Философия Будды: 4 благородные истины и 8 путь спасения

Буддизм возник как антибрахманское («Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать») и кшатрийское нравственное учение. Будда выступал против деления общества на варны. Будда сознательно избегал больших мировоззренческих вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа телу или же отлична от тела, смертна душа или бессмертна, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на пути освобождения человека от страдания, которым преисполнен мир.

Первоначальный буддизм — своего рода диалектическое отрицание брахманизма. Буддизм пессимистичнее брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание— наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь — страдание и что в сансаре не может быть счастливых жизней. Кем бы ни был человек, он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам здесь не помогут. Единственное средство избавиться от страдания — полностью выйти из сансары.

Главный закон жизни. Смысл его в том, что добро и зло — абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». Нравственные нормы буддизма: смирение, целомудрие, благочестие, любовь к ближнему, человеколюбие, братство, прощение обид. В жизни следует придерживаться среднего, срединного пути между потворством чувственным наслаждениям и аскетизмом (крайним аскетизмом).

Для первоначального буддизма характерно также убеждение в универсальной изменчивости сущего. Буддизм учит: то, что кажется вечным, исчезнет; высокое снизится; где есть встреча, там будет и разлука; все, что рождено, умрет. Позднее эта черта приняла крайнюю форму моментальности: никакая вещь не существует долее одного весьма малого неделимого момента времени, ибо в следующий момент она уже другая. Ни одна вещь не остается неизменной в течение любых двух моментов, так как не может дать одинакового результата за два разных момента своего существования

Четыре благородные истины. Первая из этих истин нам уже известна: жизнь есть страдание. Буддизм видел лишь темную сторону жизни. Вторая «благородная истина» говорит о причине страдания. Будда усмотрел причину страдания в любви к жизни, в жажде жизни, в жажде наслаждения, в жажде существования, в самих людских желаниях. Из этого следует третья истина: если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания через «полное бесследное уничтожение этой жажды». Наконец, четвертая благородная истина говорит о «пути», ведущем к освобождению от страдания. Это и есть тот срединный путь. Этот путь восьмеричен.

 Восьмеричный путь. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь:

1) должное понимание четырех истин,

2) правильная решимость, т. е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами,

3) правильная речь, т. е. воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, скабрезных и фривольных разговоров,

4) правильное действие, т. е. непричинение зла живому (ахимса), воздержание от воровства,

5) правильный образ жизни, т е. привычка жить честным трудом,

6) правильное усилие, т. е. борьба с соблазнами и дурными мыслями,

7) правильное направление мысли, т. е. отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму,

8) правильное сосредоточение. В свою очередь, правильное сосредоточение имеет четыре ступени:

а) сначала мы сосредоточиваем свой чистый и незамутненный ум на осмыслении и истолковании истин;

б) на второй ступени мы уже верим в эти истины — и тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает, и мы достигаем душевного спокойствия и радости;

в) затем мы освобождаемся и от радости, в частности от ощущения своей телесности,

г) наконец мы достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия. Это искомое состояние нашего духа Будда назвал нирваной.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий;

• не. укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Философия Ф. Бэкона

В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом.

Объектом познания выступает природа. Задача познания - исследование её законов, а цель познания - установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание - это знание причин. Основа познания - опыт. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание — сила».

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а

Требования к методу Бэкон выражает в форме иллюстрации особенностей работы муравья, паука и пчелы;

"Путь муравья" - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления;

"Путь паука - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания;

"Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.

 

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной.

Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь.

Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает 4 вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, и театра.

Идолы рода - это ошибки, истолкования человека природы по аналогии с собой, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны (стремление ума к необоснованным обобщениям)

Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

§ Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества – антропоморфность мифа)

§ Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

§ Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).

§ Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: