Лученные церковью из союза с нею, остались неприкосновен-
Ными. Папы окончательно сделались главою христианства.
По смерти Карла Великого возобновляется беспорядок.
Он поглощает собою и церковь, наравне с светским общест-
Вом; первая, как и последнее, выходит из него, вступая в пре-
Делы феодальной системы. Это ее третье состояние. Разруше-
Ние Карловой монархии повергло церковь в такое же почти
153
UKMzOS.KWTYS
Положение, _______как и светское общество: исчезло всякое единст-
Во, все сделалось местным, отдельным, личным. Тогда в не-
Драх духовенства возникает борьба, небывалая прежде борьба
Чувств и интересов феодального владельца с чувствами и ин-
Тересами священнослужителя. Верховные владыки церкви
Поставлены между этими двумя положениями: одно стремит-
Ся к преобладанию над другим; церковный дух уже не столь
Силен, не столь всеобъемлющ; личный интерес занимает бо-
Лее видное место; жажда независимости, обычаи феодальной
|
|
Жизни ослабляют связи церковной иерархии. Но в среде са-
Мой церкви является попытка предупредить последствия та-
Кого разъединения. В различных местах мы видим усилие об-
Разовать национальную церковь с помощью феодальной сис-
Темы, с помощью собраний и общих совещаний. В это именно
Время, в феодальную эпоху, встречается наибольшее число со-
Боров, съездов, церковных собраний, провинциальных или
Национальных. К такому церковно-национальному единству
С наибольшим жаром стремились во Франции. Представите-
Лем этой идеи может быть признан архиепископ Реймский
Гинкмар; он постоянно старался организовать французскую
Церковь, он придумывал и употреблял все средства общения
И взаимных сношений, которые бы могли восстановить в фео-
Дальной церкви некоторое единство. Гинкмар защищал неза-
Висимость церкви, с одной стороны, от светской власти, с дру-
Гой — от папы. Узнав, что папа собирается прибыть во Фран-
Цию и намеревается отлучить епископов от церкви, Гинкмар
сказал: ≪Si excommunicaturus venerit, excommunicatus abibit ≫2.
Но попытка организовать таким образом феодальную цер-
Ковь не достигла своей цели, как и попытка преобразования
Императорской церкви. Невозможно было установить единст-
Во в феодальной церкви. Разъединение продолжалось, все бо-
Если он придет с целью отлучать от церкви, то уйдет сам отлученным
От нее.
154
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
|
|
Лее и более усиливаясь. Каждый епископ, каждый прелат, ка-
Ждый аббат уединялся все больше и больше в своей епархии
Или монастыре. От той же причины возникали и беспорядки.
Это время наибольших злоупотреблений симонии, время со-
Вершенно произвольной раздачи церковных бенефиций, наи-
Большей безнравственности духовенства.
Эта безнравственность сильно оскорбляла и народ, и луч-
Шую часть духовенства. Весьма рано зарождается в церкви
Дух реформы, потребность в авторитете, который бы собрал
Все разъединенные элементы и подчинил их своему влиянию.
Клавдий, епископ Туринский, Агобард, архиепископ Лион-
Ский, предпринимали в своих епархиях некоторые попытки
Подобного рода; но дело было выше их сил; из всех церковных
Властей, с успехом могла совершить его только одна — римская
Курия, папа. Оттого эта власть и не замедлила получить преоб-
Ладание. В течение xi века церковь вступила в свое четвертое
Состояние, в состояние церкви теократической и монашеской.
Создателем этого нового положения церкви — насколько чело-
Век вообще может быть создателем — был Григорий vii.
Мы привыкли считать Григория vii за приверженца непод-
Вижности, противника умственного развития, общественного
Прогресса, за человека, обрекавшего мир на состояние непод-
Вижности или реакции. Подобное мнение не верно: Григорий
Vii был реформатор путем деспотизма, подобно Карлу Велико-
Му и Петру Великому. Он был в церковном мире почти тем же,
Чем Карл Великий для Франции, а Петр Великий для России
Были в мире светском. Он хотел преобразовать церковь, а по-
Средством церкви — светское общество, распространить в них
Более нравственности, справедливости, благоустройства; ору-
Дием этого преобразования Григорий vii избрал папский пре-
Стол, в пользу которого оно и было направлено.
В то самое время, когда Григорий vii, в видах реформы
И прогресса, а никак застоя и реакции, стремился подчинить
Весь мир церкви, а церковь — папской власти, внутри монасты-
155
UKMzOS.KWTYS
Рей происходила подобная же попытка, подобное же движе-
Ние. И там явилась горячая потребность в порядке, дисцип-
Лине, строгой нравственности. Это было время, когда Роберт
Молемский вводил в Сито свой строгий монастырский устав,
Время св. Норберта и реформы каноников, время реформы
В Клюни, наконец, великой реформы св. Бернара. В монасты-
Рях господствовало всеобщее движение; старые монахи вос-
Ставали против него, находя его весьма вредным, говоря, что
Это посягательство на их свободу, что необходимо сообразо-
Ваться с духом времени, что немыслимо возвращение к пер-
Воначальной церкви, и отзываются о всех реформаторах, как
О безумных мечтателях, тиранах. Прочтите историю Норман-
Дии Ордерика Виталя — вы на каждом шагу встретите там по-
Добные жалобы.
Итак, по-видимому, все было в пользу церкви, ее единства
И власти. Но в то самое время, когда папская власть старалась
Присвоить себе управление всем миром, когда монастыри пе-
Ревоспитывали себя в нравственном отношении, в то самое
Время несколько сильных, хотя и отдельно стоявших людей,
Потребовали для человеческого разума право быть чем-нибудь
В человеке, право управлять его мыслями. Люди эти, по боль-
Шей части, не нападали на общепринятые мнения, на рели-
Гиозные верования; они утверждали только, что разум имеет
Право доказывать и опровергать эти мнения и верования, что
|
|
Недостаточно одно провозглашение их авторитетом. Иоанн
Эринген, Росцелин, Абеляр — вот чрез каких представителей
Личный разум снова стал домогаться своего права; вот первые
Двигатели того стремления к свободе, которое присоедини-
Лось к преобразовательным стремлениям Гильдебранда и св.