Лишен права быть свидетелем, принужден провести остаток жизни

В изгнании и раскаянии, а имущество его перейдет к ближайшим род-

Ственникам, которым по закону принадлежит право наследства.

В учреждениях церкви есть факт, на который до сих пор во-

Обще не обращали еще настоящего внимания — это система

Наказаний, система, в настоящее время тем более достойная

Изучения, что она в отношении к принципам и приложению

Уголовного права почти вполне согласна с идеями новейшей

Философии. Изучая сущность церковных наказаний, публич-

Ного покаяния, занимавшего в ряду этих наказаний главное

Место, вы увидите, что главною задачею их было возбужде-

Ние в душе преступника раскаяния, а в свидетелях — нравст-

Венного страха, внушаемого примером. Кроме того, мы нахо-

144

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дим здесь и другую идею — идею искупления. Я не знаю, во-

Обще говоря, можно ли отделять идею искупления от идеи

Наказания, и не содержит ли в себе всякое наказание, незави-

Симо от потребности вызвать раскаянье в преступнике и пре-

Дупредить подобные преступления, тайную и настоятельную

Потребность искупить совершенное зло. Но оставляя в сторо-

Не этот вопрос, нельзя не убедиться, что раскаянье и пример —

Вот цель, к которой стремится церковь во всей своей системе

Наказаний. И не такова ли цель истинно философского зако-

Нодательства? Не во имя ли этих самых начал просвещенней-

Шие публицисты прошедшего столетия и нашего времени тре-

Бовали реформы в европейском уголовном законодательстве?

Почитайте их сочинения, Бентама например, — вас поразит

Сходство предлагаемых ими мер наказания с мерами, которы-

Ми пользовалась церковь. Без сомнения, публицисты ничего

Не переняли у церкви, а церковь в свою очередь едва ли пред-

Полагала, что пример ее когда-либо будут приводить в под-

Тверждение планов наименее набожных философов.

Наконец, она пыталась также всеми средствами уничто-

Жить в обществе господство силы, постоянные войны. Всякий

знает, что такое был ≪божий мир≫ (la treve de Dieu) и множест-

Во других мер того же рода, посредством которых церковь бо-

Ролась с злоупотреблением силы и старалась ввести в общест-

Во более порядка и гуманности. Эти факты так известны, что

Я считаю лишним входить в подробное рассмотрение их.

Таковы главные результаты, которые я мог показать вам,

Говоря об отношениях церкви к народам. Мы рассмотрели

Ее с трех сторон, указанных мною в самом начале: мы позна-

Комились с нею внутри и извне, в ее внутреннем устройстве

И в ее двойственных внешних отношениях. Нам остается с по-

Мощью того, что нам известно, определить посредством на-

Ведения, предположения общее влияние церкви на европей-

Скую цивилизацию. Эта задача, если не ошибаюсь, уже почти

Решена нами, по крайней мере в главных ее чертах; простой

145

UKMzOS.KWTYS

Перечень фактов и господствующих принципов церкви рас-

Крывает и объясняет ее влияние. Результаты, вместе с причи-

Нами, некоторым образом уже прошли пред вашими глазами.

Если же мы постараемся кратко выразить сущность этих ре-

зультатов, то получим два следующие общие положения:

Во-первых, церковь должна была иметь весьма большое

Влияние на нравственную и умственную деятельность новой

Европы, на общественные идеи, чувства и нравы. Факт этот

Ясен; нравственное и умственное развитие Европы отлича-

Лось главным образом богословским характером. Возьмите

Историю v–xvi столетий; духом своим человек вполне подчи-

Нен богословию; вопросы философии, политики, истории

Рассматриваются только с богословской точки зрения. Гос-

Подство церкви в умственном мире простирается так далеко,

Что даже математические и физические науки находятся в за-

Висимости от ее учения. Богословский дух — это как бы кровь,

Протекающая в жилах новой Европы, до появления Бэкона

И Декарта. Бэкон в Англии и Декарт во Франции в первый раз

Отвели разум с богословского пути.

Тот же факт мы встречаем во всех отраслях литературы:

И там беспрестанно проявляются богословские обычаи, чув-

Ства, язык.

Вообще говоря, это влияние было благодетельно; оно

Не только способствовало и воодушевляло умственное дви-

Жение в Европе, но учения и правила, во имя которых цер-

Ковь руководила этим движением, несравненно превосхо-

Дили все то, что было известно древнему миру. Здесь было

В одно и то же время и движение, и прогресс.

Кроме того, свойство христианской церкви сообщило раз-

Витию человеческого духа в новом мире такую обширность,

Такое разнообразие, какого оно до того времени никогда

Не имело. На Востоке разум находится в полной зависимости

От религии; в Греции он почти исключительно ограничивает-

Ся земною жизнью человека; на Востоке пренебрегают, мож-

146

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Но сказать, человеком, его природою, его земным существо-

Ванием; в Греции главное место занимает человек со своими

Страстями, наслаждениями, чувствами, мирскими интереса-

Ми. В настоящее время разум, в его новейшем направлении,

Запечатлен в одно и то же время и божественным, и челове-

Ческим характером. Человеческие чувства и интересы зани-

Мают важное место в наших литературах; однако в них на ка-

Ждом шагу встречается и религиозное направление человека,

Та сторона его существования, которая соединена с иным, не-

Земным миром. Оба великих источника развития и прогрес-

Са — человечество и религия — шли вперед в одно и то же время,

И влияние церкви, несмотря на все тиранические действия,

Сопряженные с ним, в умственном отношении более разви-

Вало, чем сдерживало, более расширяло, чем стесняло разви-

Тие человечества.

С политической точки зрения влияние церкви представля-

Ется нам совсем в другом виде. Конечно, способствуя смягче-

Нию чувств и нравов, уничтожая множество варварских обы-

Чаев, церковь могущественно содействовала усовершенство-

Ванию общественного быта, но собственно в политическом

Мире, в отношениях правительства к подданным, власти —

К свободе, влияние ее, вообще говоря, едва ли было благоде-

Тельно. С этой стороны церковь постоянно являлась предста-

Вительницею и покровительницею двух систем, или теокра-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: