Двух школ, оспаривающих друг у друга владычество над этим

Миром. К тому же времени относится процветание итальян-

270

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ской литературы, начало литератур французской и англий-

Ской, наконец, основание важнейших колоний и деятельней-

Шее развитие меркантильной системы.

Итак, с какой бы точки зрения мы ни рассматривали эту

Эпоху, мы найдем в ней более разнообразных и важных со-

Бытий — политических, церковных, философских, литератур-

Ных — нежели в каком бы то ни было из предшествовавших

Столетий. Деятельность человеческого духа обнаруживает-

Ся во всем: в отношениях людей между собою, в отношени-

Ях их к власти, в взаимных отношениях государств, в чисто

Умственном труде; одним словом — это время великих людей

И великих дел. Но величайшее событие этого времени — ре-

Лигиозная революция, которою мы теперь занимаемся, она —

Господствующий факт всей эпохи, факт, дающий ей имя, оп-

Ределяющий ее характер. Из всех замечательных явлений,

Игравших тогда такую важную роль, реформация самое мно-

Гозначительное; соприкасаясь со всеми остальными, она из-

Меняла их и в свою очередь была изменяема ими. Итак, зада-

Ча наша состоит в правильной оценке и точном изображении

Факта, господствовавшего над всеми другими важнейшими со-

Бытиями этого времени, — причины, которая была богаче все-

Го последствиями в эту эпоху.

Чрезвычайно трудно привести столь разнообразные, об-

Ширные и тесно связанные между собою факты ко всеобще-

Му историческому единству. Однако это необходимо; когда со-

Бытия совершились, когда они вошли в область истории, че-

Ловек ищет в них преимущественно общих фактов, старается

Найти связь причин и действий. Это самая важная и, если

Можно так выразиться, бессмертная часть истории, к кото-

Рой по необходимости должны обращаться все, чтобы уразу-

Меть свое прошедшее и понять самих себя. Такое стремление

К общим, разумным результатам представляет собою наиболее

Могущественную и достойную похвалы умственную потреб-

Ность; но удовлетворение ее не следует искать в слишком по-

271

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Спешных общих выводах. Конечно, легко увлечься и с первого

Взгляда определить общий характер, существенные последст-

Вия эпохи или события. Дух человеческий, как и воля, посто-

Янно жаждет деятельности, тяготится препятствиями, домо-

Гается свободы и спешит к окончательному результату; он лег-

Ко забывает факты, которые стесняют и задерживают его; но,

Забывая, он не уничтожает их: они остаются, чтобы рано или

Поздно изобличить его заблуждение. Для человеческого духа

Есть только одно средство избежать этой опасности: сначала

Окончить, мужественно и терпеливо, изучение фактов, а по-

Том уже извлечь из них общие, окончательные выводы. Фак-

Ты для мысли то же самое, что правила нравственности для

Воли. Для мысли необходимо знать факты, признавать над со-

Бою их силу; только тогда, когда она исполнила эту обязан-

Ность, во всей ее полноте и обширности, — только тогда она

Может развернуть свои крылья и подняться на высоту, с ко-

Торой обнимаются все события в общей их связи и со всеми

Их последствиями. Если же она поднимается слишком быст-

Ро, не ознакомившись предварительно со всею местностью,

Которую увидит в своем полете, то она подвергнется неисчис-

Лимым вероятностям заблуждения и неудачи. В арифметиче-

Ском счете первая ошибка ведет за собою множество других,

До бесконечности. Точно так же и в истории, если исследова-

Тель один раз упустил из виду известные факты, один раз по-

Зволил себе увлечься страстью к слишком поспешным общим

Выводам — трудно представить себе, до чего может довести его

Это первая ошибка.

Высказывая такие мысли, я некоторым образом предубе-

Ждаю вас против самого себя. В этом курсе я ограничивался

И по необходимости должен был ограничиваться одними толь-

Ко попытками обобщения, общими выводами из фактов, ко-

Торых мы вместе с вами не изучали в подробности. Теперь

Мы дошли до эпохи, в которую такое предприятие становит-

Ся гораздо труднее, чем прежде, и легче может подать повод

272

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

К ошибкам; вот почему я счел долгом предостеречь вас против

Моего собственного труда. Затем, возвращаясь к реформации,

Я постараюсь сделать то же самое, что уже делал при рассмот-

Рении других событий: я постараюсь распознать главнейший

Факт ее, определить ее общий характер, одним словом — ука-

Зать место и роль этого великого события в истории европей-

Ской цивилизации.

Мы помним, в каком положении мы оставили Европу в кон-

Це xv века. Мы видели в продолжение его две замечательные

Попытки религиозной революции или реформы: одну — закон-

Ную, посредством соборов, другую — революционную, со сторо-

Ны богемских гусситов. Мы убедились, что хотя ни та, ни дру-

Гая не имели успеха, но в то же время самое событие предупре-

Дить было невозможно; оно должно было осуществиться в той

Или другой форме; xvi век неизбежно должен был совершить

То, на что xv только покушался. Я не буду рассматривать под-

Робностей религиозной революции xvi века: я предполагаю

Их почти общеизвестными и обращаю внимание только на об-

Щее отношение самого факта к судьбе человечества.

Изыскивая причины этого великого события, противни-

Ки реформации приписывали его несчастным случайностям,

Встретившимся на пути развития цивилизации, — тому, напри-

Мер, что продажа индульгенций была поручена доминиканцам,

К общей зависти августинцев; Лютер был августинским мона-

Хом — и вот существенная причина реформации. Другие объ-

Яснили ее честолюбием светских государей, соперничеством

Их с духовенством, жадностью светской аристократии, желав-

Шей завладеть церковными имуществами. Словом — религиоз-

Ную революцию старались объяснить исключительно дурною

Стороною людей и человеческих дел — частными интересами

И личными страстями.

С другой стороны, приверженцы, друзья реформации пыта-

Лись объяснить ее исключительно потребностью преобразо-

Вать на самом деле злоупотребления, существовавшие в церк-

273

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Ви. Они представляли ее удовлетворением всеобщих жалоб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: