Востей. Однако и церковь, несомненно, способствовала огра-

ничению рабства. Вот неопровержимое тому доказательство:

В разные эпохи большая часть формул отпущения на волю име-

Ла религиозное основание; освобождение рабов почти всегда

Совершалось во имя религиозной идеи, надежд на будущее, ду-

Ховного равенства людей.

Усилия церкви направлены были также к уничтожению мно-

Жества варварских обычаев, к улучшению уголовного и граж-

Данского законодательства. Вам известно, до какой степени

Это законодательство, несмотря на некоторые содержавшие-

ся в нем семена свободы, было в то время нелепо и пагубно;

Вы знаете, что лишенные смысла пытки, судебный поединок,

Простая присяга нескольких лиц считались единственными

Средствами к обнаружению истины. Церковь старалась заме-

Нить их другими, более разумными, более законными спосо-

141

UKMzOS.KWTYS

Бами. Я уже сообщал о различии, которое существует между

Вестготскими законами, составляющими по большей части

Произведение толедских соборов, и законами других варвар-

Ских народов. Сравнивая их, нельзя не заметить огромного

Превосходства постановлений церкви в деле законодательст-

Ва, справедливости во всем, что относится к отысканию исти-

Ны, к улучшению судьбы человеческого рода. Конечно, боль-

Шая часть этих постановлений заимствована из римского за-

Конодательства, но они погибли бы, если бы христианская

Церковь не охраняла и не защищала их, если бы она не заботи-

Лась об их распространении. Идет ли дело, например, об упот-

Реблении присяги в судопроизводстве, — откройте закон вест-

Готов и вы увидите, с какою мудростью установляется в нем

Этот обряд.

Судья должен для лучшего изучения дела спросить сначала свидетелей,

А потом исследовать письменные документы, чтобы таким образом

Истина открылась с большею достоверностью и чтобы не так легко

Представлялась необходимость в присяге. Отыскание истины и права

Требует, чтобы документы обеих сторон были рассмотрены во всей под-

Робности и чтобы обряд присяги, угрожающий тяжущимся, назначаем

Был внезапно и неожиданно. Пускай тяжущиеся призываются к при-

Сяге только в таких делах, в которых судья, несмотря на все усилия,

Не откроет ни одного документа, ни одного доказательства, ни одно-

Го достоверного признака истины.

В уголовном законодательстве отношение наказаний к пре-

Ступлениям определено на основании довольно точных фи-

Лософских и нравственных основ. Оно представляет нам ре-

Зультат усилий просвещенного законодателя, который борет-

Ся с грубой силою и дикими нравами варваров. Глава De coede

Et morte hominum1, в сравнении с соответствующими законами

Об убиении, о смерти людей.

142

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Других народов, служит весьма замечательным тому приме-

Ром. У других народов, важность преступления определялась

Почти исключительно происшедшим от того убытком, и на-

Казание состояло в том материальном вознаграждении, кото-

Рое вытекает из мировой сделки. У вестготов преступление

Приведено к своему настоящему нравственному элементу, т. е.

К умыслу. Различные оттенки виновности — случайное, неволь-

Ное убийство, убийство по неосторожности, убийство, кото-

Рому предшествовал вызов, убийство с заранее обдуманным

Намерением или непредумышленное — разграничены и опре-

Делены с такою же почти точностью и ясностью, как и в на-

Ших кодексах, и различные наказания установлены с довольно

Справедливою постепенностью. Правосудие и справедливость

Законодателя пошло еще дальше. Он пытался если не уничто-

Жить, то по крайней мере смягчить эту неравномерность за-

Конной оценки людей, которая была принята в других варвар-

Ских законодательствах. Единственное различие, сохранив-

Шееся в вестготских законах, — эторазличие между свободным

Человеком и рабом. По отношению к свободным людям сте-

Пень наказания не зависит ни от происхождения, ни от звания

Убитого, но единственно от нравственной виновности убийцы.

По отношению к рабам, не решаясь совсем отнять у господи-

На право жизни и смерти, законодатель по крайней мере хо-

Тел ограничить его, обставляя действие его гласностью и пра-

Вильными формами. Я считаю необходимым привести самый

текст закона:

Если никакой преступник или участник в преступлении не должен оста-

Ваться безнаказанным, то не следует ли тем более наказывать того, кто

По злобе и легкомыслию убил человека? А так как господа, в гордости

Своей, часто лишают жизни своих рабов, без всякой вины со стороны

Последних, то необходимо совершенно уничтожить это беззаконие

И постановить, чтобы настоящее правило на вечные времена было

Соблюдаемо всеми. Господин или госпожа ни в каком случае не могут

143

UKMzOS.KWTYS

Без публичного суда лишить жизни никого из своих рабов или подчи-

Ненных, мужеского или женского пола. Если раб или другой какой-ли-

Бо служитель совершит преступление, которое может навлечь на него

Смертный приговор, то господин или его обвинитель должен известить

О том местного судью, или же графа, или герцога. После обсуждения

Дела, если преступление будет доказано, то преступник да подвергнет-

Ся, или чрез посредство судьи, или чрез посредство господина, заслу-

Женной им смертной казни, таким, однако, образом, что если судья

Не захочет сам предать смерти преступника, то должен произнести над

Ним письменно смертный приговор, и тогда от господина будет зави-

Сеть убить раба или оставить ему жизнь. Правда, если бы раб, с неук-

Ротимою дерзостью, сопротивляясь господину, ударил или покусил-

Ся ударить его оружием, или камнем, или чем-либо другим, а госпо-

Дин, защищаясь, убил бы раба в гневе своем, то господин нисколько

Не подлежит наказанию за убийство. Но должно будет доказать, что

Дело происходило именно таким образом, и доказать свидетельством

Или присягою рабов, мужеского или женского пола, присутствовав-

Ших при том, и присягою самого лица, совершившего убийство. Но

Кто по одной только злобе, собственною ли рукою или рукою другого,

Убьет своего раба без публичного суда, тот будет объявлен бесчестным,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: