Ления к свободе, мы видим, что оно не было переменою мне-
ний, восстанием против системы общественных верований;
Это было просто заявление права рассуждать, принадлежаще-
Го разуму. Воспитанники Абеляра, как он сам говорит в сво-
156
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
ем ≪Введении в богословие≫, просили у него ≪философских ар-
Гументов, которыми бы мог удовлетвориться разум, умоляя
Его научить их не только повторять, но и понимать то, что он
Передавал им, потому что нельзя верить, не понимая, смеш-
Но проповедывать то, чего не постигают ни учитель, ни уче-
ники… Изучение философии не может иметь никакой дру-
Гой цели, как только приводить к Богу, к которому все долж-
Но стремиться. Для чего же и позволяется верующим чтение
Книг, рассуждающих о мирских делах и сочинений язычников,
Как не для того, чтобы приготовить их к пониманию истин св.
Писания, чтобы развить искусство, необходимое для защиты
Этих истин? Вопросы, составляющие предмет христианской
|
|
Веры, трудны и сложны: необходимо пользоваться всеми си-
Лами нашего разума для того, чтобы софизмы врагов христи-
анства не нарушили чистоту нашей веры≫.
Церковь скоро поняла всю важность этого первого поры-
Ва к свободе, этого возрождения духа исследования и анали-
За. Обозначенная своими внутренними реформами, церковь
Тем не менее начала опасаться и немедленно объявила войну
Новым преобразователям, метод которых был для нее гораз-
До опаснее их учения. Вот великий факт, появляющийся в кон-
Це xi и в начале xii века, в то время, когда церковь находит-
Ся в теократическом и монашеском состоянии. К этому време-
Ни принадлежит первая серьезная борьба между духовенством
И свободными мыслителями. Споры Абеляра и св. Бернара,
Суассонский и Санский соборы, на которых осужден был Абе-
Ляр, суть не что иное, как выражение борьбы, игравшей такую
Важную роль в истории новейшей цивилизации. Такова глав-
Ная отличительная черта состояния церкви в xii веке, на ко-
Тором мы и остановимся сегодня.
В это же самое время происходило другое движение, совер-
Шалось освобождение городских общин. Странная непосле-
довательность невежественных и грубых нравов! Если бы эти
Горожане, так страстно стремившиеся завоевать себе свободу,
UKMzOS.KWTYS
Узнали, что есть люди, домогавшиеся признания прав челове-
Ческого разума, права анализа, люди, которых церковь при-
Знает еретиками, — то эти люди тут же были бы сожжены или
|
|
Побиты камнями. Абеляр и его приверженцы не раз подвер-
Гались такой опасности. С другой стороны, мыслители, бо-
Ровшиеся за права человеческого разума, говорили об усили-
Ях освобождавшихся горожан, как об ужасном беспорядке, как
О разрушении общества. Философское и общинное движение,
Освобождение политическое и освобождение умственное вра-
Ждовали между собою. Нужны были целые века, чтобы пре-
Кратить вражду между этими двумя великими силами, чтобы
Заставить их убедиться в общности своих интересов. В xii веке
У них не было ничего общего. Мы скоро убедимся в том, когда
В следующем нашем собрании будем рассматривать освобож-
Дение городских общин.__ ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ
Сравнительная картина городских общин в XII и XVIII веках. — Двойной
Вопрос: — 1) Об освобождении общин. — Состояние городов между V и X вв. —
Упадок их и возрождение. — Восстание общин. — Хартии, данные им. — Соци-
Альные и нравственные последствия освобождения общин. — 2) О внут-
Реннем управлении общин. — Народные собрания. — Должностные лица. —
Высшая и низшая буржуазия. — Различное состояние общин в различных
Странах Европы.
Мы довели до xii века историю двух первых элементов новой
Цивилизации — историю феодального устройства и историю
Церкви. Сегодня мы должны заняться третьим из этих основ-
Ных элементов, т. е. городскими общинами, ограничиваясь
И здесь xii веком как пределом, на котором мы до сих пор по-
Стоянно останавливались.
В отношении к общинам мы поставлены иначе, нежели
В отношении к церкви или феодальному устройству. Феода-
Лизм и церковь в рассмотренный нами промежуток времени
Достигли уже некоторой полноты и оконченности, хотя впо-
Следствии и получили еще дальнейшее развитие; мы видели,
Как они родились, выросли, созрели. Ничего подобного нель-
Зя сказать об общинах. Они получают место в истории толь-
Ко в конце изучаемой нами эпохи, в xi и xii столетиях. Конеч-
Но, у них и прежде была история, достойная изучения; следы
Их существования встречаются гораздо раньше этого време-
Ни; но с полною ясностью, в качестве важного элемента но-
Вой цивилизации, они являются на великой сцене мира толь-
Ко в xi веке. Вот отчего, изучая феодальное устройство и цер-
160
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ковь в промежуток времени между v и xii столетиями, мы
Видели связь между причинами и действиями, видели, каким
Образом последние возникали из первых; всякий раз, когда по-
Средством предположения, догадки, мы выводили из принци-
Пов известные результаты, мы могли доказать свои выводы
Исследованием самых фактов. При изучении общин мы будем
Лишены такой возможности; мы будем присутствовать при
Их рождении, и потому я могу показать вам сегодня только
Причины, происхождение их. О последствиях существования
Общин, о влиянии их на ход европейской цивилизации, я буду
Говорить как бы предсказаниями. Мне будет невозможно под-
Твердить слова свои свидетельством современных известных
Фактов. Только впоследствии времени, между xii и xv веками,
Мы встретим полное развитие городских общин; только то-
Гда учреждение принесет все плоды свои, а история докажет
Справедливость наших выводов. Обратите внимание на эту
Особенность нашего положения, и она заранее покажет вам,
Как много неполного и преждевременного будет представлять
Картина, которую я собираюсь изложить пред вами.
|
|
Допустим, что в 1789 году, при самом возникновении страш-
Ного преобразования Франции, среди нас неожиданно поя-
Вился бы горожанин (буржуа) xii века и прочел бы — если бы
Только умел читать — один из тех памфлетов, так сильно вол-
Новавшие умы, например памфлет Сиейса Qu’est-ce que le tiers?