составляющей сущность памфлета: ≪Среднее сословие — это
Французский народ, за исключением дворянства и духовенст-
ва≫. Какое впечатление произвела бы подобная фраза на ум это-
Го человека? Думаете ли вы, что он понял бы ее? Нет, он не по-
нял бы слов ≪французский народ≫, потому что они не представ-
ляют собою ни одного из известных, современных ему фактов;
А если бы он и усвоил фразу, если бы он ясно представил себе
Эту власть, приписываемую среднему сословию над целым об-
Ществом, он, несомненно, пришел бы к такому убеждению, что
161
UKMzOS WKRV.YS
Эта мысль безумна и дерзка, потому что она в сильнейшей сте-
Пени противоречила бы всем его идеям и чувствам.
Теперь, пусть этот удивленный горожанин пойдет за нами
В одну из французских городских общин xviii столетия — рейм-
Скую, бовескую, ланскую, нойонскую: им овладеет удивление
Совершенно другого рода. Он подходит к городу и не находит
Ни башен, ни валов, ни городской милиции (milica bourgeoise),
|
|
Одним словом, никакого средства к защите; все открыто, все
Предоставлено первому пришельцу, первому, кто захотел бы
Занять город. Горожанин беспокоится за безопасность общи-
Ны, она кажется ему слабою, весьма плохо обеспеченною. Он
Входит в самый город, справляется о его положении, о поряд-
Ке управления, об участи жителей. Ему говорят, что вне город-
Ских стен существует власть, которая облагает город податя-
Ми по своему произволу, не спрашивая на то его согласия, ко-
Торая созывает милицию и, также без ее согласия, посылает
Ее на войну. Ему говорят о должностных лицах города, о мэре,
О членах городского совета, — и в то же время он узнает, что
Горожане не сами назначают их. Он слышит, что дела общи-
Ны решаются не в ней самой, что ими, независимо от нее, из-
Далека, управляет королевский чиновник, интендант. Но это
Еще не все: ему говорят, что жители лишены права собираться
И обсуждать сообща свои общественные дела, что церковный
Колокол уже не сзывает их на площадь. Горожанин xii века
Не знает, что и думать об этих нововведениях. Пораженный,
Уничтоженный величием, значением, которое приписывает
Себе совокупность городских общин — среднее сословие, он
В то же самое время находит во внутреннем быте городов та-
Кую слабость, зависимость, такое ничтожество, хуже которого
Он ничего не может себе представить. Он переходит от одного
Зрелища к другому, противоположному, видит буржуазию, с од-
|
|
Ной стороны, облеченною правами верховной власти, с дру-
Гой — бессильною. Понять, согласить все эти противоречия он
Не мог бы без сильного умственного потрясения.
162
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Попробуем теперь мы, горожане xix века, перенестись
В свою очередь в xii столетие; мы увидим подобное же, двойст-
Венное зрелище, только в обратном смысле. Каждый раз, когда
Мы будем рассматривать государство, правительство, дела выс-
Шего управления, общество в целом его составе, — мы не най-
Дем буржуазии, не услышим о ней; она ни в чем не принима-
Ет участия, она лишена всякого значения. Но этого мало: если
Мы поинтересуемся узнать, что думают и говорят сами горожа-
Не об общих делах страны, как они смотрят на свои отноше-
Ния к центральному правительству Франции, и тут мы найдем,
Что способ выражения их необыкновенно робок и унижен.
Их прежние повелители, владельцы, от которых они силою
Исторгли свою свободу, обращаются с ними, по крайней мере
На словах, с изумительною для нас надменностью, не возбуж-
Дающею в горожанах ни удивления, ни негодования.
Вступим теперь во внутренность городской общины, по-
Смотрим, что делается там. Сцена изменяется; мы видим себя
как бы в крепости, защищаемой вооруженными горожанами;
Эти горожане сами облагают себя податями, назначают своих
Должностных лиц, судят, наказывают, собираются для обсуж-
Дения своих дел; в этих собраниях принимают участие все го-
Родские жители. Города имеют свою милицию и ведут от сво-
Его имени войну со своим сеньором; одним словом, они управ-
Ляются сами собою, пользуются правами верховной власти.
Не тот ли же это контраст, который во Франции xviii века
Так удивил горожанина xii века? Здесь произошла только пе-
Ремена ролей. Здесь нация горожан — все, отдельная община —
Ничто; там нация горожан — ничто, община — все.
Конечно, много необыкновенных событий, много перево-
Ротов должно было совершиться между xii и xviii столетиями,
Чтобы породить столь великую перемену в положении одного
Класса общества. Однако, несмотря на эту перемену, среднее
Сословие 1789 года в политическом отношении, без сомнения,
Является потомком и наследником городских общин xii века.
163
UKMzOS WKRV.YS
Эта надменная, честолюбивая нация, так высоко поднимаю-
Щая свои притязания и требования, с таким блеском провоз-
Глашающая свою державность, желающая не только преобра-
Зовать себя, управлять сама собою, но и преобразовать весь
Мир и управлять им, — эта нация неоспоримо, по крайней мере
Отчасти, получила начало от городских общин, в тиши, хотя
И отважно восставших в xii веке, с единственною целью ос-
Вободиться в той или другой части территории из-под мелкой
Тирании некоторых феодальных владельцев.
Несомненно, в общинах xii столетия мы не встретим объ-
Яснения такой метаморфозы; она совершилась между xii
И xviii веками; причины ее заключаются в последователь-
Ных событиях этих веков; там и найдем мы их, подвигаясь
Вперед в рассматриваемом нами предмете. Однако возникно-
вение среднего сословия играет важную роль в его истории;
Оно не раскроет нам всех тайн его судьбы, но покажет нам
Первоначальный зародыш ее. Первобытные свойства средне-
Го сословия отражаются и в последующей истории его, и даже
Гораздо больше, нежели кажется с первого взгляда. Я пред-
Полагаю, вы убедитесь в этом даже из неполной картины со-
|
|
Стояния городских общин в xii веке.
Чтобы вполне усвоить это состояние, нужно рассмотреть
Общины с двух главных точек зрения, разрешить два важных
Вопроса: первый — о самом освобождении общин, вопрос
О том, каким образом произошел этот переворот, какие при-
Чины вызвали его, какие изменения он внес в положение го-