Таких результатов два: 1) умножение сект, чрезмерная воль-

Ность умов, уничтожение всякого духовного авторитета, разъ-

единение религиозного общества, взято в полном его составе;

2) тирания, гонение. ≪Вы побуждаете к вольности, — говорили

Реформаторам, — производите ее, а когда она началась, вы хо-

Тите сдержать, подавить ее. И как же вы ее подавляете? Самы-

Ми суровыми, насильственными мерами. Вы точно так же пре-

следуете ересь, но во имя незаконного авторитета≫.

Пересмотрите все главнейшие нападения, направленные

Против реформации, соедините их в одно целое, устраняя

Чисто догматические вопросы: вы увидите, что все они могут

Быть приведены к этим двум основным упрекам.

Они ставили протестантскую партию в весьма неловкое

Положение. Когда ее упрекали за множество сект, то вместо

Того чтобы признать их и защищать законность их свободного

Развития, она проклинала их, приходила в отчаяние и как бы

Извинялась в их существовании. Когда ее упрекали за гоне-

Ние, она оправдывалась с некоторым смущением и ссылалась

На требования необходимости; она приписывала себе полное

Право подавлять и карать заблуждения, потому что истина в ее

Руках, потому что одни только ее верованья и учреждения за-

Конны; если она не признавала за римскою церковью права

Наказывать протестантов, то потому только, что не на сторо-

Не этой церкви была истина и справедливость.

Когда господствующую в реформации партию упрекали

В нетерпимости не враги, а собственные чада ее, когда гони-

мые и проклинаемые ею секты говорили ей: ≪Мы делаем то же

самое, что и вы делали; мы отделяемся, как и вы отделились≫, — 280

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Она еще больше затруднялась в ответе и очень часто отвечала

Одним только удвоением строгости.

В самом деле, стремясь к уничтожению абсолютной власти

В духовном мире, религиозная революция xvi века не знала

Истинных принципов умственной свободы; она освобожда-

Ла человеческий дух и все еще требовала от него повинове-

Ния своим законам; на деле она доставляла торжество праву

Свободного исследованья, а в теории хотела только заменить

Законною властью власть беззаконную. Она не возвышалась

До первоначальной причины, не нисходила до окончательных

Последствий своего дела. Таким образом она впала в двойную

Ошибку; с одной стороны, она не понимала и не уважала пра-

Во человеческой мысли, нарушала их в то самое время, когда

Требовала их для самой себя; с другой —не сумела определить

Права авторитета в духовном мире. Я говорю не об автори-

Тете принудительном, у которого в этом мире нет и не долж-

Но быть никаких прав; но об авторитете чисто нравственном,

Действующем только на умы, исключительно путем влияния.

В большей части протестантских государств заметен какой-то

Недостаток в организации умственного общества, в действии

Общепринятых, освященных временем мнений. Они не суме-

Ли согласить права и потребности предания с правами и по-

Требностями свободы, а причина этого явления без сомнения

Заключается в том обстоятельстве, что реформация не поняла

И не усвоила себе вполне ни своих принципов, ни их послед-

Ствий. Отсюда и та непоследовательность, узость взглядов, ко-

Торую так часто и удачно пользовались в своих нападениях

Противники реформации. В противоположность реформа-

Ции, враги ее очень хорошо сознавали сущность и цель своих

Поступков; они восходили к самому источнику своего образа

Действий и открыто признавали все его последствия. Невоз-

Можно указать правительство более последовательное, более

Систематическое, нежели римская церковь. На практике рим-

Ский престол часто вступал в соглашения и делал уступки го-

281

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Раздо чаще, чем реформация; но в теории он гораздо тверже

Держался своей системы и гораздо тщательнее сообразовал

С нею свои действия. В этом полном сознании того, что дела-

Ешь, чего хочешь, в этом безусловном и разумном принятии

Известного учения или намерения заключается великая сила.

Лучшим доказательством тому служит ход религиозной рево-

Люции xvi века. Известно, что главною силою, созданною для

Борьбы с реформациею, был орден иезуитов. Бросим взгляд

На историю иезуитов; они повсюду терпели неудачи; везде,

Где только они имели обширный круг действий, они прино-

Сили несчастие тому делу, на сторону которого становились.

В Англии они погубили королей, в Испании —целые народы.

Общий ход событий, развитие новейшей цивилизации, сво-

Бода человеческого духа, все эти силы, бороться с которыми

Было назначение иезуитов, восстали против них и победили

Их. И не только иезуиты терпели неудачи, но вспомните, к ка-

Ким средствам они принуждены были прибегать. Они не дос-

Тигали ни славы, ни величия; они не совершали блистатель-

Ных событий, не приводили в движение могущественных масс

Людей; они шли подземными, темными, низкими путями, ни-

Чем не сумели поразить воображение, не сумели расположить

В свою пользу общественное мнение, которое невольно сочув-

Ствует всем великим делам, без различия их принципа и цели.

Противная сторона, наоборот, не только победила, но побе-

Дила со славою, совершила великие дела великими средства-

Ми: она привела в движение народы, породила в Европе вели-

Ких людей, изменила открыто при дневном, если можно так

Выразиться, свете судьбу и форму государств. Одним словом,

все было против иезуитов —и внутренняя, и внешняя неудача;

Их деятельностью не удовлетворится ни здравый смысл, тре-

Бующий успеха, ни воображение, нуждающееся в блеске. А ме-

Жду тем судьба их, конечно, не лишена величия; с их именем,

Влиянием, историею соединена великая идея. Отчего? Отто-

Го, что они отдавали себе отчет в своих действиях и намере-

282

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ниях, сознавали с полною ясностью принципы, которыми ру-

Ководствовались, цель, к которой стремились; оттого, что они

Обладали величием мысли, величием воли, которое и спас-

Ло их от осмеяния, возбуждаемого постоянными неудачами

И презренными способами действий. Напротив того, там, где

Исполнение уступает мысли, где, по-видимому, не сознаны глу-

Бочайшие принципы и окончательные последствия дела, там


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: