Противления личного — право страшное, несовместное с иде-

Ею общества, потому что оно ведет к насилию, к войне, т. е.

К уничтожению общества, но вместе с тем это право, которое

Всегда существует в глубине человеческой души, совершенное

Уничтожение его было бы равносильно рабству. Сознание это-

Го права погибло, подавленное и поруганное, в римском об-

Ществе и не могло возродиться из его остатков; из принципов

Христианского общества оно также не проистекало, по край-

Ней мере не проистекало непосредственно. Оно вновь вошло

В европейские нравы при посредстве феодальной системы.

Сделать право сопротивления излишним и бесполезным — это

Задача цивилизации; постоянное провозглашение его — это за-

Слуга феодализма.

Таков, по-видимому, результат исследования феодального

Общества, рассматриваемого в самом себе, в своих общих эле-

Ментах, независимо от исторического развития его. Подтвер-

Ждается ли этот результат фактами, историею? Действитель-

Но, случилось то, что должно было случиться; феодальное уст-

Ройство сделало то, что оно должно было сделать; судьба его

Соответствовала его внутренним качествам. Исторические со-

Бытия доказывают верность всех предположений и догадок,

Почерпнутых нами из самой сущности феодализма.

Бросим беглый взгляд на общую историю феодальной сис-

Темы от x до xiii века. Нельзя не признать, что она оказа-

Ла важное и благотворное влияние на индивидуальное разви-

Тие человека, на развитие чувств, характеров, идей. В истории

Этого времени мы встречаемся со множеством благородных

Чувств, великих подвигов, прекрасных проявлений человече-

Ской природы, очевидно составляющих последствия феодаль-

Ных нравов. Рыцарство мало сходно с феодализмом, но, одна-

Ко, оно порождение его. Этот идеал возвышенности, велико-

106

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Душия, преданности есть порождение феодальной системы,

И он говорит в ее пользу.

Далее, мы видим, что под покровом феодализма в феодаль-

Ных замках появляются первые проблески европейской фан-

Тазии, первые опыты поэзии, литературы, первые умствен-

Ные наслаждения, испытанные Европою по выходе ее из со-

Стояния варварства. Для подобного развития необходимы

Душевные и жизненные побуждения, необходим досуг, необ-

Ходимы тысячи других условий, несовместных с трудным, пе-

Чальным, грубым, тяжелым существованием низших классов

Народонаселения. Во Франции, в Англии, в Германии с фео-

Дальною эпохою тесно связаны первые литературные воспо-

Минания, первые умственные наслаждения Европы.

Но, с другой стороны, если мы будем вопрошать историю

О влиянии, которое имел феодализм на общество, мы полу-

Чим ответ, не менее согласный с нашими предположения-

Ми: повсюду феодальное устройство противилось как утвер-

Ждению общественного порядка, так и расширению свободы.

С какой бы точки зрения мы ни рассматривали общественный

Прогресс, феодализм всегда представится вам препятствием

На пути его. Поэтому-то с самого возникновения феодально-

Го общества, против него восстают и беспрерывно борются

С ним обе силы, наиболее содействовавшие развитию порядка

И свободы, с одной стороны монархическая власть, с другой —

Власть народная, король и народ. В разные времена были сде-

Ланы попытки правительственного устройства феодального

Общества на основаниях более законных и менее исключи-

Тельных. В Англии трудились над этим Вильгельм Завоеватель

И его сыновья, во Франции — Людовик Святой, в Германии —

Многие императоры; но все попытки, все усилия их остались

Тщетными. Самая природа феодального общества отвергала

Порядок и законность. В новейшее время некоторые истори-

Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-

Му; они видели в нем законное, правильное, прогрессивное

107

UKMzOS JKT{KLTYS

Состояние, представляли его золотым веком. Но спросите

Их, где и когда существовало это состояние, к какому времени

И месту они его относят, — вы не получите ответа. Феодализм —

Это утопия, не имеющая под собой никакой почвы, это дра-

Ма, для которой в прошедшем нет ни театра, ни актеров. При-

Чину заблуждения этих историков открыть не трудно; она же

Объясняет нам заблуждения тех, которые не могут произне-

сти слово ≪феодализм≫ без проклятия. И те и другие не при-

Няли в соображение двойственности феодализма, не потруди-

Лись отличить его влияние на умственное развитие человека,

На чувства, характеры, страсти от его влияния на обществен-

Ный строй. Одни не могли допустить, чтобы общественная

Система, в которой было столько благородных чувств, добле-

Стей, среди которой родились все литературы, в которой нра-

Вы получили некоторую возвышенность, некоторое величие, —

Чтобы эта система была в то же время так дурна и гибельна,

Какою представляют ее. Другие видели только зло, причинен-

Ное феодализмом массе народонаселения, преграду, постав-

Ленную им на пути развития порядка и свободы, и не могли

Поверить, чтобы он произвел благородные характеры, вели-

Кие доблести, вообще вызвал какой бы то ни было прогресс.

И те и другие, повторяю, упустили из виду двойственный эле-

Мент цивилизации. Они не заметили, что цивилизация состо-

Ит из двух отдельных развитий, из которых одно может в дан-

Ное время совершаться независимо от другого, хотя по про-

Шествии веков, после длинного ряда фактов, они непременно

Должны соединиться воедино.

Впрочем, феодальная система была тем, чем она должна

Была быть, и сделала то, что должна была сделать. Индивиду-

Альность, энергия личности — таков был преобладающий ха-

Рактер победителей Римской империи, поэтому результатом

Общественного устройства, основанного ими и для них, преж-

Де всего должно было быть не что иное, как развитие лично-

Сти, индивидуальности человека. Внутренние, нравственные

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Наклонности человека, вносимые им в общественную систему

При самом установлении ее, имеют могущественное влияние

На общественный быт, а общественный быт, в свою очередь,

Действует на наклонности, укрепляет и развивает их. В гер-

Манском обществе господствовала личность; и феодальное об-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: