В изгнании и раскаянии, а имущество его перейдет к ближайшим род-
Ственникам, которым по закону принадлежит право наследства.
В учреждениях церкви есть факт, на который до сих пор во-
Обще не обращали еще настоящего внимания — это система
Наказаний, система, в настоящее время тем более достойная
Изучения, что она в отношении к принципам и приложению
Уголовного права почти вполне согласна с идеями новейшей
Философии. Изучая сущность церковных наказаний, публич-
Ного покаяния, занимавшего в ряду этих наказаний главное
Место, вы увидите, что главною задачею их было возбужде-
Ние в душе преступника раскаяния, а в свидетелях — нравст-
Венного страха, внушаемого примером. Кроме того, мы нахо-
144
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Дим здесь и другую идею — идею искупления. Я не знаю, во-
Обще говоря, можно ли отделять идею искупления от идеи
Наказания, и не содержит ли в себе всякое наказание, незави-
Симо от потребности вызвать раскаянье в преступнике и пре-
Дупредить подобные преступления, тайную и настоятельную
Потребность искупить совершенное зло. Но оставляя в сторо-
Не этот вопрос, нельзя не убедиться, что раскаянье и пример —
Вот цель, к которой стремится церковь во всей своей системе
Наказаний. И не такова ли цель истинно философского зако-
Нодательства? Не во имя ли этих самых начал просвещенней-
Шие публицисты прошедшего столетия и нашего времени тре-
Бовали реформы в европейском уголовном законодательстве?
Почитайте их сочинения, Бентама например, — вас поразит
Сходство предлагаемых ими мер наказания с мерами, которы-
Ми пользовалась церковь. Без сомнения, публицисты ничего
Не переняли у церкви, а церковь в свою очередь едва ли пред-
Полагала, что пример ее когда-либо будут приводить в под-
Тверждение планов наименее набожных философов.
Наконец, она пыталась также всеми средствами уничто-
Жить в обществе господство силы, постоянные войны. Всякий
знает, что такое был ≪божий мир≫ (la treve de Dieu) и множест-
Во других мер того же рода, посредством которых церковь бо-
Ролась с злоупотреблением силы и старалась ввести в общест-
Во более порядка и гуманности. Эти факты так известны, что
Я считаю лишним входить в подробное рассмотрение их.
Таковы главные результаты, которые я мог показать вам,
Говоря об отношениях церкви к народам. Мы рассмотрели
Ее с трех сторон, указанных мною в самом начале: мы позна-
Комились с нею внутри и извне, в ее внутреннем устройстве
И в ее двойственных внешних отношениях. Нам остается с по-
Мощью того, что нам известно, определить посредством на-
Ведения, предположения общее влияние церкви на европей-
Скую цивилизацию. Эта задача, если не ошибаюсь, уже почти
Решена нами, по крайней мере в главных ее чертах; простой
145
UKMzOS.KWTYS
Перечень фактов и господствующих принципов церкви рас-
Крывает и объясняет ее влияние. Результаты, вместе с причи-
Нами, некоторым образом уже прошли пред вашими глазами.
Если же мы постараемся кратко выразить сущность этих ре-
зультатов, то получим два следующие общие положения:
Во-первых, церковь должна была иметь весьма большое
Влияние на нравственную и умственную деятельность новой
Европы, на общественные идеи, чувства и нравы. Факт этот
Ясен; нравственное и умственное развитие Европы отлича-
Лось главным образом богословским характером. Возьмите
Историю v–xvi столетий; духом своим человек вполне подчи-
Нен богословию; вопросы философии, политики, истории
Рассматриваются только с богословской точки зрения. Гос-
Подство церкви в умственном мире простирается так далеко,
Что даже математические и физические науки находятся в за-
Висимости от ее учения. Богословский дух — это как бы кровь,
Протекающая в жилах новой Европы, до появления Бэкона
И Декарта. Бэкон в Англии и Декарт во Франции в первый раз
Отвели разум с богословского пути.
Тот же факт мы встречаем во всех отраслях литературы:
И там беспрестанно проявляются богословские обычаи, чув-
Ства, язык.
Вообще говоря, это влияние было благодетельно; оно
Не только способствовало и воодушевляло умственное дви-
Жение в Европе, но учения и правила, во имя которых цер-
Ковь руководила этим движением, несравненно превосхо-
Дили все то, что было известно древнему миру. Здесь было
В одно и то же время и движение, и прогресс.
Кроме того, свойство христианской церкви сообщило раз-
Витию человеческого духа в новом мире такую обширность,
Такое разнообразие, какого оно до того времени никогда
Не имело. На Востоке разум находится в полной зависимости
От религии; в Греции он почти исключительно ограничивает-
Ся земною жизнью человека; на Востоке пренебрегают, мож-
146
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Но сказать, человеком, его природою, его земным существо-
Ванием; в Греции главное место занимает человек со своими
Страстями, наслаждениями, чувствами, мирскими интереса-
Ми. В настоящее время разум, в его новейшем направлении,
Запечатлен в одно и то же время и божественным, и челове-
Ческим характером. Человеческие чувства и интересы зани-
Мают важное место в наших литературах; однако в них на ка-
Ждом шагу встречается и религиозное направление человека,
Та сторона его существования, которая соединена с иным, не-
Земным миром. Оба великих источника развития и прогрес-
Са — человечество и религия — шли вперед в одно и то же время,
И влияние церкви, несмотря на все тиранические действия,
Сопряженные с ним, в умственном отношении более разви-
Вало, чем сдерживало, более расширяло, чем стесняло разви-
Тие человечества.
С политической точки зрения влияние церкви представля-
Ется нам совсем в другом виде. Конечно, способствуя смягче-
Нию чувств и нравов, уничтожая множество варварских обы-
Чаев, церковь могущественно содействовала усовершенство-
Ванию общественного быта, но собственно в политическом
Мире, в отношениях правительства к подданным, власти —
К свободе, влияние ее, вообще говоря, едва ли было благоде-
Тельно. С этой стороны церковь постоянно являлась предста-
Вительницею и покровительницею двух систем, или теокра-