Результату, сохраняла один и тот же характер, то мы убедимся

Что этот характер, устоявший против всего различия положе-

Ний, всего неравенства условий, есть основной характер со-

Бытия, что результат, всегда однородный, есть тот, к которо-

Му она преимущественно стремилась.

Везде, где только имела некоторый успех религиозная рево-

Люция xvi века, она если не вполне освободила человеческий

Дух, то, по крайней мере, доставила ему новую, значитель-

Ную долю свободы. Правда, она оставила мысль в зависимо-

Сти от случайностей большей или меньшей свободы поли-

Тических учреждений; но она уничтожила или обезоружила

Духовную власть, систематическое и насильственное управ-

Ление человеческою мыслью. Таков был результат реформа-

Ции при самых разнообразных внешних условиях. В Герма-

нии вовсе или почти вовсе не было политической свободы;

Она не была введена туда и реформациею, которая скорее уси-

Лила, чем уменьшила власть государей, скорее противодейст-

Вовала свободным средневековым учреждениям и благопри-

Ятствовала их развитию. Однако она возбудила и поддержала

В Германии свободу мысли, большую, может быть, чем в ка-

Кой бы то ни было другой стране. В Дании абсолютная власть

Господствовала как в муниципальных, так и в общих государ-

Ственных учреждениях; но и там, под влиянием реформации,

Мысль сбросила с себя оковы и свободно устремилась по всем

Направлениям. В республиканской Голландии, в конституци-

Онно-монархической Англии одинаково совершилась эман-

Сипация человеческого духа, несмотря на долговременную

И суровую религиозную тиранию. Наконец, даже во Франции,

При условиях, по-видимому, наименее благоприятствовавших

Влиянию религиозной революции, она, хотя и побежденная,

Тем не менее сделалась основой умственной независимости

277

UKMzOS R{KQYRzYTYS

И свободы. До 1685 года, т. е. до отмены Нантского эдикта, ре-

Формация имела во Франции законное существование. В те-

Чение этого продолжительного периода протестанты писали,

Спорили в защиту своих мнений и вызывали к тому же своих

Противников. Один этот факт, одна эта война между стары-

Ми и новыми мнениями, в которой оружием служили памфле-

Ты и конференции, распространила во Франции свободу, го-

Раздо более существенную и действительную, нежели обык-

Новенно думают, — свободу, послужившую на пользу учености

Нравственности, послужившую к чести французского духовен-

Ства, точно так же, как и к пользе человеческой мысли. Брось-

Те взгляд на конференции Боссюэ и Клода, на всю религиоз-

Ную полемику того времени и подумайте, допустил ли бы Лю-

Довик xiv такую свободу в обсуждении какого бы то ни было

Другого предмета. Всего более свободы во Франции xvii века

Проявлялось именно в борьбе реформации с противополож-

Ною партией. Религиозная мысль в это время была гораздо

Смелее, приступала к спорным вопросам с большею откровен-

ностью, нежели политическая мысль самого Фенелона в ≪Те-

лемаке≫. Отмена Нантского эдикта положила конец такому

Порядку вещей. Но между 1685 годом и великим порывом че-

Ловеческого духа в xviii веке не прошло и сорока лет; едва

Только перестала действовать на пользу умственной свободы

Религиозная революция, как началось уже действие револю-

Ции философской.

Итак, везде, где только действовала реформация, где она

Играла важную роль, чем бы эта роль ни окончилась — побе-

Дою или поражением, — везде общим, господствующим, посто-

Янным результатом ее был прогресс в деятельности и свободе

Мысли, в эмансипации человеческого духа.

Реформация не только имела этот результат, но и удовле-

Творялась им: достигнув его, она не стремилась ни к чему дру-

Гому, потому что в этом заключалась сущность события, его

Первоначальный и основной характер. Таким образом, в Гер-

278

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Мании она не только не домогалась политической свобо-

Ды, но покорно переносила, если не политическое рабство,

То по крайней мере отсутствие свободы. В Англии она допус-

Тила иерархическое устройство духовенства и существование

Церкви столь же несовершенной, как римская, но менее неза-

Висимой. Почему же реформация, в известных случаях столь

Страстная и непреклонная, показала себя здесь такою сговор-

Чивою и гибкою? Потому что она достигла главного резуль-

Тата, к которому стремилась, — уничтожения духовной власти,

Освобождения человеческого духа. Повторяю: там, где рефор-

Мация достигла этой цели, она без труда применилась ко вся-

Кому положению, ко всякому порядку вещей.

Обратимся теперь к другой стороне вопроса; посмотрим,

Что произошло в тех странах, куда не проникла религиозная

Революция, где она рано была подавлена и не могла иметь

Никакого развития. История показывает, что в этих странах

Не был освобожден человеческий дух; подтверждением тому

Служат две великие страны — Италия и Испания. Там, где ре-

Формация играла важную роль, человеческий дух в последние

Три века воспринял небывалую прежде деятельность и свобо-

Ду; а в тех странах Европы, куда не приникла религиозная ре-

Волюция, он впал в состояние бездействия и застоя. Итак, обе

Стороны вопроса, рассмотренные одновременно, привели нас

К одному и тому же результату.

Порыв мысли, уничтожение абсолютной власти в духов-

Ном мире — вот существенный характер реформации, общий

Результат ее влияния. В истории реформации эмансипация че-

Ловеческого духа представляется скорее фактом, чем принци-

Пом, скорее результатом, чем причиною. Я думаю, что в этом

Отношении реформация сделала больше, нежели предполага-

Ла, даже, может быть, больше, нежели желала сделать. В про-

Тивоположность многим другим революциям, в которых да-

Леко не была достигнута желанная цель, и события значитель-

Но уступали мысли, — последствия реформации превзошли ее

279

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Собственные надежды; как событие, она выше, нежели систе-

Ма; она не сознавала вполне своих действий и, если бы созна-

Вала, то затруднилась бы признать их.

Какими упреками постоянно осыпают реформацию ее про-

Тивники? Какие результаты ее бросают ей, если можно так вы-

Разиться, в глаза, чтобы принудить ее к молчанию?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: