ничению рабства. Вот неопровержимое тому доказательство:
В разные эпохи большая часть формул отпущения на волю име-
Ла религиозное основание; освобождение рабов почти всегда
Совершалось во имя религиозной идеи, надежд на будущее, ду-
Ховного равенства людей.
Усилия церкви направлены были также к уничтожению мно-
Жества варварских обычаев, к улучшению уголовного и граж-
Данского законодательства. Вам известно, до какой степени
Это законодательство, несмотря на некоторые содержавшие-
ся в нем семена свободы, было в то время нелепо и пагубно;
Вы знаете, что лишенные смысла пытки, судебный поединок,
Простая присяга нескольких лиц считались единственными
Средствами к обнаружению истины. Церковь старалась заме-
Нить их другими, более разумными, более законными спосо-
141
UKMzOS.KWTYS
Бами. Я уже сообщал о различии, которое существует между
Вестготскими законами, составляющими по большей части
|
|
Произведение толедских соборов, и законами других варвар-
Ских народов. Сравнивая их, нельзя не заметить огромного
Превосходства постановлений церкви в деле законодательст-
Ва, справедливости во всем, что относится к отысканию исти-
Ны, к улучшению судьбы человеческого рода. Конечно, боль-
Шая часть этих постановлений заимствована из римского за-
Конодательства, но они погибли бы, если бы христианская
Церковь не охраняла и не защищала их, если бы она не заботи-
Лась об их распространении. Идет ли дело, например, об упот-
Реблении присяги в судопроизводстве, — откройте закон вест-
Готов и вы увидите, с какою мудростью установляется в нем
Этот обряд.
Судья должен для лучшего изучения дела спросить сначала свидетелей,
А потом исследовать письменные документы, чтобы таким образом
Истина открылась с большею достоверностью и чтобы не так легко
Представлялась необходимость в присяге. Отыскание истины и права
Требует, чтобы документы обеих сторон были рассмотрены во всей под-
Робности и чтобы обряд присяги, угрожающий тяжущимся, назначаем
Был внезапно и неожиданно. Пускай тяжущиеся призываются к при-
Сяге только в таких делах, в которых судья, несмотря на все усилия,
Не откроет ни одного документа, ни одного доказательства, ни одно-
Го достоверного признака истины.
В уголовном законодательстве отношение наказаний к пре-
Ступлениям определено на основании довольно точных фи-
|
|
Лософских и нравственных основ. Оно представляет нам ре-
Зультат усилий просвещенного законодателя, который борет-
Ся с грубой силою и дикими нравами варваров. Глава De coede
Et morte hominum1, в сравнении с соответствующими законами
Об убиении, о смерти людей.
142
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Других народов, служит весьма замечательным тому приме-
Ром. У других народов, важность преступления определялась
Почти исключительно происшедшим от того убытком, и на-
Казание состояло в том материальном вознаграждении, кото-
Рое вытекает из мировой сделки. У вестготов преступление
Приведено к своему настоящему нравственному элементу, т. е.
К умыслу. Различные оттенки виновности — случайное, неволь-
Ное убийство, убийство по неосторожности, убийство, кото-
Рому предшествовал вызов, убийство с заранее обдуманным
Намерением или непредумышленное — разграничены и опре-
Делены с такою же почти точностью и ясностью, как и в на-
Ших кодексах, и различные наказания установлены с довольно
Справедливою постепенностью. Правосудие и справедливость
Законодателя пошло еще дальше. Он пытался если не уничто-
Жить, то по крайней мере смягчить эту неравномерность за-
Конной оценки людей, которая была принята в других варвар-
Ских законодательствах. Единственное различие, сохранив-
Шееся в вестготских законах, — эторазличие между свободным
Человеком и рабом. По отношению к свободным людям сте-
Пень наказания не зависит ни от происхождения, ни от звания
Убитого, но единственно от нравственной виновности убийцы.
По отношению к рабам, не решаясь совсем отнять у господи-
На право жизни и смерти, законодатель по крайней мере хо-
Тел ограничить его, обставляя действие его гласностью и пра-
Вильными формами. Я считаю необходимым привести самый
текст закона:
Если никакой преступник или участник в преступлении не должен оста-
Ваться безнаказанным, то не следует ли тем более наказывать того, кто
По злобе и легкомыслию убил человека? А так как господа, в гордости
Своей, часто лишают жизни своих рабов, без всякой вины со стороны
Последних, то необходимо совершенно уничтожить это беззаконие
И постановить, чтобы настоящее правило на вечные времена было
Соблюдаемо всеми. Господин или госпожа ни в каком случае не могут
143
UKMzOS.KWTYS
Без публичного суда лишить жизни никого из своих рабов или подчи-
Ненных, мужеского или женского пола. Если раб или другой какой-ли-
Бо служитель совершит преступление, которое может навлечь на него
Смертный приговор, то господин или его обвинитель должен известить
О том местного судью, или же графа, или герцога. После обсуждения
Дела, если преступление будет доказано, то преступник да подвергнет-
Ся, или чрез посредство судьи, или чрез посредство господина, заслу-
Женной им смертной казни, таким, однако, образом, что если судья
Не захочет сам предать смерти преступника, то должен произнести над
Ним письменно смертный приговор, и тогда от господина будет зави-
Сеть убить раба или оставить ему жизнь. Правда, если бы раб, с неук-
Ротимою дерзостью, сопротивляясь господину, ударил или покусил-
Ся ударить его оружием, или камнем, или чем-либо другим, а госпо-
Дин, защищаясь, убил бы раба в гневе своем, то господин нисколько
Не подлежит наказанию за убийство. Но должно будет доказать, что
Дело происходило именно таким образом, и доказать свидетельством
|
|
Или присягою рабов, мужеского или женского пола, присутствовав-
Ших при том, и присягою самого лица, совершившего убийство. Но
Кто по одной только злобе, собственною ли рукою или рукою другого,
Убьет своего раба без публичного суда, тот будет объявлен бесчестным,