Религиозное общество со своим особым правительством.
Если ограничивать религию религиозным чувством в соб-
Ственном смысле слова, вполне реальным, но в то же время
Несколько смутным, несколько неопределенным, единствен-
Ною характеристикою которого могло бы служить само его
Имя, чувством, обращающимся то к внешней природе, то к за-
Таенным сторонам души человеческой, сегодня к поэзии, зав-
Тра к тайнам будущего, чувством, блуждающим повсюду, везде
Ищущим себе удовлетворения и нигде не останавливающим-
Ся, — повторяю, если ограничивать религию таким чувством,
То она по необходимости должна остаться чисто индивидуаль-
Ною. Подобное чувство может, конечно, вызвать людей к мгно-
Венной ассоциации; оно может, должно даже, находить насла-
Ждение в симпатии, питаться и укрепляться ею; но по своей
Колеблющейся, изменчивой природе, оно никогда не сдела-
Ется началом прочного обширного союза, не применится ни-
|
|
Какой системе правил, обрядов, форм; одним словом, не соз-
Даст ни религиозного общества, ни соответствующей ему пра-
Вительственной системы.
Но, если я только не ошибаюсь, такое религиозное чувст-
Во не составляет полного выражения религиозной природы
Человека. Я думаю, что религия есть нечто совершенно иное
И притом гораздо более важное.
В природе, в судьбе человека есть задачи, разрешение ко-
Торых находится вне пределов земной жизни, которые связа-
Ны с порядком вещей, недоступным видимому миру; а между
Тем они непреодолимо тревожат душу человека, стремящегося
Во что бы то ни стало к разрешению их. Разрешение этих за-
Дач, верования, догматы, заключающие или по крайней мере
Имеющие притязание заключать в себе такое разрешение, —
Вот первый объект, первый источник религии.
К ней ведет еще другая дорога. Для тех из вас, кто хотя сколь-
Ко-нибудь изучал философию, очевидно, я думаю, что нравст-
113
UKMzOS |STYS
Венные идеи существенно отличны от религиозных, что поня-
Тие о добре и зле, обязанность избегать зла и делать добро, —
Суть законы, которые человек находит в собственной своей
Природе, подобно законам логическим; источник их — в самом
Человеке, применение их — в его действительной жизни. Но
Из этих фактов необходимо рождается вопрос: где происхож-
Дение нравственности, и к чему ведет она? Эта обязанность де-
Лать добро, существующая сама по себе, представляет ли она
|
|
Независимый от всего факт, без причины и цели? Не скрыва-
Ет ли она, или лучше сказать, не указывает ли она человеку
На его происхождение, на его назначение, выходящее за пре-
Делы этого мира? Вопрос этот является сам собою, он неизбе-
Жен, чрез него именно нравственность и приводит человека
К религии, открывает ему ту божественную сферу, с которою
Она сама состоит в тесном единстве.
Таким образом, с одной стороны, сама человеческая при-
Рода, с другой — необходимость найти происхождение — цель
Нравственности, составляют неиссякаемые источники рели-
Гии. Область религии содержит в себе не одно только простое
Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Учений, возбужденных вопросами, которые носит в себе сам
Человек; 2) правил, соответствующих этим учениям и дающих
Смысл и силу естественной нравственности, и наконец, 3) обе-
Щаний, обращенных к надеждам человека на будущую жизнь.
Вот составные части религии; вот какою она является на са-
Мом деле, представляя нечто несравненно большее, нежели
Простое видоизменение чувствительности, порыв воображе-
Ния или особый род поэтического вдохновения.
Итак, по существу своему, по истинным своим элементам,
Религия представляется не чисто индивидуальным фактом,
А могучим источником общественности. Будем ли мы смотреть
На нее, как на систему верований, догматов? Истина не при-
надлежит никому в особенности; она всемирна, безусловна;
Люди чувствуют в себе потребность общими силами искать
114
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
И исповедывать ее. Обратимся ли мы к правилам, происте-
Кающим из религиозных учений? Закон, обязательный для од-
Ного лица, должен быть обязателен и для всех; нужно обна-
Родовать его, доставить ему всеобщее господство. То же са-
Мое относится и к обещаниям, связанным с религиозными
Верованиями и правилами: надо распространять их, надо при-
Зывать всех к пользованию обещанными плодами. Таким об-
Разом, из существенных элементов религии рождается рели-
Гиозное общество и рождается так неизбежно, что слово, вы-
Ражающее самое энергичное из общественных чувств, самую
Настоятельную потребность распространения идей, расши-
рения общества, есть слово ≪прозелитизм≫, преимущественно
Прилагаемое к религиозным верованьям, и, по-видимому, ис-
Ключительно посвященное им.
Когда религиозное общество однажды образовалось, когда
Соединилось известное число людей с общими религиозны-
Ми верованьями и надеждами, под действием общих религи-
Озных правил, — для них необходимо правительство. Нет об-
Щества, которое могло бы просуществовать одну неделю, — что
я говорю! — один час — без правительства. С самой первой ми-
Нуты своего существования, вследствие самого факта этого
Существования, общество уже нуждается в правительстве, ко-
Торое провозглашало бы истину, служащую соединительным
Звеном общества, которое бы объявляло и поддерживало пра-
Вила, проистекающие из этой истины. Необходимость власти,
Правительства в религиозном обществе, как и во всяком дру-
Гом, заключается в самом факте существования общества. Об-
Разование правительства происходит совершенно естествен-
Но. Едва ли возможно доискаться во всех подробностях каким
Образом, вообще, правительство водворяется и утверждает-
Ся в обществе; одно лишь несомненно: при нормальном, за-
Кономерном течении дел, не нарушаемом вмешательством
|
|
Силы, власть достается способнейшим, лучшим людям, мо-
Гущим повести общество к предназначенной цели. Идет ли
115
UKMzOS |STYS
Дело о военном предприятии? властью овладевают храбрей-
Шие. Имеет ли общество своим предметом ученое исследова-
Ние или предприятие? главою его является наиболее сведую-