Что этот характер, устоявший против всего различия положе-
Ний, всего неравенства условий, есть основной характер со-
Бытия, что результат, всегда однородный, есть тот, к которо-
Му она преимущественно стремилась.
Везде, где только имела некоторый успех религиозная рево-
Люция xvi века, она если не вполне освободила человеческий
Дух, то, по крайней мере, доставила ему новую, значитель-
Ную долю свободы. Правда, она оставила мысль в зависимо-
Сти от случайностей большей или меньшей свободы поли-
Тических учреждений; но она уничтожила или обезоружила
Духовную власть, систематическое и насильственное управ-
Ление человеческою мыслью. Таков был результат реформа-
Ции при самых разнообразных внешних условиях. В Герма-
нии вовсе или почти вовсе не было политической свободы;
Она не была введена туда и реформациею, которая скорее уси-
Лила, чем уменьшила власть государей, скорее противодейст-
Вовала свободным средневековым учреждениям и благопри-
Ятствовала их развитию. Однако она возбудила и поддержала
В Германии свободу мысли, большую, может быть, чем в ка-
Кой бы то ни было другой стране. В Дании абсолютная власть
Господствовала как в муниципальных, так и в общих государ-
Ственных учреждениях; но и там, под влиянием реформации,
Мысль сбросила с себя оковы и свободно устремилась по всем
Направлениям. В республиканской Голландии, в конституци-
Онно-монархической Англии одинаково совершилась эман-
Сипация человеческого духа, несмотря на долговременную
И суровую религиозную тиранию. Наконец, даже во Франции,
При условиях, по-видимому, наименее благоприятствовавших
Влиянию религиозной революции, она, хотя и побежденная,
Тем не менее сделалась основой умственной независимости
277
UKMzOS R{KQYRzYTYS
И свободы. До 1685 года, т. е. до отмены Нантского эдикта, ре-
Формация имела во Франции законное существование. В те-
Чение этого продолжительного периода протестанты писали,
Спорили в защиту своих мнений и вызывали к тому же своих
Противников. Один этот факт, одна эта война между стары-
Ми и новыми мнениями, в которой оружием служили памфле-
Ты и конференции, распространила во Франции свободу, го-
Раздо более существенную и действительную, нежели обык-
Новенно думают, — свободу, послужившую на пользу учености
Нравственности, послужившую к чести французского духовен-
Ства, точно так же, как и к пользе человеческой мысли. Брось-
Те взгляд на конференции Боссюэ и Клода, на всю религиоз-
Ную полемику того времени и подумайте, допустил ли бы Лю-
Довик xiv такую свободу в обсуждении какого бы то ни было
Другого предмета. Всего более свободы во Франции xvii века
Проявлялось именно в борьбе реформации с противополож-
Ною партией. Религиозная мысль в это время была гораздо
Смелее, приступала к спорным вопросам с большею откровен-
ностью, нежели политическая мысль самого Фенелона в ≪Те-
лемаке≫. Отмена Нантского эдикта положила конец такому
Порядку вещей. Но между 1685 годом и великим порывом че-
Ловеческого духа в xviii веке не прошло и сорока лет; едва
Только перестала действовать на пользу умственной свободы
Религиозная революция, как началось уже действие револю-
Ции философской.
Итак, везде, где только действовала реформация, где она
Играла важную роль, чем бы эта роль ни окончилась — побе-
Дою или поражением, — везде общим, господствующим, посто-
Янным результатом ее был прогресс в деятельности и свободе
Мысли, в эмансипации человеческого духа.
Реформация не только имела этот результат, но и удовле-
Творялась им: достигнув его, она не стремилась ни к чему дру-
Гому, потому что в этом заключалась сущность события, его
Первоначальный и основной характер. Таким образом, в Гер-
278
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Мании она не только не домогалась политической свобо-
Ды, но покорно переносила, если не политическое рабство,
То по крайней мере отсутствие свободы. В Англии она допус-
Тила иерархическое устройство духовенства и существование
Церкви столь же несовершенной, как римская, но менее неза-
Висимой. Почему же реформация, в известных случаях столь
Страстная и непреклонная, показала себя здесь такою сговор-
Чивою и гибкою? Потому что она достигла главного резуль-
Тата, к которому стремилась, — уничтожения духовной власти,
Освобождения человеческого духа. Повторяю: там, где рефор-
Мация достигла этой цели, она без труда применилась ко вся-
Кому положению, ко всякому порядку вещей.
Обратимся теперь к другой стороне вопроса; посмотрим,
Что произошло в тех странах, куда не проникла религиозная
Революция, где она рано была подавлена и не могла иметь
Никакого развития. История показывает, что в этих странах
Не был освобожден человеческий дух; подтверждением тому
Служат две великие страны — Италия и Испания. Там, где ре-
Формация играла важную роль, человеческий дух в последние
Три века воспринял небывалую прежде деятельность и свобо-
Ду; а в тех странах Европы, куда не приникла религиозная ре-
Волюция, он впал в состояние бездействия и застоя. Итак, обе
Стороны вопроса, рассмотренные одновременно, привели нас
К одному и тому же результату.
Порыв мысли, уничтожение абсолютной власти в духов-
Ном мире — вот существенный характер реформации, общий
Результат ее влияния. В истории реформации эмансипация че-
Ловеческого духа представляется скорее фактом, чем принци-
Пом, скорее результатом, чем причиною. Я думаю, что в этом
Отношении реформация сделала больше, нежели предполага-
Ла, даже, может быть, больше, нежели желала сделать. В про-
Тивоположность многим другим революциям, в которых да-
Леко не была достигнута желанная цель, и события значитель-
Но уступали мысли, — последствия реформации превзошли ее
279
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Собственные надежды; как событие, она выше, нежели систе-
Ма; она не сознавала вполне своих действий и, если бы созна-
Вала, то затруднилась бы признать их.
Какими упреками постоянно осыпают реформацию ее про-
Тивники? Какие результаты ее бросают ей, если можно так вы-
Разиться, в глаза, чтобы принудить ее к молчанию?