1. Вопросы к ЗАЧЕТУ
|
1. Предмет и основные проблемы философии науки.
2. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки.
3. Основные особенности научного познания.
4. Истина как цель познания. Основные концепции истины.
5. Проблема истины в науке.
6. Наука и преднаука. Основные особенности мифомагического мировоззрения и наука.
7. Наука и религия.
8. Научное и ненаучное знание и его виды.
9. Основания науки. Идеалы и нормы исследования.
10. Наука и философия. Философские основания науки.
11. Научная картина мира, ее исторические формы, структура и функции в научно-познавательной деятельности.
12. Классификация наук: история и современность.
13. Эмпирический уровень научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент).
14. Теоретический уровень научного познания.
15. Проблемы философии и методологии науки в первом позитивизме.
16. Проблемы философии и методологии науки в неопозитивизме.
17. Постпозитивистская традиция в философии науки.
18. Концепция роста научного знания К. Поппера.
19. История науки как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос).
20. Концепция роста научного знания и теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда.
21. Теория научных революций Т. Куна. Понятие научной парадигмы.
22. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин), М. Полани о личностном характере научного знания.
23. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
24. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов развития науки.
25. Основные критерии научности.
26. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюциии.
27. Глобальные революции и проблема смены типов научной рациональности.
28. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории.
29. Наука и техника в эпоху Античности.
30. Наука и техника в Средние века (Византия, Западная Европа).
31. Наука и техника в эпоху Возрождения. Научные открытия XV-XVII вв. и их значение.
32. Наука Нового времени. Становление классической науки.
33. Основные особенности классической науки.
34. Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII - XIX вв.
35. Научно-технические достижения XIX в., их общественно-экономическое значение. Формирование технических наук.
36. Научно-техническая революция XX в. и формирование принципов неклассической науки.
37. Постнеклассическая наука. Синергетический подход в современной теории познания: основные принципы.
38. Особенности современного этапа развития науки и техники.
39. Глобальные проблемы современности. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
40. Глобальный эволюционизм.
41. Современная научная картина мира.
42. Синергетика как новая стратегия научного поиска.
43. Особенности современного этапа развития науки и техники.
44. Особенности постнеклассической рациональности.
45. Предмет, содержание и задачи философии техники.
46. История возникновения техники.
47. Техника как рациональная деятельность.
48. Проблема соотношения науки и техники.
49. Генезис философии техники.
50. Социально-гуманитарное направление в философии техники.
51. Гуманитарно-антропологическое направление в философии техники.
52. Инженерная этика и ответственность ученого.
53. Социальная оценка техники.
54. Проблема ответственности в науке и технике.
55. Этика науки и инженерной деятельности.
|
2. Примеры тестов для МОДУЛЬНОго контроля
|
1.Фальсификация – это:
А. уточнение значения и смысла понятий и выражений, используемых в естественном и научном языках;
Б. эмпирическое подтверждение высказываний, гипотез, теорий;
В. эмпирическое опровержение высказываний, гипотез,
теорий.
2. Понятие «парадигма» в философию науки ввел:
А. П. Фейерабенд;
Б. И. Лакатос;
В, Т. Кун.
3.Кумулятивизм – это:
А. модель развития науки, представляющая собой постепенное и непрерывное накопление научных знаний;
Б. направление в философии науки, сторонники которого подчеркивают, что в основе научного познания и знания лежат соглашения ученых;
В. философское направление, сторонники которого утверждают, что источником достоверного знания являются данные наблюдений, экспериментов, измерений.
4. Основными этапами в развитии науки являются:
А. античная, средневековая, ренессансная, новоевропейская наука;
Б. классическая, неклассическая, постнеклассическая наука;
В. Преднаука, наука и постнаука.
|
3. Индивидуальное задание
|
Индивидуальное задание может быть выполнено в форме реферата, эссе, сообщения, научно-практического эмпирического исследования, презентации.
Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование проблемы, заявленной в названии работы, с опорой на обобщение имеющейся философской, научной, учебной литературы по теме.
Реферат должен отвечать стандартным требованиям к оформлению научной работы, быть выправленным, аккуратно оформленным, с применением необходимого научного аппарата.
При условии отличного выполнения индивидуального задания, преподаватель – научный руководитель может рекомендовать подготовку доклада на научно-практическую конференцию, написание тезисов и статей и предоставление их к публикации в сборниках научно-практических конференций и других научных изданиях.
|
Тематика индивидуальных заданий
1. Знание и вера в структуре познавательного процесса.
2. Философия русского космизма.
3. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
4. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
5. Принцип глобального эволюционизма и современная научная картина мира.
6. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
7. Системный подход в современной науке.
8. Тектология А.А.Богданова: основные принципы.
9. Проблема антропосоциогенеза в религии, философии и науке.
10. Современный человек и виртуальная реальность.
11. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
12. Проблема истины в истории философии и науки.
13. Проблема ценности истины в современной философии и науке.
14. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
15. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
16. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
17. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
18. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
19. Традиции и новации в развитии современной науки.
20. Феномен антинауки и кризис классического рационализма.
21. Наука в постиндустриальном обществе.
22. Метатеоретические основания науки.
23. Научная картина мира и ее эволюция.
24. Этика науки и нормы научного этоса.
25. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
26. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
27. Философия и футурология.
28. Анри Пуанкаре о ценности науки в современной культуре.
29. М. Вебер о призвании ученого и ценности науки.
30. В. Гейзенберг о роли традиций в развитии науки.
31. Философия нового научного духа Г. Башляра.
32. Концепция науки в «философии нестабильности» И. Пригожина.
33. В.И. Вернадский о науке и научных революциях.
34. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева.
35. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С. Стёпина.
36. Физика и философия в творчестве А. Эйнштейна.
37. Н. Бор о методологии дополнительности и методология неклассической науки.
38. Луи де Бройль о революции в физике.
39. Биогеохимия В.И. Вернадского и ее роль в развитии современной экологии.
40. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар).
41. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С. Панарина.
42. Философия как мировоззренческое основание науки.
43. Философия и наука в современной культуре.
44. Миф в традиционной и современной культуре. Мифология и наука.
45. Наука и религия: к проблеме взаимоотношения в истории.
46. Наука и религия: спор об основах жизни.
47. Наука и религия: спор эволюционизма и креационизма.
48. Будущее человечества: диалог философов, ученых и богословов.
49. Философия и наука: общее и особенное в познавательных стратегиях.
50. Философия, наука и идеология: прошлое и современность.
51. Философские и научные концепции пространства и времени.
52. Модели времени в современной науке.
53. Психология научного творчества.
54. Игра как способ познания мира.
55. Логика и интуиция в научном познании.
56. Эстетическое измерение научного познания.
57. Образы техники в культуре.
58. Закономерности и трудности современного этапа научно-технического развития.
59. Проблема гуманитаризации технического образования.
60. Проблема гуманитаризации научно-технического развития.
61. Эстетические аспекты технического творчества.
62. Социо-гуманитарные и этические проблемы современных биотехнологий.
63. Социо-гуманитарные и этические проблемы современных информационных технологий.
64. Проблема социо-гуманитарной и этической экспертизы технических проектов.
65. Проблемы социально-гуманитарной экспертизы последствий НТР.
66. Социально-культурные и мировоззренческие причины экологического кризиса.
67. Современные проблемы информационно-психологической безопасности.
68. Инженерная этика: проблемы и перспективы.
69. Социальные и этические проблемы генной инженерии.
70. Понятие и концепции глобализации. Глобализм и антиглобализм.
71. Методология научного прогнозирования.
72. Проблема овладения временем в философии русского космизма (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.И.Вернадский, А.К.Горский, В.Н.Муравьев, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский).
73. Мозг и сознание (по работам Бехтеревой Н.П.).
74. Проблемы гармонизации техносферы и биосферы.
75. Философия природы: прошлое и современность.
76. Современная философия техники: проблемы и перспективы.
77. Концепция органопроекции Э. Каппа и ее развитие в гуманитарных науках XX в. П. Флоренский и М. Шелер об органопроекции.
78. П. Энгельмейер, К. Ясперс, С. Булгаков о перенесении биологических закономерностей на техническую реальность.
79. Проект философии техники П. К. Энгельмейера и современность.
80. Основные направления философской критики техники в XX веке.
81. Сущность и функции техники в работах философов- экзистенциалистов.
82. Современные дискуссии об этической ответственности инженера. Этическая концепция Х. Йонаса.
83. Проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля.
84. Идея технократии в работах философов XX века.
85. Философия техники Л. Мамфорда.
86. Роль и перспективы техники в развитии культуры (по работам Х. Ортеги – и – Гассета).
87. Основные положения критики техники в работах К. Ясперса.
88. Научные, донаучные и вненаучные формы познания (Дж. Холтон «Что такое «антинаука»?»).
89. Основные идеи герменевтики (Г. Гадамер «Истина и метод»)
90. Научная рациональность и философский ум в интерпретации Э. Гуссерля.
91. Становление неклассической и постнекласической науки. Особенности ситуации постмодерна в современной науке (Чешков М. «Постмодернизм и целостность современного мира»).
92. Становление современной концепции холизма (И. З. Цехмистр «Холистичная философия науки»).
93. Антропный принцип и его интерпретации. Телеологические концепции в современной науке.
94. Проблема формализации научного знания. Теорема Геделя о неполноте и ее философский смысл.
95. М. Хайдеггер о науке и технике Нового времени как судьбе европейского человечества.
|