На духовенство, предприятием, задуманным и исполненным

С одною только целью: восстановить церковь в ее чистом, пер-

Вобытном виде. Ни одно из этих объяснений не может быть,

Кажется, признано основательным. Второе справедливее пер-

Вого, по крайней мере, оно более соответствует обширности

И важности события; однако я и его не считаю вполне точ-

Ным. По моему мнению, реформация не была ни случайным

Результатом какого-нибудь отдельного события или личного

Интереса, ни простым стремлением к религиозному усовер-

Шенствованию, ни утопическим порывом к гуманности и ис-

Тине. Причина ее была гораздо важнее; и эта причина гос-

Подствовала над всеми частными побуждениями. Реформация

Была порывом свободы человеческого духа, новою потребно-

Стью судить и мыслить независимо, собственными средства-

Ми и силами, о таких фактах и идеях, которые до того време-

Ни Европа получала или принуждена была получать из рук ав-

Торитета. Это — великая попытка освобождения человеческой

Мысли или — чтобы назвать дело его настоящим именем — вос-

Стание человеческого духа против абсолютной власти в духов-

Ном мире. Таков, по моему мнению, истинный смысл и общий

Характер реформации.

Рассматривая, с одной стороны, состояние человеческого

Духа в ту эпоху, с другой — состояние духовной власти, церкви,

В которой сосредоточивалось управление человеческим духом,

Мы замечаем следующее. Со стороны человеческого духа мы

Видим небывалую до тех пор деятельность и жажду развития

И власти. Эта новая деятельность была результатом различ-

Ных причин, накопившихся в продолжение нескольких сто-

Летий. Бывали века, когда одна за другой порождались ере-

Си, игравшие некоторую роль в истории; они падали, уступая

Свое место новым; в другие века подобное же развитие получа-

Ли философские учения. В промежуток между xi и xvi веками

Накопилась значительная масса умственных произведений как

274

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

В религиозной, так и в философской сфере: наступила пора,

Когда это накопление должно было привести к какому-нибудь

Результату. Кроме того, все средства к образованию, создан-

Ные или покровительствуемые самою церковью, также при-

Несли плоды свои. Из учрежденных в прежние столетия школ

Выходили люди с некоторыми познаниями; число таких лю-

Дей увеличивалось изо дня в день; они захотели наконец мыс-

Лить сами собою, с полною независимостью, потому что чувст-

Вовали себя сильнее, чем когда-либо. Наконец, человеческий

Дух обновился возрождением древности; возник классицизм.

Все эти причины, вместе взятые, сообщали человеческой

Мысли в начале xvi века весьма энергичное движение, настоя-

Тельную потребность в прогрессе.

В совершенно другом положении находилось духовное пра-

Вительство, духовная власть; она впала в состояние инерции,

Неподвижности. Политическое значение церкви, римско-

Го престола значительно уменьшилось; европейское общест-

Во уже перестало принадлежать церкви и подпало господству

Светских государей. Однако духовная власть сохраняла все свои

Притязания, весь свой блеск, все свое наружное значение. Она

подверглась обыкновенной участи устаревших правительств:

Большая часть жалоб, направляемых против нее, перестали

Почти в то время быть основательными. Было бы несправед-

Ливо утверждать, что римский престол в xvi веке отличался

Особенною тираниею, что злоупотребления его, в собствен-

Ном смысле слова, были многочисленнее, непростительнее,

Нежели прежде. Напротив, никогда, может быть, церковное

Правительство не было так сговорчиво, снисходительно, бес-

Печно; оно было равнодушно ко всему, лишь бы только никто

Не оспаривал его законности и давнишних прав, из которых

Многие уже утратились, лишь бы только по-прежнему обеспе-

Чено было существование его и получались прежние доходы.

Оно охотно оставило бы в покое человеческий ум, лишь бы

Только и ум в свою очередь оказал ему ту же услугу. Но когда

275

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Правительства ослабевают и делают меньше зла, тогда именно

Они и подвергаются нападениям, которые тут только становят-

Ся возможными, а прежде были неудобоисполнительными.

Это беглый очерк состояния человеческого духа и духов-

Ного правительства достаточно подтверждает справедливость

Сказанного нами о характере реформации; она была произ-

Ведена порывом свободы, великим восстанием человеческого

Разума. Вот без сомнения, главная ее причина, господствую-

Щая над всеми прочими, над всеми отдельными интересами

Народов и государей, наконец, над потребностью в преобра-

Зованиях, в исправлении недостатков, на которые жаловались

В то время.

Предположим, что по прошествии первых лет реформа-

Ции, когда она объявила все свои притязания, ясно высказала

Все поводы недовольства существующим порядкам, предполо-

жим, что духовная власть внезапно согласилась с нею и сказала:

≪Хорошо: я сделаю все нужные преобразования, я возвращусь

К более законному, более религиозному порядку. Я уничтожу

Притеснения, произвол, налоги; даже в отношении к догматам,

Я допущу изменения, объяснения, обращусь к первоначально-

Му их смыслу. Но, исправив таким образом все недостатки, я со-

Храню свое положение, останусь по-прежнему правительством

человеческого духа, с тою же властью, с теми же правами≫. Удо-

Вольствовалась ли бы этим религиозная революция и остано-

Вилась ли бы она в своем развитии? Не думаю; я твердо убеж-

Ден, что она продолжала бы свой путь и, потребовав сначала

Реформы, теперь потребовала бы свободы. Кризис xvi века

Был не только реформационным, но и существенно революци-

Онным. Нельзя отнять у него характера и сопряженных с ним

Достоинств и недостатков: реформация носила в себе все при-

Знаки революции.

Бросим взгляд на судьбу реформации: посмотрим, что она

Прежде всего сделала в различных странах, в которых разви-

Валась. Развитие ее происходило при весьма различных усло-

276

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Виях и весьма неравных данных успеха. Если мы заметим, что

Несмотря на такое различие и неравенство, она повсюду стре-

Милась к одной и той же цели, приводила к одному и тому же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: