VI. Перечень контрольных заданий и иных материалов, необходимых для оценки знаний, умений и навыков

 

 

1. Вопросы к ЗАЧЕТУ
1. Предмет и основные проблемы философии науки. 2. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки. 3. Основные особенности научного познания. 4. Истина как цель познания. Основные концепции истины. 5. Проблема истины в науке. 6. Наука и преднаука. Основные особенности мифомагического мировоззрения и наука. 7. Наука и религия. 8. Научное и ненаучное знание и его виды. 9. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. 10. Наука и философия. Философские основания науки. 11. Научная картина мира, ее исторические формы, структура и функции в научно-познавательной деятельности. 12. Классификация наук: история и современность. 13. Эмпирический уровень научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент). 14. Теоретический уровень научного познания. 15. Проблемы философии и методологии науки в первом позитивизме. 16. Проблемы философии и методологии науки в неопозитивизме. 17. Постпозитивистская традиция в философии науки. 18. Концепция роста научного знания К. Поппера. 19. История науки как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). 20. Концепция роста научного знания и теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда. 21. Теория научных революций Т. Куна. Понятие научной парадигмы. 22. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин), М. Полани о личностном характере научного знания. 23. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 24. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов развития науки. 25. Основные критерии научности. 26. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюциии.  27. Глобальные революции и проблема смены типов научной рациональности. 28. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории. 29. Наука и техника в эпоху Античности. 30. Наука и техника в Средние века (Византия, Западная Европа). 31. Наука и техника в эпоху Возрождения. Научные открытия XV-XVII вв. и их значение. 32. Наука Нового времени. Становление классической науки. 33. Основные особенности классической науки. 34. Становление социальных и гуманитарных наук в XVIII - XIX вв. 35. Научно-технические достижения XIX в., их общественно-экономическое значение. Формирование технических наук. 36. Научно-техническая революция XX в. и формирование принципов неклассической науки. 37. Постнеклассическая наука. Синергетический подход в современной теории познания: основные принципы. 38. Особенности современного этапа развития науки и техники. 39. Глобальные проблемы современности. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 40. Глобальный эволюционизм. 41. Современная научная картина мира. 42. Синергетика как новая стратегия научного поиска. 43. Особенности современного этапа развития науки и техники. 44. Особенности постнеклассической рациональности. 45. Предмет, содержание и задачи философии техники. 46. История возникновения техники. 47. Техника как рациональная деятельность. 48. Проблема соотношения науки и техники. 49. Генезис философии техники. 50. Социально-гуманитарное направление в философии техники. 51. Гуманитарно-антропологическое направление в философии техники. 52. Инженерная этика и ответственность ученого. 53. Социальная оценка техники. 54. Проблема ответственности в науке и технике. 55.      Этика науки и инженерной деятельности.
2. Примеры тестов для МОДУЛЬНОго контроля
1.Фальсификация – это: А. уточнение значения и смысла понятий и выражений, используемых в естественном и научном языках; Б. эмпирическое подтверждение высказываний, гипотез, теорий; В. эмпирическое опровержение высказываний, гипотез, теорий. 2. Понятие «парадигма» в философию науки ввел: А. П. Фейерабенд; Б. И. Лакатос; В, Т. Кун. 3.Кумулятивизм – это: А. модель развития науки, представляющая собой постепенное и непрерывное накопление научных знаний; Б. направление в философии науки, сторонники которого подчеркивают, что в основе научного познания и знания лежат соглашения ученых; В. философское направление, сторонники которого утверждают, что источником достоверного знания являются данные наблюдений, экспериментов, измерений. 4. Основными этапами в развитии науки являются: А. античная, средневековая, ренессансная, новоевропейская наука; Б. классическая, неклассическая, постнеклассическая наука; В. Преднаука, наука и постнаука.
3. Индивидуальное задание
  Индивидуальное задание может быть выполнено в форме реферата, эссе, сообщения, научно-практического эмпирического исследования, презентации. Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование проблемы, заявленной в названии работы, с опорой на обобщение имеющейся философской, научной, учебной литературы по теме. Реферат должен отвечать стандартным требованиям к оформлению научной работы, быть выправленным, аккуратно оформленным, с применением необходимого научного аппарата. При условии отличного выполнения индивидуального задания, преподаватель – научный руководитель может рекомендовать подготовку доклада на научно-практическую конференцию, написание тезисов и статей и предоставление их к публикации в сборниках научно-практических конференций и других научных изданиях.  
Тематика индивидуальных заданий   1. Знание и вера в структуре познавательного процесса. 2. Философия русского космизма. 3. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации. 4. Становление и развитие экологической этики в современной культуре. 5. Принцип глобального эволюционизма и современная научная картина мира. 6. Синергетика и становление нелинейной методологии познания. 7. Системный подход в современной науке. 8. Тектология А.А.Богданова: основные принципы. 9. Проблема антропосоциогенеза в религии, философии и науке. 10. Современный человек и виртуальная реальность. 11. Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке. 12. Проблема истины в истории философии и науки. 13. Проблема ценности истины в современной философии и науке. 14. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы. 15. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба. 16. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы. 17. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики. 18. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия. 19. Традиции и новации в развитии современной науки. 20. Феномен антинауки и кризис классического рационализма. 21. Наука в постиндустриальном обществе. 22. Метатеоретические основания науки. 23. Научная картина мира и ее эволюция. 24. Этика науки и нормы научного этоса. 25. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого. 26. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма. 27. Философия и футурология. 28. Анри Пуанкаре о ценности науки в современной культуре. 29. М. Вебер о призвании ученого и ценности науки. 30. В. Гейзенберг о роли традиций в развитии науки. 31. Философия нового научного духа Г. Башляра. 32. Концепция науки в «философии нестабильности» И. Пригожина. 33. В.И. Вернадский о науке и научных революциях. 34. Концепция современного рационализма в работах Н.Н. Моисеева. 35. Концепция метатеоретических оснований науки в творчестве В.С. Стёпина. 36. Физика и философия в творчестве А. Эйнштейна. 37. Н. Бор о методологии дополнительности и методология неклассической науки. 38. Луи де Бройль о революции в физике. 39. Биогеохимия В.И. Вернадского и ее роль в развитии современной экологии. 40. Знание и власть в философии постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар). 41. Методология глобального прогнозирования в творчестве А.С. Панарина. 42. Философия как мировоззренческое основание науки. 43. Философия и наука в современной культуре. 44. Миф в традиционной и современной культуре. Мифология и наука. 45. Наука и религия: к проблеме взаимоотношения в истории. 46. Наука и религия: спор об основах жизни. 47. Наука и религия: спор эволюционизма и креационизма. 48. Будущее человечества: диалог философов, ученых и богословов. 49. Философия и наука: общее и особенное в познавательных стратегиях. 50. Философия, наука и идеология: прошлое и современность. 51. Философские и научные концепции пространства и времени. 52. Модели времени в современной науке. 53. Психология научного творчества. 54. Игра как способ познания мира. 55. Логика и интуиция в научном познании. 56. Эстетическое измерение научного познания. 57. Образы техники в культуре. 58. Закономерности и трудности современного этапа научно-технического развития. 59. Проблема гуманитаризации технического образования. 60. Проблема гуманитаризации научно-технического развития. 61. Эстетические аспекты технического творчества. 62. Социо-гуманитарные и этические проблемы современных биотехнологий. 63. Социо-гуманитарные и этические проблемы современных информационных технологий. 64. Проблема социо-гуманитарной и этической экспертизы технических проектов. 65. Проблемы социально-гуманитарной экспертизы последствий НТР. 66. Социально-культурные и мировоззренческие причины экологического кризиса. 67. Современные проблемы информационно-психологической безопасности. 68. Инженерная этика: проблемы и перспективы. 69. Социальные и этические проблемы генной инженерии. 70. Понятие и концепции глобализации. Глобализм и антиглобализм. 71. Методология научного прогнозирования. 72. Проблема овладения временем в философии русского космизма (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.И.Вернадский, А.К.Горский, В.Н.Муравьев, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский). 73. Мозг и сознание (по работам Бехтеревой Н.П.). 74. Проблемы гармонизации техносферы и биосферы. 75. Философия природы: прошлое и современность. 76. Современная философия техники: проблемы и перспективы. 77. Концепция органопроекции Э. Каппа и ее развитие в гуманитарных науках XX в. П. Флоренский и М. Шелер об органопроекции. 78. П. Энгельмейер, К. Ясперс, С. Булгаков о перенесении биологических закономерностей на техническую реальность. 79. Проект философии техники П. К. Энгельмейера и современность. 80. Основные направления философской критики техники в XX веке. 81. Сущность и функции техники в работах философов- экзистенциалистов. 82. Современные дискуссии об этической ответственности инженера. Этическая концепция Х. Йонаса. 83. Проект социальной реформы в философии Ж. Эллюля. 84. Идея технократии в работах философов XX века. 85. Философия техники Л. Мамфорда. 86. Роль и перспективы техники в развитии культуры (по работам Х. Ортеги – и – Гассета). 87. Основные положения критики техники в работах К. Ясперса. 88. Научные, донаучные и вненаучные формы познания (Дж. Холтон «Что такое «антинаука»?»). 89. Основные идеи герменевтики (Г. Гадамер «Истина и метод») 90. Научная рациональность и философский ум в интерпретации Э. Гуссерля. 91. Становление неклассической и постнекласической науки. Особенности ситуации постмодерна в современной науке (Чешков М. «Постмодернизм и целостность современного мира»). 92. Становление современной концепции холизма (И. З. Цехмистр «Холистичная философия науки»). 93. Антропный принцип и его интерпретации. Телеологические концепции в современной науке. 94. Проблема формализации научного знания. Теорема Геделя о неполноте и ее философский смысл. 95. М. Хайдеггер о науке и технике Нового времени как судьбе европейского человечества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: