Ником новых отношений, из которых необходимо образуется

Религиозное общество со своим особым правительством.

Если ограничивать религию религиозным чувством в соб-

Ственном смысле слова, вполне реальным, но в то же время

Несколько смутным, несколько неопределенным, единствен-

Ною характеристикою которого могло бы служить само его

Имя, чувством, обращающимся то к внешней природе, то к за-

Таенным сторонам души человеческой, сегодня к поэзии, зав-

Тра к тайнам будущего, чувством, блуждающим повсюду, везде

Ищущим себе удовлетворения и нигде не останавливающим-

Ся, — повторяю, если ограничивать религию таким чувством,

То она по необходимости должна остаться чисто индивидуаль-

Ною. Подобное чувство может, конечно, вызвать людей к мгно-

Венной ассоциации; оно может, должно даже, находить насла-

Ждение в симпатии, питаться и укрепляться ею; но по своей

Колеблющейся, изменчивой природе, оно никогда не сдела-

Ется началом прочного обширного союза, не применится ни-

Какой системе правил, обрядов, форм; одним словом, не соз-

Даст ни религиозного общества, ни соответствующей ему пра-

Вительственной системы.

Но, если я только не ошибаюсь, такое религиозное чувст-

Во не составляет полного выражения религиозной природы

Человека. Я думаю, что религия есть нечто совершенно иное

И притом гораздо более важное.

В природе, в судьбе человека есть задачи, разрешение ко-

Торых находится вне пределов земной жизни, которые связа-

Ны с порядком вещей, недоступным видимому миру; а между

Тем они непреодолимо тревожат душу человека, стремящегося

Во что бы то ни стало к разрешению их. Разрешение этих за-

Дач, верования, догматы, заключающие или по крайней мере

Имеющие притязание заключать в себе такое разрешение, —

Вот первый объект, первый источник религии.

К ней ведет еще другая дорога. Для тех из вас, кто хотя сколь-

Ко-нибудь изучал философию, очевидно, я думаю, что нравст-

113

UKMzOS |STYS

Венные идеи существенно отличны от религиозных, что поня-

Тие о добре и зле, обязанность избегать зла и делать добро, —

Суть законы, которые человек находит в собственной своей

Природе, подобно законам логическим; источник их — в самом

Человеке, применение их — в его действительной жизни. Но

Из этих фактов необходимо рождается вопрос: где происхож-

Дение нравственности, и к чему ведет она? Эта обязанность де-

Лать добро, существующая сама по себе, представляет ли она

Независимый от всего факт, без причины и цели? Не скрыва-

Ет ли она, или лучше сказать, не указывает ли она человеку

На его происхождение, на его назначение, выходящее за пре-

Делы этого мира? Вопрос этот является сам собою, он неизбе-

Жен, чрез него именно нравственность и приводит человека

К религии, открывает ему ту божественную сферу, с которою

Она сама состоит в тесном единстве.

Таким образом, с одной стороны, сама человеческая при-

Рода, с другой — необходимость найти происхождение — цель

Нравственности, составляют неиссякаемые источники рели-

Гии. Область религии содержит в себе не одно только простое

Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)

Учений, возбужденных вопросами, которые носит в себе сам

Человек; 2) правил, соответствующих этим учениям и дающих

Смысл и силу естественной нравственности, и наконец, 3) обе-

Щаний, обращенных к надеждам человека на будущую жизнь.

Вот составные части религии; вот какою она является на са-

Мом деле, представляя нечто несравненно большее, нежели

Простое видоизменение чувствительности, порыв воображе-

Ния или особый род поэтического вдохновения.

Итак, по существу своему, по истинным своим элементам,

Религия представляется не чисто индивидуальным фактом,

А могучим источником общественности. Будем ли мы смотреть

На нее, как на систему верований, догматов? Истина не при-

надлежит никому в особенности; она всемирна, безусловна;

Люди чувствуют в себе потребность общими силами искать

114

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

И исповедывать ее. Обратимся ли мы к правилам, происте-

Кающим из религиозных учений? Закон, обязательный для од-

Ного лица, должен быть обязателен и для всех; нужно обна-

Родовать его, доставить ему всеобщее господство. То же са-

Мое относится и к обещаниям, связанным с религиозными

Верованиями и правилами: надо распространять их, надо при-

Зывать всех к пользованию обещанными плодами. Таким об-

Разом, из существенных элементов религии рождается рели-

Гиозное общество и рождается так неизбежно, что слово, вы-

Ражающее самое энергичное из общественных чувств, самую

Настоятельную потребность распространения идей, расши-

рения общества, есть слово ≪прозелитизм≫, преимущественно

Прилагаемое к религиозным верованьям, и, по-видимому, ис-

Ключительно посвященное им.

Когда религиозное общество однажды образовалось, когда

Соединилось известное число людей с общими религиозны-

Ми верованьями и надеждами, под действием общих религи-

Озных правил, — для них необходимо правительство. Нет об-

Щества, которое могло бы просуществовать одну неделю, — что

я говорю! — один час — без правительства. С самой первой ми-

Нуты своего существования, вследствие самого факта этого

Существования, общество уже нуждается в правительстве, ко-

Торое провозглашало бы истину, служащую соединительным

Звеном общества, которое бы объявляло и поддерживало пра-

Вила, проистекающие из этой истины. Необходимость власти,

Правительства в религиозном обществе, как и во всяком дру-

Гом, заключается в самом факте существования общества. Об-

Разование правительства происходит совершенно естествен-

Но. Едва ли возможно доискаться во всех подробностях каким

Образом, вообще, правительство водворяется и утверждает-

Ся в обществе; одно лишь несомненно: при нормальном, за-

Кономерном течении дел, не нарушаемом вмешательством

Силы, власть достается способнейшим, лучшим людям, мо-

Гущим повести общество к предназначенной цели. Идет ли

115

UKMzOS |STYS

Дело о военном предприятии? властью овладевают храбрей-

Шие. Имеет ли общество своим предметом ученое исследова-

Ние или предприятие? главою его является наиболее сведую-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: