Каков нравственный императив Канта?

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Основы категорического императива:

1.Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;

2.Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;

3.Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

Следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству и в своем лице, и в лице других как к цели, а не как к средству. «Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели. Люди часто относятся друг к другу прагматически, своекорыстно, поэтому Кант предостерегает: человек самоценен. Нельзя строить с ним моральные отношения и в то же время думать только о выгоде, расчете. Принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения порой благородных и весьма полезных целей человек оказывается только средством.

Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд.

Теория идей Платона.

Основной вопрос философии у Платона. Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии — история_борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами). Из философов «одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю... утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же», другие же настаивают на том, что «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи».

Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования.

Идея — не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе все многообразие ее чувственных воплощений. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея — Блага. Миру идей, то есть миру истинно сущего бытия, противостоит не мир чувственных вещей, а мир небытия, т.е. материи. Решая вопрос о характере взаимосвязи идей и вещей, Платон говорит о трех видах отношений: подражании, причастности и присутствии.

Пещера. В этих целях в начале седьмой книги «Государства» Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины мира с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом свете лишь тени вещей, а не сами вещи. Они убеждены, что, кроме их пещеры, проникающего в нее слабого света и бледных теней, ничего нет. Такие узники совершенно не верят тому из них, кто, сумев вырваться за пределы пещеры и увидев реальные вещи при реальном освещении, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души.

Платон идеалист, идея первична, вещь вторична. Идея порождает вещь

Метод Сократа: познание как вопрошание

Основные составные части сократовского метода субъективной диалектики: «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Суть споров Сократа строится на системе последовательных вопросов, ответы на которые должны приводить собеседника к внутреннему противоречию с самим собой и, как следствие, к признанию собственного невежества.  В этом и состоит сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» – «повивальное искусство» – искусство определять понятия и преодолевать противоречия с целью обнаружения истины, своего рода, "рождение" знания.. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства (т.е. восхождения от частного к общему) и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: