VII. Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы магистрантов очной и заочной форм обучения

 

Основные тенденции развития высшего образования сегодня свидетельствуют о планомерном сокращении аудиторной нагрузки и увеличении количества часов на самостоятельную работу магистрантов. В связи с этим, одной из основных задач учебного процесса становится формирование у магистрантов знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы, развития способностей и потребностей к самостоятельному творчеству, к повседневной и планомерной работе с научной литературой, учебниками, учебными пособиями, периодикой и т. д., в том числе, к активному участию в научной работе.

Самостоятельная работа студентов – это разные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы студентов: конспектирование; реферирование литературы; аннотирование книг, статей; выполнение заданий поисково-исследовательского характера; углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента; проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой; подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий; контрольная работа – письменное выполнение; выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики и т. д.

Рабочей программой курса предусмотрено выполнение таких письменных работ, как:

– конспектирование и комментирование первоисточников, научной и учебной литературы;

– контрольные работы (аудиторные и внеаудиторные);

– рефераты;

– индивидуальные задания (цель которых – выработка различных навыков научно-исследовательской работы);

– доклады и тезисы докладов на научные конференции, статьи, сообщения и др.

Выполнение письменного задания предполагает, что студенты старших курсов умеют работать с научной информацией разного уровня сложности, способны ее осваивать, критически осмысливать, систематизировать, обосновывать собственное мнение и грамотно, аргументированно, логично его излагать. Для преподавателя проверка самостоятельной работы студентов является основой контроля усвоения полученных знаний, умений и навыков. Это также – одна из возможных форм сотрудничества с теми студентами, которые проявляют интерес к конкретной учебной дисциплине и научной работе.

Очевидно, к моменту поступления в магистратуру, студент должен владеть приемами конспектирования и реферирования, а также навыками грамотного и последовательного изложения своей точки зрения, знать основные правила оформления научного текста, например, ссылок и списка литературы. Однако, как показывает практика, при подготовке письменных работ студенты зачастую допускают ошибки и неточности не только формального, но и содержательного характера, демонстрируя незнание базовых принципов построения научного сообщения. Данные рекомендации призваны помочь магистрантам углубить знания, совершенствовать свою письменную речь, овладеть тайнами научного стиля изложения, получив при этом необходимую теоретическую подготовку к написанию магистерской диссертации.

 

 

VI. I. видЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ письменных работ и

Требования, предъявляемые к ИХ ВЫпОЛНЕНию

Конспектирование

Конспектирование (от лат. conspicere – «смотреть», «усматривать») – это вид письменного сообщения; запись мыслей других лиц в свернутой, обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления содержания первоначальной информации. В основе конспекта лежит аналитико-синтетическая переработка материала исходного текста. Конспект всегда меньше исходного текста, т. е. является компрессированным текстом. Степень полноты конспекта зависит от цели автора: важная информация (тексты) конспектируются более подробно, а менее важная – кратко и выборочно.

Конспектировать письменный текст можно цитатным способом (выписывая важные по смыслу фрагменты), способом перефразирования (передавая содержание в несколько измененном и сокращенном виде), способом переработки текста (передавая содержание своими словами). Последний способ считается наиболее трудным и полезным для развития речевых компетенций студентов.

Конспектирование устного текста происходит непосредственно во время его прослушивания (на лекции, на семинарском занятии), и это требует от слушателя владения специальными навыками. В процессе конспектирования используются сокращения, как общепринятые (напр. – например), так и индивидуальные. С целью ускорения и упрощения записи могут применяться также математические символы и отдельные знаки стенографии.

В конспекте должны быть отражены основные положения прочитанного или услышанного, которые, при необходимости, комментируются, дополняются, аргументируются, иллюстрируются примерами. Для подобной дополнительной информации при составлении конспекта удобно использовать «поля» тетради.

Конспект может быть кратким или подробным, можно сохранять без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие формулировки, более краткие и с более простой структурой. Чаще всего второй вариант используется при конспектировании информации, воспринимаемой на слух (например, при записи текста аудиторной лекции). Может также использоваться тезисное конспектирование с изложением собственной авторской позиции.

Тезисы

Тезисы – (от греч. thesis). Это вид письменного сообщения; кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Кроме того, тезисами называют структурный элемент рассуждения, положение, истинность которого должна быть доказана.

Составление тезисов как учебная письменная работа способствует формированию у обучаемых навыков краткой, лаконичной письменной речи, умения схватывать и формулировать главное. Работа над тезисами является важной составляющей подготовки к написанию других видов сочинений, таких как: доклад, реферат, статья, эссе и др. Тезисное изложение используется при организации материала любой научной работы, определяя основную линию разворачивания содержания, в соответствии с разработанным планом, придает ему композиционную стройность.

При конспектировании, изложении какой-либо информации, тезисы – это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Количество тезисов текста должно совпадать с количеством информационных центров.

Информационный центр (рема) – это новая информация, ради которой написана фраза. К примеру, если такая информация может уместиться в одно предложение, тогда рема помещается в конце предложения (излагаемая при этом известная информация называется темой предложения). Эти принципы изложения важно учитывать при написании реферата, доклада или статьи.

Чаще всего информация излагается развернуто, в нескольких предложениях. Эти предложения логически объединяются в абзацы. Распространенным недостатком, присущим студенческим работам, является практика начинать каждое предложение с абзаца. Как правило, это свидетельствует о неспособности автора отделять главное от второстепенного, производное от основного.

В классически построенном абзаце научного текста главную мысль выражают первое и второе предложение, остальные расширяют и углубляют ее,а также содержат аргументацию, доказательство основных положений абзаца, подводят к выводу.

Предложения в абзаце соединены друг с другом различными видами связи. Цепочная или последовательная логическая связь предложений предполагает такое изложение информации, когда в начале следующего предложения повторяется новая информация (рема) предыдущего предложения. Дублироваться может само слово-рема (лексический повтор), его синоним (синонимический повтор) или заменяющее его местоимение (местоименный повтор).

 

Если в начале следующего предложения повторяется известная информация (тема предложения), то такая логическая связь называется параллельной. При этом тема первого предложения одновременно также является темой второго и третьего предложения.

 

Можно перечислить основные приёмы, которые помогают создавать неповторимый авторский текст, выстраивать свою логику изложения, подбирать аргументы:

1. Начинать нужно с поиска и формулирования определений основных понятий, которые обозначены в заглавии работы и используются как базовые в тексте.

2. Изучив литературу по теме, необходимо сделать выписки, подобрать цитаты ученых и философов, которые можно использовать как аргументы в подтверждение вашей концепции и личной позиции, высказывания, относящиеся непосредственно к доказываемой вами точке зрения.

Это поможет вам:

а) более точно сформулировать и выразить свои мысли;

б) избежать повторений;

в) расширить представление о рассматриваемой проблеме;

г) сравнив различные точки зрения, найти и выразить именно ту, которая соответствует вашим представлениям.

3. Анализируя высказывания отдельных авторов, посвященные какой-либо проблеме, необходимо помнить, что в каждом из них выражена лишь одна из возможных точек зрения. Следует учиться видеть, что «стоит» за каждым конкретным высказыванием: искренний поиск истины, мировоззренческие стереотипы, интеллектуальные амбиции или стремление к оригинальному способу самовыражения, социально-политическая ангажированность, «заказ» и т.п.. Всегда старайтесь ориентироваться на критерии научности и при оценке текста, с которым вы работаете (особенно интернет-источников), и при формулировании собственного суждения.

 

После этого обязательно необходимо аргументировать свою точку зрения.

Аргументация (от лат. аrgumentatio – доказательство) – это вид речевого сообщения по способу выражения мыслей, который вызван необходимостью определить позицию говорящего или пишущего. Средствами аргументации являются суждение или совокупность суждений, приведенные в подтверждение истинности позиции отправителя речи. Целью аргументации является воздействие на воспринимающего, для создания определенного понимания или побуждения к действию.

Тем самым, аргументация – это рассуждение, в процессе которого необходимо доказать истинность основных положений, выдвигаемых автором. Аргументация может быть теоретической, рассуждением, с опорой на логику, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, факты.

Теоретическую аргументацию выстроить сложнее, поскольку она требует глубокого изучения материала и предполагает необходимость аналитической работы. Эмпирическая аргументация предполагает оперирование фактами, результатами экспериментов. Подобранные аргументы должны подтверждать главный тезис или опровергать антитезис. Основные виды аргументации – это доказательство или опровержение.

Доказательство – установление и обоснование истинности какого-либо положения. Доказательство (с точки зрения логики) – это рассуждение, устанавливающее истинность некоторого положения на основе истинности других положений (в конкретной области знания или теории). В структуре доказательства различают тезис (положение, истинность которого требуется установить), аргументы, или основания (положения, обосновывающие истинность тезиса) и демонстрацию (способ логической связи тезиса с аргументами).

Доказательство может быть прямым или косвенным. Прямое доказательство выстраивается от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Косвенное (непрямое) доказательство – это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса. Частным случаем доказательства является опровержение – рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса.

Опровержение – это вид доказательства, логическая операция, направленная на установление ложности или необоснованности тезиса (положения). Оно также может выступать в качестве прямого или косвенного. Прямое опровержение – это логическая операция установления необоснованности тезиса, предполагающая движение мысли от тезиса с помощью аргументов, опровергающих его, к антитезису. Косвенное опровержение, соответственно, предполагает движение от антитезиса к тезису, при помощи аргументов, доказывающих истинность последнего.

Различают опровержение, состоящее в доказательстве антитезиса, и опровержение, состоящее в выведении ложных следствий из обсуждаемого тезиса («сведение к абсурду»). Чтобы отличать правильные доказательства от неправильных, в методологии науки выработаны особые требования к выведению доказательств, выявлены основные ошибки при их нарушении.

В частности, тезис должен быть ясным и точным; должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства (нарушение этого правила называется «подмена тезиса»). Аргументы должны быть истинными суждениями (если хотя бы один из аргументов ложен, то возникает ошибка «основное заблуждение», а если не доказан – «предвосхищение основания»).

Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса (нарушение этого называется «кругом в доказательстве»); аргументы должны быть достаточными для признания истинности тезиса (связанные с нарушением этого правила ошибки: «аргумент к личности», «аргумент к публике», «аргумент к авторитету», «аргумент к тщеславию» и др.).

Демонстрация должна соответствовать логическим правилам вывода, т.е. тезис должен логически вытекать из приводимых аргументов (при нарушении этого правила возможны ошибки: «мнимое следование», «удвоение терминов», «от сказанного в относительном смысле к сказанному в абсолютном смысле» и др.).

Логическая процедура доказательства подверглась основательному анализу уже в античности, в частности, в трактатах Аристотеля, и, в силу своего фундаментального характера, оставалась предметом исследовательского интереса на протяжении всей истории и философии науки. В рамках математической логики исследуются возможности формальных доказательств и устанавливается существование в некоторой формальной системе положений, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами данной системы.

При изложении своей точки зрения, в заключительной части следует еще раз возвратиться к сформулированному вами изначальному положению (тезису или антитезису), можно также оценить решение проблемы посредством категорий «верно – неверно», «рационально – нерационально» и т.п. Если вы затрудняетесь сформулировать однозначный вывод, вместо заключения уместно сформулировать проблемный вопрос.

 

Контрольная работа

 

Контрольная работа –это одна из форм проверки и оценки знаний, речевых навыков и умений студентов, а также эффективности форм и способов учебной деятельности. С внедрением в учебный процесс тестирования, стали широко применяться для контроля учебные тесты.

Текущая контрольная работа проводится дляпроверки знаний по одной или нескольким изученным темам, зачетная или экзаменационная – по итоговым вопросам курса.

Различают такие виды контрольных работ:

- аудиторная и домашняя;

- текущая, зачетная и экзаменационная;

- фронтальная и индивидуальная;

- графическая и практическая;

- письменная и устная.

Письменная контрольная работа это основной способ проверки и корректировки освоения теоретического учебного материала. В заочных и дистанционных формах обучения выполнение самостоятельных письменных контрольных работ является обязательным. Текущая или итоговая (зачетная) контрольная работа может быть проведена как обычным способом (ответы на вопросы билета), так и с помощью компьютерного тестирования.

Итоговые контрольные можно рассматривать как равные курсовым проектам по уровню сложности. Их написание требует предварительной тщательной подготовки, проработки конспекта лекций, рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, чтения и конспектирования первоисточников.

Сообщение

Сообщение – краткое письменное (устное) изложение информации, содержащее самостоятельно усвоенные сведения. Чаще всего,содержание сообщения связано с обоснованием степени теоретической разработанности какой-либо научнойпроблемы. Цель сообщения информативная, поэтому сообщение должно быть очень четким по композиции, содержанию и форме выражения. В композиции сообщения выделяются, как правило, три части: вступление определение темы сообщения; основная часть изложение проанализированной информации, фактов, данных; заключение обобщение всего сказанного, выводы.

Сообщения, как правило, посвящены сжатому анализу актуальной научной информации, сведениям большой значимости. Основное требование к содержанию сообщения это требование краткости, точности, достоверности. Языковые средства отбираются в соответствии с требованиями письменного или устного варианта научного стиля. Основной способ изложения тезисный, с элементами повествования и рассуждения.

Основные требования к сообщению:

- оно готовится по одной теме и предполагает глубокий проблемный анализ рассматриваемого вопроса;

- письменное сообщение по объему не превышает 5-10 страниц;

- не требует специального оформления.

Чтобы подготовить сообщение, необходимо проанализировать одну или несколько статей, опубликованных в специальных научных журналах, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное или методическое пособие). Тема сообщения должна быть актуальной и отличаться новизной.

Доклад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: