Исторически эта картина не точна; явления, указанные мною

Совершались отдельно, последовательно; они рассеяны в про-

Странстве и во времени. В указанных фактах вы не встретите

Ни целости, ни быстрой систематической последовательности

Событий. Там возникает одно начало, там другое; все неполно,

Неровно, разбросано; целость, общность мы увидим не ранее,

Как в Новейшие времена, в конце нашего поприща. Мы по-

Знакомимся с различными состояниями, через которые про-

Шла церковь в промежуток времени между v и xii столетиями.

150

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Нам не удастся найти в этом обозрении полного доказательст-

Ва указанных мною положений; однако законность их доста-

Точно подтвердится и тем, что будет здесь найдено нами.

Первое состояние, в котором является церковь в v веке,

Есть состояние императорской церкви, церкви римских им-

Ператоров. Во время падения Римской империи церковь была

Уверена, что она достигла своей конечной цели, что торжест-

Во ее полно и прочно. Ей удалось наконец вполне победить

Язычество. Последний император, принявший сан языческо-

Го верховного жреца, Грациан, умер в конце iv века. Грациа-

На называли еще верховным жрецом, подобно Августу и Ти-

Верию. Столь же тверда была уверенность церкви в победе ее

Над еретиками, в особенности над арианами, главною из всех

Ересей того времени. Император Феодосий установил против

Ариан в конце iv века полное и строгое законодательство. Та-

Ким образом церковь господствовала и преобладала над обо-

Ими величайшими врагами своими. В это именно время она

Утратила поддержку Римской империи и увидела себя окру-

Женною другими язычниками, другими еретиками — варвара-

Ми, готами, вандалами, бургундами, франками. Падение было

Ужасно. Нам не трудно понять, какая горячая привязанность

К империи должна была сохраниться в недрах церкви. Дейст-

Вительно мы видим, что она сильно дорожит последними ос-

Татками империи — муниципальным устройством и абсолют-

Ною властью. И когда ей удалось обратить варваров в христи-

Анство, она пытается восстановить империю; она обращается

К варварским королям, советует им сделаться римскими импе-

Раторами, принять все императорские права, поставить себя

К церкви в те же отношения, в каких прежде была с нею Рим-

Ская империя. Вот смысл усилий епископов v и vi веков. Та-

Ков общий дух церкви.

Все усилия епископов не имели успеха: римское общество

Не могло быть восстановлено руками варваров. Подобно свет-

Скому миру, церковь сама впала в состояние варварства. Это

151

UKMzOS.KWTYS

Второй период истории церкви. Сравнивая церковных ле-

Тописцев viii века с летописцами предшествовавших веков,

Нельзя не заметить между ними огромного различия. Исчезли

Все остатки римской цивилизации, исчезла даже правильность

Языка: все, так сказать, погружается в варварство. С одной сто-

Роны, варвары вступают в духовенство, делаются священника-

Ми, епископами, с другой — епископы перенимают жизнь вар-

Варов и, не покидая своей епархии, становятся начальниками

Дружин, бродят по стране, грабя и сражаясь, подобно спутни-

Кам Хлодвига. По указанию Григория Турского, таким образом

Жили многие епископы, например Салон и Сагиттарий.

В недрах варварской церкви развились два важные факта.

Первый — это отделение духовной власти от светской, прин-

Цип, развившийся именно в это время, что и весьма естествен-

Но. Не будучи в состоянии восстановить абсолютную власть

Римской империи, церковь по необходимости должна была

Искать свою долю могущества в независимости. Она на каж-

Дом шагу должна была защищаться собственными своими си-

Лами, потому что ей беспрестанно угрожала опасность. Варва-

Ры беспрерывно вмешивались в дела церкви, желая овладеть

Ее богатствами, доменами, ее властью. Епископы, священники

имели одно только средство защиты против этих нападений:

Они принуждены были объявить, что духовный мир вполне

Независим от светского и что никто не имеет права вступать-

Ся в дела первого. Этот принцип везде сделался оборонитель-

Ным оружием церкви против вмешательства варваров.

Второй важный факт, принадлежащий к тому же времени,

Есть развитие монашества на Западе. Известно, что св. Бене-

Дикт дал западным монахам устав в начале vi века, когда чис-

Ло монахов еще не было так многочисленно. После того число

Их изумительно увеличилось. Сначала монахи не были члена-

Ми духовенства и считались мирянами. Уже и тогда из их сре-

Ды избирались священники, даже епископы; но составною

Частью духовенства в собственном смысле слова монахи сде-

152

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Лались только в конце v и в начале vi века. Тогда священни-

Ки, епископы стали переходить в монашество в той уверен-

Ности, что они чрез это более успеют в религиозной жизни.

Оттого монашеский мир внезапно получил в Европе сильное

Развитие. Монахи несравненно больше, чем белое духовенст-

Во, влияли на воображение варваров; их многочисленность

Внушала уважение, равно как и особенность их образа жиз-

Ни. Белое духовенство, епископы и простые священники ско-

Ро утратили часть своего влияния на воображение варваров,

Которые привыкли оскорблять, грабить их. Напасть же на мо-

Настырь, на это сборище святых людей в освященном месте,

Казалось для варваров более важным и трудным делом. В эпоху

Варварства, монастыри были местом убежища для церкви, по-

Добно тому как сама церковь была местом убежища для мирян.

Туда удалялись благочестивые люди, подобно тому как на Вос-

Токе они удалялись в Фиваиду, чтобы избегнуть светской жиз-

Ни и испорченности нравов Константинополя.

Таковы два важные факта, принадлежащие к варварской

Эпохе церковной истории; с одной стороны, развитие прин-

Ципа отделения духовной власти от светской, с другой — воз-

Никновение на Западе монашествующего духовенства.

В конце варварской эпохи совершилось новое поползнове-

Ние восстановить Римскую империю: это была попытка Карла

Великого. Церковь и светский государь снова заключили ме-

Жду собою тесный союз. Это было для пап временем большой

Покорности и вместе с тем быстрого усиления. Попытка еще


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: