Платон мне друг но истина дороже

Критика теории идей. Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Аристотель, по существу, указывает на гносеологические корни платонизма, а тем самым и идеализма вообще. Аристотель показывает, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может.

 

Вещи и идеи неразрывно связаны. Если идеи выражают общее присущее вещам, должно существовать общее объединяющее идею и вещь. Это идея подобия. В свою очередь идеи, вещи и идеи подобия нужно связать новой идеей, которя будет общей для всех, т.е. процесс идеализации вещей и отношений становится бесконечным.

Вещи имеют 4 вида причин: матер(глина), производящая(станок), формальная(кувшин), конечная.

В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать?

В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством.

Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом.

 «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

31. Что означает знаменитое высказывание Декарта " я мыслю, следовательно, я существую"

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. Более точно фраза звучит как— «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Ибо факт мышления или существования можно поставить под сомнение, но факт существования появившегося сомнения неоспорим. Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления.

Возможно ли сомневаться в показаниях наших органов чувств? — Да, так как чувства периодически нас обманывают.

Возможно ли ошибаться в геометрических выводах и вычислениях? — Да, ибо возможно, что «некий демон» сделал так, что я каждый раз ошибаюсь, когда совершаю вычисления.

Могу ли я быть уверен, что нахожусь в полном сознании и что происходящее со мной в данный момент происходит не во сне? — Нет, ибо уже бывало, что мне казалось, говорит Декарт, что я сижу в халате у камина и размышляю, и вдруг я просыпался, обнаруживая, что лежу в постели.

«Но тотчас же вслед за тем я обратил внимание на то, что в то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь. Заметив, что истина: я мыслю, следовательно, я существую, столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасений принять ее за первый искомый мною принцип философии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: