Бернара. Отыскивая господствующий характер этого стрем-

Ления к свободе, мы видим, что оно не было переменою мне-

ний, восстанием против системы общественных верований;

Это было просто заявление права рассуждать, принадлежаще-

Го разуму. Воспитанники Абеляра, как он сам говорит в сво-

156

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

ем ≪Введении в богословие≫, просили у него ≪философских ар-

Гументов, которыми бы мог удовлетвориться разум, умоляя

Его научить их не только повторять, но и понимать то, что он

Передавал им, потому что нельзя верить, не понимая, смеш-

Но проповедывать то, чего не постигают ни учитель, ни уче-

ники… Изучение философии не может иметь никакой дру-

Гой цели, как только приводить к Богу, к которому все долж-

Но стремиться. Для чего же и позволяется верующим чтение

Книг, рассуждающих о мирских делах и сочинений язычников,

Как не для того, чтобы приготовить их к пониманию истин св.

Писания, чтобы развить искусство, необходимое для защиты

Этих истин? Вопросы, составляющие предмет христианской

Веры, трудны и сложны: необходимо пользоваться всеми си-

Лами нашего разума для того, чтобы софизмы врагов христи-

анства не нарушили чистоту нашей веры≫.

Церковь скоро поняла всю важность этого первого поры-

Ва к свободе, этого возрождения духа исследования и анали-

За. Обозначенная своими внутренними реформами, церковь

Тем не менее начала опасаться и немедленно объявила войну

Новым преобразователям, метод которых был для нее гораз-

До опаснее их учения. Вот великий факт, появляющийся в кон-

Це xi и в начале xii века, в то время, когда церковь находит-

Ся в теократическом и монашеском состоянии. К этому време-

Ни принадлежит первая серьезная борьба между духовенством

И свободными мыслителями. Споры Абеляра и св. Бернара,

Суассонский и Санский соборы, на которых осужден был Абе-

Ляр, суть не что иное, как выражение борьбы, игравшей такую

Важную роль в истории новейшей цивилизации. Такова глав-

Ная отличительная черта состояния церкви в xii веке, на ко-

Тором мы и остановимся сегодня.

В это же самое время происходило другое движение, совер-

Шалось освобождение городских общин. Странная непосле-

довательность невежественных и грубых нравов! Если бы эти

Горожане, так страстно стремившиеся завоевать себе свободу,

UKMzOS.KWTYS

Узнали, что есть люди, домогавшиеся признания прав челове-

Ческого разума, права анализа, люди, которых церковь при-

Знает еретиками, — то эти люди тут же были бы сожжены или

Побиты камнями. Абеляр и его приверженцы не раз подвер-

Гались такой опасности. С другой стороны, мыслители, бо-

Ровшиеся за права человеческого разума, говорили об усили-

Ях освобождавшихся горожан, как об ужасном беспорядке, как

О разрушении общества. Философское и общинное движение,

Освобождение политическое и освобождение умственное вра-

Ждовали между собою. Нужны были целые века, чтобы пре-

Кратить вражду между этими двумя великими силами, чтобы

Заставить их убедиться в общности своих интересов. В xii веке

У них не было ничего общего. Мы скоро убедимся в том, когда

В следующем нашем собрании будем рассматривать освобож-

Дение городских общин.__ ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

Сравнительная картина городских общин в XII и XVIII веках. — Двойной

Вопрос: — 1) Об освобождении общин. — Состояние городов между V и X вв. —

Упадок их и возрождение. — Восстание общин. — Хартии, данные им. — Соци-

Альные и нравственные последствия освобождения общин. — 2) О внут-

Реннем управлении общин. — Народные собрания. — Должностные лица. —

Высшая и низшая буржуазия. — Различное состояние общин в различных

Странах Европы.

Мы довели до xii века историю двух первых элементов новой

Цивилизации — историю феодального устройства и историю

Церкви. Сегодня мы должны заняться третьим из этих основ-

Ных элементов, т. е. городскими общинами, ограничиваясь

И здесь xii веком как пределом, на котором мы до сих пор по-

Стоянно останавливались.

В отношении к общинам мы поставлены иначе, нежели

В отношении к церкви или феодальному устройству. Феода-

Лизм и церковь в рассмотренный нами промежуток времени

Достигли уже некоторой полноты и оконченности, хотя впо-

Следствии и получили еще дальнейшее развитие; мы видели,

Как они родились, выросли, созрели. Ничего подобного нель-

Зя сказать об общинах. Они получают место в истории толь-

Ко в конце изучаемой нами эпохи, в xi и xii столетиях. Конеч-

Но, у них и прежде была история, достойная изучения; следы

Их существования встречаются гораздо раньше этого време-

Ни; но с полною ясностью, в качестве важного элемента но-

Вой цивилизации, они являются на великой сцене мира толь-

Ко в xi веке. Вот отчего, изучая феодальное устройство и цер-

160

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ковь в промежуток времени между v и xii столетиями, мы

Видели связь между причинами и действиями, видели, каким

Образом последние возникали из первых; всякий раз, когда по-

Средством предположения, догадки, мы выводили из принци-

Пов известные результаты, мы могли доказать свои выводы

Исследованием самых фактов. При изучении общин мы будем

Лишены такой возможности; мы будем присутствовать при

Их рождении, и потому я могу показать вам сегодня только

Причины, происхождение их. О последствиях существования

Общин, о влиянии их на ход европейской цивилизации, я буду

Говорить как бы предсказаниями. Мне будет невозможно под-

Твердить слова свои свидетельством современных известных

Фактов. Только впоследствии времени, между xii и xv веками,

Мы встретим полное развитие городских общин; только то-

Гда учреждение принесет все плоды свои, а история докажет

Справедливость наших выводов. Обратите внимание на эту

Особенность нашего положения, и она заранее покажет вам,

Как много неполного и преждевременного будет представлять

Картина, которую я собираюсь изложить пред вами.

Допустим, что в 1789 году, при самом возникновении страш-

Ного преобразования Франции, среди нас неожиданно поя-

Вился бы горожанин (буржуа) xii века и прочел бы — если бы

Только умел читать — один из тех памфлетов, так сильно вол-

Новавшие умы, например памфлет Сиейса Qu’est-ce que le tiers?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: