Множество мирян познакомились с его политикою и нрава-
Ми и открыли роль, занимаемую в религиозных спорах лич-
198
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ным интересом. Открытие это, без сомнения, снабдило умы
Небывалою до того времени смелостью. Рассматривая вооб-
Ще состояние умов в конце крестовых походов, особенно в от-
Ношении к делам церковным, нельзя не обратить внимания
на один странный факт: религиозные идеи не изменились;
Они не уступили место противоположным или даже просто
Другим, несогласным мнениям. Между тем умы приобрели не-
Сравненно более свободы; религиозные верованья перестали
Составлять единственную сферу, в которой бы вращался чело-
Веческий разум: не оставляя их, он уже более не ограничива-
Ется ими и переносится на другие предметы. Таким образом,
В конце xiii века уже не существовала нравственная причина
Крестовых походов, или по крайней мере самое энергическое
Побуждение их; в нравственном состоянии Европы соверши-
|
|
Лась существенная перемена.
Подобное изменение совершилось и с состоянием общест-
Венного быта. Много рассуждали о том, какое влияние имели
В этом отношении крестовые походы. Нашли, что они при-
Нудили большую часть феодальных владельцев продать свои
Феоды королям или же даровать хартии городским общинам,
Чтобы приобрести деньги, необходимые для крестового по-
Хода. Доказано, что самое отсутствие феодальных владельцев
Значительно уменьшило власть, принадлежавшую некоторым
Из них. Не входя в подробное рассматривание этих вопросов,
Можно, я думаю, представить в нескольких общих выводах
Влияние крестовых походов на общественный быт Европы.
Они значительно уменьшили число небольших феодов, не-
Больших домен, небольших феодальных владельцев. Они пе-
Ренесли собственность и власть в меньшее количество рук.
Большие, могущественные феоды образуются и расширяют-
Ся во время крестовых походов.
Я часто сожалел, что у нас нет карты Франции, где бы она
Была разделена на феоды, подобно тем картам, где Франция
Представлена с разделением своим на департаменты, округи,
199
UKMzOS {IWV.YS
Кантоны и общины. Следовало бы отметить на карте все фео-
Ды, их границы, их взаимные отношения и последователь-
Ные изменения. Если бы с помощью подобных карт мы ста-
Ли сравнивать состояние Франции прежде и после крестовых
Походов, то увидели бы, как много исчезло феодальных владе-
|
|
Ний, и до какой степени увеличились большие и средние фео-
Ды. Это один из важнейших результатов, произведенных кре-
Стовыми походами. Но и там, где мелкие владельцы сохрани-
Ли свои феоды, они уже не могли жить в таком уединении, как
Прежде. Владельцы больших феодов сделались центрами, око-
Ло которых сгруппировались мелкие собственники. Во время
Крестовых походов они по необходимости примыкали к бо-
Гатейшему, могущественнейшему вельможе, получали от него
Всякого рода пособия, жили вместе с ним, разделяли его судь-
Бу, участвовали в одних и тех же предприятиях. По возвраще-
Нии крестоносцев, эта общительность, эта привычка жить
Подле высших лиц удержалась, сделалась необходимою. Вме-
Сте с увеличением числа больших феодов, появившимся после
Крестовых походов, видно, как владельцы этих феодов окружа-
Ют себя внутри своих замков более значительным двором, со-
Держат при себе большее число дворян, которые хотя и сохра-
Няют свои небольшие домены, но не живут уже в них.
Итак, расширение больших феодов и образование извест-
Ного числа общественных центров, вместо прежнего разъеди-
Нения, — вот для недр феодальной системы два важнейших по-
Следствия крестовых походов.
Что касается до горожан, то и здесь не трудно заметить по-
Добное явление. Под влиянием крестовых походов образова-
Лись большие городские общины. Мелкая торговля, мелкая
Промышленность не в состоянии были создать таких общин,
Какими были большие города Италии и Фландрии. Они вы-
Званы торговлею в обширных размерах морскою торговлею,
Преимущественно торговлею Востока с Западом — а усилению,
200
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Развитию морской торговли всего более способствовали кре-
Стовые походы.
Вообще, вглядываясь в состояние общества к концу кре-
Стовых походов, нельзя не заметить, что предшествовавшее
Состояние разъединения, разбросанности в жизни и в силах,
Состояние повсеместной, если можно так выразиться, лока-
Лизации — исчезло и уступило место противоположному со-
Стоянию — стремлению к централизации. Везде происходит
Сближение; низшие существования поглощаются высшими
Или группируются вокруг них. По этому направлению идет об-
Щество, к этой цели клонится весь его прогресс.
Теперь нам становится ясным, почему в конце xiii и в xiv
Столетии народы и государи уже не хотели возобновить кре-
Стовых походов: они уже не нуждались в них и не чувствова-
Ли к ним никакого влечения. Крестовые походы начались под
Влиянием религиозного чувства, при исключительном господ-
Стве религиозных идей над всем существом человека; теперь
Это господство утратило свою силу. Крестовые походы были
Также источником новой жизни, более широкой, более разно-
Образной, более разумной; теперь подобная жизнь станови-
Лась возможною в самой Европе, в развитии общественных от-
Ношений. В это именно время пред королями открывается по-
Прище политического возвышения. К чему было идти в Азию,
Чтоб искать там королевства, когда можно было завоевать его
У себя дома? Филипп Август неохотно отправился в крестовый
Поход — это весьма естественно: ему надобно было сделаться
Королем французским. В таком же положении находились на-
Роды. Пред ними открывалась возможность обогащения: они
Отказывались от приключений, чтобы посвятить себя труду.
Приключения для государей заменялись политикой, для наро-
|
|
Дов — трудом в обширных размерах. Страсть к приключениям
Осталась в одном только классе общества, в той части феодаль-
Ного дворянства, которая не имела права более мечтать о по-
Литическом возвышении, и, не чувствуя наклонности к труду,
UKMzOS {IWV.YS