Ею общества, потому что оно ведет к насилию, к войне, т. е.
К уничтожению общества, но вместе с тем это право, которое
Всегда существует в глубине человеческой души, совершенное
Уничтожение его было бы равносильно рабству. Сознание это-
Го права погибло, подавленное и поруганное, в римском об-
Ществе и не могло возродиться из его остатков; из принципов
Христианского общества оно также не проистекало, по край-
Ней мере не проистекало непосредственно. Оно вновь вошло
В европейские нравы при посредстве феодальной системы.
Сделать право сопротивления излишним и бесполезным — это
Задача цивилизации; постоянное провозглашение его — это за-
Слуга феодализма.
Таков, по-видимому, результат исследования феодального
Общества, рассматриваемого в самом себе, в своих общих эле-
Ментах, независимо от исторического развития его. Подтвер-
Ждается ли этот результат фактами, историею? Действитель-
|
|
Но, случилось то, что должно было случиться; феодальное уст-
Ройство сделало то, что оно должно было сделать; судьба его
Соответствовала его внутренним качествам. Исторические со-
Бытия доказывают верность всех предположений и догадок,
Почерпнутых нами из самой сущности феодализма.
Бросим беглый взгляд на общую историю феодальной сис-
Темы от x до xiii века. Нельзя не признать, что она оказа-
Ла важное и благотворное влияние на индивидуальное разви-
Тие человека, на развитие чувств, характеров, идей. В истории
Этого времени мы встречаемся со множеством благородных
Чувств, великих подвигов, прекрасных проявлений человече-
Ской природы, очевидно составляющих последствия феодаль-
Ных нравов. Рыцарство мало сходно с феодализмом, но, одна-
Ко, оно порождение его. Этот идеал возвышенности, велико-
106
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Душия, преданности есть порождение феодальной системы,
И он говорит в ее пользу.
Далее, мы видим, что под покровом феодализма в феодаль-
Ных замках появляются первые проблески европейской фан-
Тазии, первые опыты поэзии, литературы, первые умствен-
Ные наслаждения, испытанные Европою по выходе ее из со-
Стояния варварства. Для подобного развития необходимы
Душевные и жизненные побуждения, необходим досуг, необ-
Ходимы тысячи других условий, несовместных с трудным, пе-
Чальным, грубым, тяжелым существованием низших классов
Народонаселения. Во Франции, в Англии, в Германии с фео-
|
|
Дальною эпохою тесно связаны первые литературные воспо-
Минания, первые умственные наслаждения Европы.
Но, с другой стороны, если мы будем вопрошать историю
О влиянии, которое имел феодализм на общество, мы полу-
Чим ответ, не менее согласный с нашими предположения-
Ми: повсюду феодальное устройство противилось как утвер-
Ждению общественного порядка, так и расширению свободы.
С какой бы точки зрения мы ни рассматривали общественный
Прогресс, феодализм всегда представится вам препятствием
На пути его. Поэтому-то с самого возникновения феодально-
Го общества, против него восстают и беспрерывно борются
С ним обе силы, наиболее содействовавшие развитию порядка
И свободы, с одной стороны монархическая власть, с другой —
Власть народная, король и народ. В разные времена были сде-
Ланы попытки правительственного устройства феодального
Общества на основаниях более законных и менее исключи-
Тельных. В Англии трудились над этим Вильгельм Завоеватель
И его сыновья, во Франции — Людовик Святой, в Германии —
Многие императоры; но все попытки, все усилия их остались
Тщетными. Самая природа феодального общества отвергала
Порядок и законность. В новейшее время некоторые истори-
Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
Му; они видели в нем законное, правильное, прогрессивное
107
UKMzOS JKT{KLTYS
Состояние, представляли его золотым веком. Но спросите
Их, где и когда существовало это состояние, к какому времени
И месту они его относят, — вы не получите ответа. Феодализм —
Это утопия, не имеющая под собой никакой почвы, это дра-
Ма, для которой в прошедшем нет ни театра, ни актеров. При-
Чину заблуждения этих историков открыть не трудно; она же
Объясняет нам заблуждения тех, которые не могут произне-
сти слово ≪феодализм≫ без проклятия. И те и другие не при-
Няли в соображение двойственности феодализма, не потруди-
Лись отличить его влияние на умственное развитие человека,
На чувства, характеры, страсти от его влияния на обществен-
Ный строй. Одни не могли допустить, чтобы общественная
Система, в которой было столько благородных чувств, добле-
Стей, среди которой родились все литературы, в которой нра-
Вы получили некоторую возвышенность, некоторое величие, —
Чтобы эта система была в то же время так дурна и гибельна,
Какою представляют ее. Другие видели только зло, причинен-
Ное феодализмом массе народонаселения, преграду, постав-
Ленную им на пути развития порядка и свободы, и не могли
Поверить, чтобы он произвел благородные характеры, вели-
Кие доблести, вообще вызвал какой бы то ни было прогресс.
И те и другие, повторяю, упустили из виду двойственный эле-
Мент цивилизации. Они не заметили, что цивилизация состо-
Ит из двух отдельных развитий, из которых одно может в дан-
Ное время совершаться независимо от другого, хотя по про-
Шествии веков, после длинного ряда фактов, они непременно
Должны соединиться воедино.
Впрочем, феодальная система была тем, чем она должна
Была быть, и сделала то, что должна была сделать. Индивиду-
Альность, энергия личности — таков был преобладающий ха-
Рактер победителей Римской империи, поэтому результатом
Общественного устройства, основанного ими и для них, преж-
Де всего должно было быть не что иное, как развитие лично-
Сти, индивидуальности человека. Внутренние, нравственные
|
|
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Наклонности человека, вносимые им в общественную систему
При самом установлении ее, имеют могущественное влияние
На общественный быт, а общественный быт, в свою очередь,
Действует на наклонности, укрепляет и развивает их. В гер-
Манском обществе господствовала личность; и феодальное об-