Совершались отдельно, последовательно; они рассеяны в про-
Странстве и во времени. В указанных фактах вы не встретите
Ни целости, ни быстрой систематической последовательности
Событий. Там возникает одно начало, там другое; все неполно,
Неровно, разбросано; целость, общность мы увидим не ранее,
Как в Новейшие времена, в конце нашего поприща. Мы по-
Знакомимся с различными состояниями, через которые про-
Шла церковь в промежуток времени между v и xii столетиями.
150
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Нам не удастся найти в этом обозрении полного доказательст-
Ва указанных мною положений; однако законность их доста-
Точно подтвердится и тем, что будет здесь найдено нами.
Первое состояние, в котором является церковь в v веке,
Есть состояние императорской церкви, церкви римских им-
Ператоров. Во время падения Римской империи церковь была
Уверена, что она достигла своей конечной цели, что торжест-
|
|
Во ее полно и прочно. Ей удалось наконец вполне победить
Язычество. Последний император, принявший сан языческо-
Го верховного жреца, Грациан, умер в конце iv века. Грациа-
На называли еще верховным жрецом, подобно Августу и Ти-
Верию. Столь же тверда была уверенность церкви в победе ее
Над еретиками, в особенности над арианами, главною из всех
Ересей того времени. Император Феодосий установил против
Ариан в конце iv века полное и строгое законодательство. Та-
Ким образом церковь господствовала и преобладала над обо-
Ими величайшими врагами своими. В это именно время она
Утратила поддержку Римской империи и увидела себя окру-
Женною другими язычниками, другими еретиками — варвара-
Ми, готами, вандалами, бургундами, франками. Падение было
Ужасно. Нам не трудно понять, какая горячая привязанность
К империи должна была сохраниться в недрах церкви. Дейст-
Вительно мы видим, что она сильно дорожит последними ос-
Татками империи — муниципальным устройством и абсолют-
Ною властью. И когда ей удалось обратить варваров в христи-
Анство, она пытается восстановить империю; она обращается
К варварским королям, советует им сделаться римскими импе-
Раторами, принять все императорские права, поставить себя
К церкви в те же отношения, в каких прежде была с нею Рим-
Ская империя. Вот смысл усилий епископов v и vi веков. Та-
Ков общий дух церкви.
Все усилия епископов не имели успеха: римское общество
|
|
Не могло быть восстановлено руками варваров. Подобно свет-
Скому миру, церковь сама впала в состояние варварства. Это
151
UKMzOS.KWTYS
Второй период истории церкви. Сравнивая церковных ле-
Тописцев viii века с летописцами предшествовавших веков,
Нельзя не заметить между ними огромного различия. Исчезли
Все остатки римской цивилизации, исчезла даже правильность
Языка: все, так сказать, погружается в варварство. С одной сто-
Роны, варвары вступают в духовенство, делаются священника-
Ми, епископами, с другой — епископы перенимают жизнь вар-
Варов и, не покидая своей епархии, становятся начальниками
Дружин, бродят по стране, грабя и сражаясь, подобно спутни-
Кам Хлодвига. По указанию Григория Турского, таким образом
Жили многие епископы, например Салон и Сагиттарий.
В недрах варварской церкви развились два важные факта.
Первый — это отделение духовной власти от светской, прин-
Цип, развившийся именно в это время, что и весьма естествен-
Но. Не будучи в состоянии восстановить абсолютную власть
Римской империи, церковь по необходимости должна была
Искать свою долю могущества в независимости. Она на каж-
Дом шагу должна была защищаться собственными своими си-
Лами, потому что ей беспрестанно угрожала опасность. Варва-
Ры беспрерывно вмешивались в дела церкви, желая овладеть
Ее богатствами, доменами, ее властью. Епископы, священники
имели одно только средство защиты против этих нападений:
Они принуждены были объявить, что духовный мир вполне
Независим от светского и что никто не имеет права вступать-
Ся в дела первого. Этот принцип везде сделался оборонитель-
Ным оружием церкви против вмешательства варваров.
Второй важный факт, принадлежащий к тому же времени,
Есть развитие монашества на Западе. Известно, что св. Бене-
Дикт дал западным монахам устав в начале vi века, когда чис-
Ло монахов еще не было так многочисленно. После того число
Их изумительно увеличилось. Сначала монахи не были члена-
Ми духовенства и считались мирянами. Уже и тогда из их сре-
Ды избирались священники, даже епископы; но составною
Частью духовенства в собственном смысле слова монахи сде-
152
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Лались только в конце v и в начале vi века. Тогда священни-
Ки, епископы стали переходить в монашество в той уверен-
Ности, что они чрез это более успеют в религиозной жизни.
Оттого монашеский мир внезапно получил в Европе сильное
Развитие. Монахи несравненно больше, чем белое духовенст-
Во, влияли на воображение варваров; их многочисленность
Внушала уважение, равно как и особенность их образа жиз-
Ни. Белое духовенство, епископы и простые священники ско-
Ро утратили часть своего влияния на воображение варваров,
Которые привыкли оскорблять, грабить их. Напасть же на мо-
Настырь, на это сборище святых людей в освященном месте,
Казалось для варваров более важным и трудным делом. В эпоху
Варварства, монастыри были местом убежища для церкви, по-
Добно тому как сама церковь была местом убежища для мирян.
Туда удалялись благочестивые люди, подобно тому как на Вос-
Токе они удалялись в Фиваиду, чтобы избегнуть светской жиз-
Ни и испорченности нравов Константинополя.
Таковы два важные факта, принадлежащие к варварской
Эпохе церковной истории; с одной стороны, развитие прин-
Ципа отделения духовной власти от светской, с другой — воз-
Никновение на Западе монашествующего духовенства.
|
|
В конце варварской эпохи совершилось новое поползнове-
Ние восстановить Римскую империю: это была попытка Карла
Великого. Церковь и светский государь снова заключили ме-
Жду собою тесный союз. Это было для пап временем большой
Покорности и вместе с тем быстрого усиления. Попытка еще