл вопросов состоит не в том, чтобы на них ответить, а в том, чтобы они существовали как символы постоянного движения, постоянной изменчивости, постоянного странствования. Питер Маттиссен после долгих и неудачных поисков снежного человека задался вопросом: «Ты видел снежного человека?» - «Нет», - ответил он себе самому. - Разве это не прекрасно?» Выходит, снежный человек не цель, а метафора странствования. Философские вопросы как метафора думанья, мышления, метафора мыслительного странствования.

 

Вопрошая, человек превращается в персонаж собственного мышления, центр самопознания и рефлексии. Он признает недостаточность своего знания, испытывает чувство дискомфорта и неуверенности, отказывается следовать мнениям других людей о том или ином объекте. Далее, человек переносит вектор познания от предмета знания на самого себя. Например, «истинный» предмет философских рассуждений - это не обсуждаемый предмет, а участник обсуждения. Этим принципиально отличается философия от науки. «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить вопросами сущее и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос» [3, С. 333]. Спрашивание о главном, о бытии, недовольство видимым - основные положения философии. Таким образом, вопрошание образует суть философии.

Кант: «философский консенсус невозможен и спор является сутью философии».

Философское представление невозможно доказать научными способами, это как пытаться объяснить иррациональные вещи рациональными методами. Поэтому прийти к общему представлению о мире, человеке и тд не получится. Но это и не нужно, ведь споря, сравнивая разные учения, мы мыслим и рассуждаем, а это и есть философия- мышление о мышлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: