Раз не удалась; империя Карла Великого пала; но выгоды, по-

Лученные церковью из союза с нею, остались неприкосновен-

Ными. Папы окончательно сделались главою христианства.

По смерти Карла Великого возобновляется беспорядок.

Он поглощает собою и церковь, наравне с светским общест-

Вом; первая, как и последнее, выходит из него, вступая в пре-

Делы феодальной системы. Это ее третье состояние. Разруше-

Ние Карловой монархии повергло церковь в такое же почти

153

UKMzOS.KWTYS

Положение, _______как и светское общество: исчезло всякое единст-

Во, все сделалось местным, отдельным, личным. Тогда в не-

Драх духовенства возникает борьба, небывалая прежде борьба

Чувств и интересов феодального владельца с чувствами и ин-

Тересами священнослужителя. Верховные владыки церкви

Поставлены между этими двумя положениями: одно стремит-

Ся к преобладанию над другим; церковный дух уже не столь

Силен, не столь всеобъемлющ; личный интерес занимает бо-

Лее видное место; жажда независимости, обычаи феодальной

Жизни ослабляют связи церковной иерархии. Но в среде са-

Мой церкви является попытка предупредить последствия та-

Кого разъединения. В различных местах мы видим усилие об-

Разовать национальную церковь с помощью феодальной сис-

Темы, с помощью собраний и общих совещаний. В это именно

Время, в феодальную эпоху, встречается наибольшее число со-

Боров, съездов, церковных собраний, провинциальных или

Национальных. К такому церковно-национальному единству

С наибольшим жаром стремились во Франции. Представите-

Лем этой идеи может быть признан архиепископ Реймский

Гинкмар; он постоянно старался организовать французскую

Церковь, он придумывал и употреблял все средства общения

И взаимных сношений, которые бы могли восстановить в фео-

Дальной церкви некоторое единство. Гинкмар защищал неза-

Висимость церкви, с одной стороны, от светской власти, с дру-

Гой — от папы. Узнав, что папа собирается прибыть во Фран-

Цию и намеревается отлучить епископов от церкви, Гинкмар

сказал: ≪Si excommunicaturus venerit, excommunicatus abibit ≫2.

Но попытка организовать таким образом феодальную цер-

Ковь не достигла своей цели, как и попытка преобразования

Императорской церкви. Невозможно было установить единст-

Во в феодальной церкви. Разъединение продолжалось, все бо-

Если он придет с целью отлучать от церкви, то уйдет сам отлученным

От нее.

154

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Лее и более усиливаясь. Каждый епископ, каждый прелат, ка-

Ждый аббат уединялся все больше и больше в своей епархии

Или монастыре. От той же причины возникали и беспорядки.

Это время наибольших злоупотреблений симонии, время со-

Вершенно произвольной раздачи церковных бенефиций, наи-

Большей безнравственности духовенства.

Эта безнравственность сильно оскорбляла и народ, и луч-

Шую часть духовенства. Весьма рано зарождается в церкви

Дух реформы, потребность в авторитете, который бы собрал

Все разъединенные элементы и подчинил их своему влиянию.

Клавдий, епископ Туринский, Агобард, архиепископ Лион-

Ский, предпринимали в своих епархиях некоторые попытки

Подобного рода; но дело было выше их сил; из всех церковных

Властей, с успехом могла совершить его только одна — римская

Курия, папа. Оттого эта власть и не замедлила получить преоб-

Ладание. В течение xi века церковь вступила в свое четвертое

Состояние, в состояние церкви теократической и монашеской.

Создателем этого нового положения церкви — насколько чело-

Век вообще может быть создателем — был Григорий vii.

Мы привыкли считать Григория vii за приверженца непод-

Вижности, противника умственного развития, общественного

Прогресса, за человека, обрекавшего мир на состояние непод-

Вижности или реакции. Подобное мнение не верно: Григорий

Vii был реформатор путем деспотизма, подобно Карлу Велико-

Му и Петру Великому. Он был в церковном мире почти тем же,

Чем Карл Великий для Франции, а Петр Великий для России

Были в мире светском. Он хотел преобразовать церковь, а по-

Средством церкви — светское общество, распространить в них

Более нравственности, справедливости, благоустройства; ору-

Дием этого преобразования Григорий vii избрал папский пре-

Стол, в пользу которого оно и было направлено.

В то самое время, когда Григорий vii, в видах реформы

И прогресса, а никак застоя и реакции, стремился подчинить

Весь мир церкви, а церковь — папской власти, внутри монасты-

155

UKMzOS.KWTYS

Рей происходила подобная же попытка, подобное же движе-

Ние. И там явилась горячая потребность в порядке, дисцип-

Лине, строгой нравственности. Это было время, когда Роберт

Молемский вводил в Сито свой строгий монастырский устав,

Время св. Норберта и реформы каноников, время реформы

В Клюни, наконец, великой реформы св. Бернара. В монасты-

Рях господствовало всеобщее движение; старые монахи вос-

Ставали против него, находя его весьма вредным, говоря, что

Это посягательство на их свободу, что необходимо сообразо-

Ваться с духом времени, что немыслимо возвращение к пер-

Воначальной церкви, и отзываются о всех реформаторах, как

О безумных мечтателях, тиранах. Прочтите историю Норман-

Дии Ордерика Виталя — вы на каждом шагу встретите там по-

Добные жалобы.

Итак, по-видимому, все было в пользу церкви, ее единства

И власти. Но в то самое время, когда папская власть старалась

Присвоить себе управление всем миром, когда монастыри пе-

Ревоспитывали себя в нравственном отношении, в то самое

Время несколько сильных, хотя и отдельно стоявших людей,

Потребовали для человеческого разума право быть чем-нибудь

В человеке, право управлять его мыслями. Люди эти, по боль-

Шей части, не нападали на общепринятые мнения, на рели-

Гиозные верования; они утверждали только, что разум имеет

Право доказывать и опровергать эти мнения и верования, что

Недостаточно одно провозглашение их авторитетом. Иоанн

Эринген, Росцелин, Абеляр — вот чрез каких представителей

Личный разум снова стал домогаться своего права; вот первые

Двигатели того стремления к свободе, которое присоедини-

Лось к преобразовательным стремлениям Гильдебранда и св.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: