Ность умов, уничтожение всякого духовного авторитета, разъ-
единение религиозного общества, взято в полном его составе;
2) тирания, гонение. ≪Вы побуждаете к вольности, — говорили
Реформаторам, — производите ее, а когда она началась, вы хо-
Тите сдержать, подавить ее. И как же вы ее подавляете? Самы-
Ми суровыми, насильственными мерами. Вы точно так же пре-
следуете ересь, но во имя незаконного авторитета≫.
Пересмотрите все главнейшие нападения, направленные
Против реформации, соедините их в одно целое, устраняя
Чисто догматические вопросы: вы увидите, что все они могут
Быть приведены к этим двум основным упрекам.
Они ставили протестантскую партию в весьма неловкое
Положение. Когда ее упрекали за множество сект, то вместо
Того чтобы признать их и защищать законность их свободного
Развития, она проклинала их, приходила в отчаяние и как бы
Извинялась в их существовании. Когда ее упрекали за гоне-
|
|
Ние, она оправдывалась с некоторым смущением и ссылалась
На требования необходимости; она приписывала себе полное
Право подавлять и карать заблуждения, потому что истина в ее
Руках, потому что одни только ее верованья и учреждения за-
Конны; если она не признавала за римскою церковью права
Наказывать протестантов, то потому только, что не на сторо-
Не этой церкви была истина и справедливость.
Когда господствующую в реформации партию упрекали
В нетерпимости не враги, а собственные чада ее, когда гони-
мые и проклинаемые ею секты говорили ей: ≪Мы делаем то же
самое, что и вы делали; мы отделяемся, как и вы отделились≫, — 280
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Она еще больше затруднялась в ответе и очень часто отвечала
Одним только удвоением строгости.
В самом деле, стремясь к уничтожению абсолютной власти
В духовном мире, религиозная революция xvi века не знала
Истинных принципов умственной свободы; она освобожда-
Ла человеческий дух и все еще требовала от него повинове-
Ния своим законам; на деле она доставляла торжество праву
Свободного исследованья, а в теории хотела только заменить
Законною властью власть беззаконную. Она не возвышалась
До первоначальной причины, не нисходила до окончательных
Последствий своего дела. Таким образом она впала в двойную
Ошибку; с одной стороны, она не понимала и не уважала пра-
Во человеческой мысли, нарушала их в то самое время, когда
Требовала их для самой себя; с другой —не сумела определить
|
|
Права авторитета в духовном мире. Я говорю не об автори-
Тете принудительном, у которого в этом мире нет и не долж-
Но быть никаких прав; но об авторитете чисто нравственном,
Действующем только на умы, исключительно путем влияния.
В большей части протестантских государств заметен какой-то
Недостаток в организации умственного общества, в действии
Общепринятых, освященных временем мнений. Они не суме-
Ли согласить права и потребности предания с правами и по-
Требностями свободы, а причина этого явления без сомнения
Заключается в том обстоятельстве, что реформация не поняла
И не усвоила себе вполне ни своих принципов, ни их послед-
Ствий. Отсюда и та непоследовательность, узость взглядов, ко-
Торую так часто и удачно пользовались в своих нападениях
Противники реформации. В противоположность реформа-
Ции, враги ее очень хорошо сознавали сущность и цель своих
Поступков; они восходили к самому источнику своего образа
Действий и открыто признавали все его последствия. Невоз-
Можно указать правительство более последовательное, более
Систематическое, нежели римская церковь. На практике рим-
Ский престол часто вступал в соглашения и делал уступки го-
281
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Раздо чаще, чем реформация; но в теории он гораздо тверже
Держался своей системы и гораздо тщательнее сообразовал
С нею свои действия. В этом полном сознании того, что дела-
Ешь, чего хочешь, в этом безусловном и разумном принятии
Известного учения или намерения заключается великая сила.
Лучшим доказательством тому служит ход религиозной рево-
Люции xvi века. Известно, что главною силою, созданною для
Борьбы с реформациею, был орден иезуитов. Бросим взгляд
На историю иезуитов; они повсюду терпели неудачи; везде,
Где только они имели обширный круг действий, они прино-
Сили несчастие тому делу, на сторону которого становились.
В Англии они погубили королей, в Испании —целые народы.
Общий ход событий, развитие новейшей цивилизации, сво-
Бода человеческого духа, все эти силы, бороться с которыми
Было назначение иезуитов, восстали против них и победили
Их. И не только иезуиты терпели неудачи, но вспомните, к ка-
Ким средствам они принуждены были прибегать. Они не дос-
Тигали ни славы, ни величия; они не совершали блистатель-
Ных событий, не приводили в движение могущественных масс
Людей; они шли подземными, темными, низкими путями, ни-
Чем не сумели поразить воображение, не сумели расположить
В свою пользу общественное мнение, которое невольно сочув-
Ствует всем великим делам, без различия их принципа и цели.
Противная сторона, наоборот, не только победила, но побе-
Дила со славою, совершила великие дела великими средства-
Ми: она привела в движение народы, породила в Европе вели-
Ких людей, изменила открыто при дневном, если можно так
Выразиться, свете судьбу и форму государств. Одним словом,
все было против иезуитов —и внутренняя, и внешняя неудача;
Их деятельностью не удовлетворится ни здравый смысл, тре-
Бующий успеха, ни воображение, нуждающееся в блеске. А ме-
Жду тем судьба их, конечно, не лишена величия; с их именем,
Влиянием, историею соединена великая идея. Отчего? Отто-
Го, что они отдавали себе отчет в своих действиях и намере-
282
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ниях, сознавали с полною ясностью принципы, которыми ру-
Ководствовались, цель, к которой стремились; оттого, что они
|
|
Обладали величием мысли, величием воли, которое и спас-
Ло их от осмеяния, возбуждаемого постоянными неудачами
И презренными способами действий. Напротив того, там, где
Исполнение уступает мысли, где, по-видимому, не сознаны глу-
Бочайшие принципы и окончательные последствия дела, там