У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Августин, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. – Почему так?

На вопрос «зачем нужна философия?» Босенко ответил, что «низачем» – потому как она «не от нужды, а без нужды», «от свободы и по свободе».

Вопрос «зачем?» ставится из корыстного интереса – исходя из того, что наше время пропитано духом коммерции и прагматизма. Поэтому от нас ждут прагматичного ответа о «пригождаемости» философии – то есть разъяснения ее прямой пользы в житейском смысле.

Философия нужна человеку для его становления и саморазвития. Ум должен быть все время в тонусе. Ведь ум связан с умением разработать способы, необходимых для решения задач, которые еще не решались в истории. Сократ учил, что человеку нужно владеть общими понятиями для того, чтобы вырабатывать правильные решения в доселе не имевших место ситуациях. Оперирование общими понятиями как раз и было для него сутью философии. Философия действительно дает человеку возможность самостоятельно мыслить и самостоятельно делать выводы. А в обществе, в котором теперь мы живем, такое мышление и такие выводы небезопасны и не нужны. Ему нужны люди, которые не мыслят, а только берут идеи, производимые обществом. Мышление – небезопасная вещь.

То, что предлагается человеку в рамках учебного процесса в университете, часто воспринимается им враждебно, как «обязаловка», навязанная ему извне. А как некогда заметил Аристотель, философия требует досуга и глубже осваивается при свободном к ней отношении, исходя из личного интереса.

Ясперс говорил, что философия начинается с детских вопросов. Именно ребенок способен задать философский вопрос. Я раньше к этому относился, как к некой банальной красивой фразе, а потом я понял, что за этим стоит глубокая истина. Почему? Потому что над взрослым человеком довлеет огромное количество культурных стереотипов: ему что-то удобно спросить, что-то неудобно. А вот ребенку все удобно. Он может поставить самый неудобный вопрос и внешне очень простой, но когда вы попытаетесь на него ответить, вы увидите, насколько он сложный. А что такое дети? Это начало цивилизации, начало человечества. Почему говорят, что философия начинается с любознательности. Человек сначала задает простые вопросы, из которых вытекают сложные и философия нужна за тем, чтобы их прояснять.

Задача тех, кто занимается мыслью профессионально, - подтолкнуть общество к самому процессу преодоления обозначенных «недостатков», подсказать, в чем состоит ошибочность данного состояния. Таким образом, можно утверждать практическое значение философии для социума. Это практическое значение можно найти и в метафоре «покрывала» майя, отражающем двойственность мира - истинного и кажущегося; в пифагорейском «познай самого себя», направляющем индивида к внутреннему самосозерцанию; в метафоре «пещеры» Платона, символизирующей духовное движение субъекта от незнания к знанию, и т. д.

Знание уничтожает философию.

Пятигорский: "Может ли мышление об объекте изменить объект? В буддизме знание объекта изменяет объект, а часто его аннулирует. Вместо объекта остаётся знание объекта... Знание кармы уничтожает карму». Чужую карму не проживёшь; чужую философию не построишь. Чужие просто можно знать. Причём знать на "отлично".

Философии - мышление о мышлении. Нет философии, возвышающейся над остальными. Построенное вами - будет настоящим. Рассказанное после заучки или понимания слов из учебника - останется только словами, пусть правильно понятыми.

Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины - несостоявшимся Римом, а Платон - недоразвитым Аристотелем? - Возможен ли прогресс в философии?

В развитии философии происходит не только развертывание старых философских школ, но и появление новых философских направлений. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что прогресс философии не заключается в том, что после некоторых учений появляются более лучшие учения.

Прогресс философии заключается в росте, обогащении. Иначе говоря, прогресс философии в том, что прибавляются новые философские учения и входят в общую философскую копилку человечества. Говоря о прогрессе философии, следует иметь в виду и то обстоятельство, что разные стороны самой философии переживают прогресс по-разному. Если в логике прогресс проявляет себя в обогащении, уточнении, увеличении категориального аппарата, то, например, в мировоззрении нет такого накопительного развития, а идеологии вообще способны возникать и отмирать, сменяя друг друга.

У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Августин, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. – Почему так?

Изучение философии через тексты обостряет проблему понимания, которое является целью прочтения философского текста. Кроме того, философский текст изначально «избыточен»: в нем есть все, что каждый ищет и находит для себя. По этим причинам у каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, в то время как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн, т.к. физические и математические законы однозначны (1, 2, 3 – законы Ньютона, уравнения квантовой механики и теории относительности).

Во-вторых, философский текст вариативен, многогранен, незавершен, и это способствует порождению всевозможных смыслов. Любой философский текст решает некую философскую проблему, если мы увидели проблему, значит, поняли текст.

Философская проблема реконструируется на основе изучения текста. Но это – составляет определенную трудность: понятные для одного человека философские проблемы могут быть не так очевидны для другого.

5. Б. Рассел: "Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика". А в чем состоит философия?

Открытия, сделанные одними математиками, принимаются другими математиками, независимо от разногласий в определениях понятия математики.

В философии же, где разногласия обнаруживаются по всем обсуждаемым вопросам, не может быть, естественно, единодушия в ответе на вопрос «что такое философия?». Этот вопрос, следовательно, превращается в проблему, и, ставя ее, философы вынуждены объяснять, почему существуют кардинальные разногласия в определении науки (или области знания), относительно которой все участники спора согласны, что они занимаются именно этой наукой, этой областью знания.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - состоит из формы общественного сознания; учении об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Милетская школа натурфилософии, Кант изучает человека, этику, Конфуций – государство, мораль.

6. "Философия - это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия". - Как Вы можете развернуть эту мысль.

Философия- с греческого переводится как любовь к мудрости, к знаниям, и когда мы начинаем что - либо пытаться узнать, открыть для себя, рассуждать на темы познания, существования, жизни, размышлять о том что значит то или иное действие, слово, мысль, видимо это и имеется в виду под философским состоянием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: