С одною только целью: восстановить церковь в ее чистом, пер-
Вобытном виде. Ни одно из этих объяснений не может быть,
Кажется, признано основательным. Второе справедливее пер-
Вого, по крайней мере, оно более соответствует обширности
И важности события; однако я и его не считаю вполне точ-
Ным. По моему мнению, реформация не была ни случайным
Результатом какого-нибудь отдельного события или личного
Интереса, ни простым стремлением к религиозному усовер-
Шенствованию, ни утопическим порывом к гуманности и ис-
Тине. Причина ее была гораздо важнее; и эта причина гос-
Подствовала над всеми частными побуждениями. Реформация
Была порывом свободы человеческого духа, новою потребно-
Стью судить и мыслить независимо, собственными средства-
Ми и силами, о таких фактах и идеях, которые до того време-
Ни Европа получала или принуждена была получать из рук ав-
Торитета. Это — великая попытка освобождения человеческой
Мысли или — чтобы назвать дело его настоящим именем — вос-
Стание человеческого духа против абсолютной власти в духов-
Ном мире. Таков, по моему мнению, истинный смысл и общий
Характер реформации.
Рассматривая, с одной стороны, состояние человеческого
Духа в ту эпоху, с другой — состояние духовной власти, церкви,
В которой сосредоточивалось управление человеческим духом,
Мы замечаем следующее. Со стороны человеческого духа мы
Видим небывалую до тех пор деятельность и жажду развития
И власти. Эта новая деятельность была результатом различ-
Ных причин, накопившихся в продолжение нескольких сто-
Летий. Бывали века, когда одна за другой порождались ере-
Си, игравшие некоторую роль в истории; они падали, уступая
Свое место новым; в другие века подобное же развитие получа-
Ли философские учения. В промежуток между xi и xvi веками
Накопилась значительная масса умственных произведений как
274
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
В религиозной, так и в философской сфере: наступила пора,
Когда это накопление должно было привести к какому-нибудь
Результату. Кроме того, все средства к образованию, создан-
Ные или покровительствуемые самою церковью, также при-
Несли плоды свои. Из учрежденных в прежние столетия школ
Выходили люди с некоторыми познаниями; число таких лю-
Дей увеличивалось изо дня в день; они захотели наконец мыс-
Лить сами собою, с полною независимостью, потому что чувст-
Вовали себя сильнее, чем когда-либо. Наконец, человеческий
Дух обновился возрождением древности; возник классицизм.
Все эти причины, вместе взятые, сообщали человеческой
Мысли в начале xvi века весьма энергичное движение, настоя-
Тельную потребность в прогрессе.
В совершенно другом положении находилось духовное пра-
Вительство, духовная власть; она впала в состояние инерции,
Неподвижности. Политическое значение церкви, римско-
Го престола значительно уменьшилось; европейское общест-
Во уже перестало принадлежать церкви и подпало господству
Светских государей. Однако духовная власть сохраняла все свои
Притязания, весь свой блеск, все свое наружное значение. Она
подверглась обыкновенной участи устаревших правительств:
Большая часть жалоб, направляемых против нее, перестали
Почти в то время быть основательными. Было бы несправед-
Ливо утверждать, что римский престол в xvi веке отличался
Особенною тираниею, что злоупотребления его, в собствен-
Ном смысле слова, были многочисленнее, непростительнее,
Нежели прежде. Напротив, никогда, может быть, церковное
Правительство не было так сговорчиво, снисходительно, бес-
Печно; оно было равнодушно ко всему, лишь бы только никто
Не оспаривал его законности и давнишних прав, из которых
Многие уже утратились, лишь бы только по-прежнему обеспе-
Чено было существование его и получались прежние доходы.
Оно охотно оставило бы в покое человеческий ум, лишь бы
Только и ум в свою очередь оказал ему ту же услугу. Но когда
275
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Правительства ослабевают и делают меньше зла, тогда именно
Они и подвергаются нападениям, которые тут только становят-
Ся возможными, а прежде были неудобоисполнительными.
Это беглый очерк состояния человеческого духа и духов-
Ного правительства достаточно подтверждает справедливость
Сказанного нами о характере реформации; она была произ-
Ведена порывом свободы, великим восстанием человеческого
Разума. Вот без сомнения, главная ее причина, господствую-
Щая над всеми прочими, над всеми отдельными интересами
Народов и государей, наконец, над потребностью в преобра-
Зованиях, в исправлении недостатков, на которые жаловались
В то время.
Предположим, что по прошествии первых лет реформа-
Ции, когда она объявила все свои притязания, ясно высказала
Все поводы недовольства существующим порядкам, предполо-
жим, что духовная власть внезапно согласилась с нею и сказала:
≪Хорошо: я сделаю все нужные преобразования, я возвращусь
К более законному, более религиозному порядку. Я уничтожу
Притеснения, произвол, налоги; даже в отношении к догматам,
Я допущу изменения, объяснения, обращусь к первоначально-
Му их смыслу. Но, исправив таким образом все недостатки, я со-
Храню свое положение, останусь по-прежнему правительством
человеческого духа, с тою же властью, с теми же правами≫. Удо-
Вольствовалась ли бы этим религиозная революция и остано-
Вилась ли бы она в своем развитии? Не думаю; я твердо убеж-
Ден, что она продолжала бы свой путь и, потребовав сначала
Реформы, теперь потребовала бы свободы. Кризис xvi века
Был не только реформационным, но и существенно революци-
Онным. Нельзя отнять у него характера и сопряженных с ним
Достоинств и недостатков: реформация носила в себе все при-
Знаки революции.
Бросим взгляд на судьбу реформации: посмотрим, что она
Прежде всего сделала в различных странах, в которых разви-
Валась. Развитие ее происходило при весьма различных усло-
276
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Виях и весьма неравных данных успеха. Если мы заметим, что
Несмотря на такое различие и неравенство, она повсюду стре-
Милась к одной и той же цели, приводила к одному и тому же