Носцев, отправлявшихся в поход или возвращавшихся домой

Множество мирян познакомились с его политикою и нрава-

Ми и открыли роль, занимаемую в религиозных спорах лич-

198

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ным интересом. Открытие это, без сомнения, снабдило умы

Небывалою до того времени смелостью. Рассматривая вооб-

Ще состояние умов в конце крестовых походов, особенно в от-

Ношении к делам церковным, нельзя не обратить внимания

на один странный факт: религиозные идеи не изменились;

Они не уступили место противоположным или даже просто

Другим, несогласным мнениям. Между тем умы приобрели не-

Сравненно более свободы; религиозные верованья перестали

Составлять единственную сферу, в которой бы вращался чело-

Веческий разум: не оставляя их, он уже более не ограничива-

Ется ими и переносится на другие предметы. Таким образом,

В конце xiii века уже не существовала нравственная причина

Крестовых походов, или по крайней мере самое энергическое

Побуждение их; в нравственном состоянии Европы соверши-

Лась существенная перемена.

Подобное изменение совершилось и с состоянием общест-

Венного быта. Много рассуждали о том, какое влияние имели

В этом отношении крестовые походы. Нашли, что они при-

Нудили большую часть феодальных владельцев продать свои

Феоды королям или же даровать хартии городским общинам,

Чтобы приобрести деньги, необходимые для крестового по-

Хода. Доказано, что самое отсутствие феодальных владельцев

Значительно уменьшило власть, принадлежавшую некоторым

Из них. Не входя в подробное рассматривание этих вопросов,

Можно, я думаю, представить в нескольких общих выводах

Влияние крестовых походов на общественный быт Европы.

Они значительно уменьшили число небольших феодов, не-

Больших домен, небольших феодальных владельцев. Они пе-

Ренесли собственность и власть в меньшее количество рук.

Большие, могущественные феоды образуются и расширяют-

Ся во время крестовых походов.

Я часто сожалел, что у нас нет карты Франции, где бы она

Была разделена на феоды, подобно тем картам, где Франция

Представлена с разделением своим на департаменты, округи,

199

UKMzOS {IWV.YS

Кантоны и общины. Следовало бы отметить на карте все фео-

Ды, их границы, их взаимные отношения и последователь-

Ные изменения. Если бы с помощью подобных карт мы ста-

Ли сравнивать состояние Франции прежде и после крестовых

Походов, то увидели бы, как много исчезло феодальных владе-

Ний, и до какой степени увеличились большие и средние фео-

Ды. Это один из важнейших результатов, произведенных кре-

Стовыми походами. Но и там, где мелкие владельцы сохрани-

Ли свои феоды, они уже не могли жить в таком уединении, как

Прежде. Владельцы больших феодов сделались центрами, око-

Ло которых сгруппировались мелкие собственники. Во время

Крестовых походов они по необходимости примыкали к бо-

Гатейшему, могущественнейшему вельможе, получали от него

Всякого рода пособия, жили вместе с ним, разделяли его судь-

Бу, участвовали в одних и тех же предприятиях. По возвраще-

Нии крестоносцев, эта общительность, эта привычка жить

Подле высших лиц удержалась, сделалась необходимою. Вме-

Сте с увеличением числа больших феодов, появившимся после

Крестовых походов, видно, как владельцы этих феодов окружа-

Ют себя внутри своих замков более значительным двором, со-

Держат при себе большее число дворян, которые хотя и сохра-

Няют свои небольшие домены, но не живут уже в них.

Итак, расширение больших феодов и образование извест-

Ного числа общественных центров, вместо прежнего разъеди-

Нения, — вот для недр феодальной системы два важнейших по-

Следствия крестовых походов.

Что касается до горожан, то и здесь не трудно заметить по-

Добное явление. Под влиянием крестовых походов образова-

Лись большие городские общины. Мелкая торговля, мелкая

Промышленность не в состоянии были создать таких общин,

Какими были большие города Италии и Фландрии. Они вы-

Званы торговлею в обширных размерах морскою торговлею,

Преимущественно торговлею Востока с Западом — а усилению,

200

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Развитию морской торговли всего более способствовали кре-

Стовые походы.

Вообще, вглядываясь в состояние общества к концу кре-

Стовых походов, нельзя не заметить, что предшествовавшее

Состояние разъединения, разбросанности в жизни и в силах,

Состояние повсеместной, если можно так выразиться, лока-

Лизации — исчезло и уступило место противоположному со-

Стоянию — стремлению к централизации. Везде происходит

Сближение; низшие существования поглощаются высшими

Или группируются вокруг них. По этому направлению идет об-

Щество, к этой цели клонится весь его прогресс.

Теперь нам становится ясным, почему в конце xiii и в xiv

Столетии народы и государи уже не хотели возобновить кре-

Стовых походов: они уже не нуждались в них и не чувствова-

Ли к ним никакого влечения. Крестовые походы начались под

Влиянием религиозного чувства, при исключительном господ-

Стве религиозных идей над всем существом человека; теперь

Это господство утратило свою силу. Крестовые походы были

Также источником новой жизни, более широкой, более разно-

Образной, более разумной; теперь подобная жизнь станови-

Лась возможною в самой Европе, в развитии общественных от-

Ношений. В это именно время пред королями открывается по-

Прище политического возвышения. К чему было идти в Азию,

Чтоб искать там королевства, когда можно было завоевать его

У себя дома? Филипп Август неохотно отправился в крестовый

Поход — это весьма естественно: ему надобно было сделаться

Королем французским. В таком же положении находились на-

Роды. Пред ними открывалась возможность обогащения: они

Отказывались от приключений, чтобы посвятить себя труду.

Приключения для государей заменялись политикой, для наро-

Дов — трудом в обширных размерах. Страсть к приключениям

Осталась в одном только классе общества, в той части феодаль-

Ного дворянства, которая не имела права более мечтать о по-

Литическом возвышении, и, не чувствуя наклонности к труду,

UKMzOS {IWV.YS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: