Миром. К тому же времени относится процветание итальян-
270
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ской литературы, начало литератур французской и англий-
Ской, наконец, основание важнейших колоний и деятельней-
Шее развитие меркантильной системы.
Итак, с какой бы точки зрения мы ни рассматривали эту
Эпоху, мы найдем в ней более разнообразных и важных со-
Бытий — политических, церковных, философских, литератур-
Ных — нежели в каком бы то ни было из предшествовавших
Столетий. Деятельность человеческого духа обнаруживает-
Ся во всем: в отношениях людей между собою, в отношени-
Ях их к власти, в взаимных отношениях государств, в чисто
Умственном труде; одним словом — это время великих людей
И великих дел. Но величайшее событие этого времени — ре-
Лигиозная революция, которою мы теперь занимаемся, она —
Господствующий факт всей эпохи, факт, дающий ей имя, оп-
Ределяющий ее характер. Из всех замечательных явлений,
|
|
Игравших тогда такую важную роль, реформация самое мно-
Гозначительное; соприкасаясь со всеми остальными, она из-
Меняла их и в свою очередь была изменяема ими. Итак, зада-
Ча наша состоит в правильной оценке и точном изображении
Факта, господствовавшего над всеми другими важнейшими со-
Бытиями этого времени, — причины, которая была богаче все-
Го последствиями в эту эпоху.
Чрезвычайно трудно привести столь разнообразные, об-
Ширные и тесно связанные между собою факты ко всеобще-
Му историческому единству. Однако это необходимо; когда со-
Бытия совершились, когда они вошли в область истории, че-
Ловек ищет в них преимущественно общих фактов, старается
Найти связь причин и действий. Это самая важная и, если
Можно так выразиться, бессмертная часть истории, к кото-
Рой по необходимости должны обращаться все, чтобы уразу-
Меть свое прошедшее и понять самих себя. Такое стремление
К общим, разумным результатам представляет собою наиболее
Могущественную и достойную похвалы умственную потреб-
Ность; но удовлетворение ее не следует искать в слишком по-
271
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Спешных общих выводах. Конечно, легко увлечься и с первого
Взгляда определить общий характер, существенные последст-
Вия эпохи или события. Дух человеческий, как и воля, посто-
Янно жаждет деятельности, тяготится препятствиями, домо-
Гается свободы и спешит к окончательному результату; он лег-
Ко забывает факты, которые стесняют и задерживают его; но,
|
|
Забывая, он не уничтожает их: они остаются, чтобы рано или
Поздно изобличить его заблуждение. Для человеческого духа
Есть только одно средство избежать этой опасности: сначала
Окончить, мужественно и терпеливо, изучение фактов, а по-
Том уже извлечь из них общие, окончательные выводы. Фак-
Ты для мысли то же самое, что правила нравственности для
Воли. Для мысли необходимо знать факты, признавать над со-
Бою их силу; только тогда, когда она исполнила эту обязан-
Ность, во всей ее полноте и обширности, — только тогда она
Может развернуть свои крылья и подняться на высоту, с ко-
Торой обнимаются все события в общей их связи и со всеми
Их последствиями. Если же она поднимается слишком быст-
Ро, не ознакомившись предварительно со всею местностью,
Которую увидит в своем полете, то она подвергнется неисчис-
Лимым вероятностям заблуждения и неудачи. В арифметиче-
Ском счете первая ошибка ведет за собою множество других,
До бесконечности. Точно так же и в истории, если исследова-
Тель один раз упустил из виду известные факты, один раз по-
Зволил себе увлечься страстью к слишком поспешным общим
Выводам — трудно представить себе, до чего может довести его
Это первая ошибка.
Высказывая такие мысли, я некоторым образом предубе-
Ждаю вас против самого себя. В этом курсе я ограничивался
И по необходимости должен был ограничиваться одними толь-
Ко попытками обобщения, общими выводами из фактов, ко-
Торых мы вместе с вами не изучали в подробности. Теперь
Мы дошли до эпохи, в которую такое предприятие становит-
Ся гораздо труднее, чем прежде, и легче может подать повод
272
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
К ошибкам; вот почему я счел долгом предостеречь вас против
Моего собственного труда. Затем, возвращаясь к реформации,
Я постараюсь сделать то же самое, что уже делал при рассмот-
Рении других событий: я постараюсь распознать главнейший
Факт ее, определить ее общий характер, одним словом — ука-
Зать место и роль этого великого события в истории европей-
Ской цивилизации.
Мы помним, в каком положении мы оставили Европу в кон-
Це xv века. Мы видели в продолжение его две замечательные
Попытки религиозной революции или реформы: одну — закон-
Ную, посредством соборов, другую — революционную, со сторо-
Ны богемских гусситов. Мы убедились, что хотя ни та, ни дру-
Гая не имели успеха, но в то же время самое событие предупре-
Дить было невозможно; оно должно было осуществиться в той
Или другой форме; xvi век неизбежно должен был совершить
То, на что xv только покушался. Я не буду рассматривать под-
Робностей религиозной революции xvi века: я предполагаю
Их почти общеизвестными и обращаю внимание только на об-
Щее отношение самого факта к судьбе человечества.
Изыскивая причины этого великого события, противни-
Ки реформации приписывали его несчастным случайностям,
Встретившимся на пути развития цивилизации, — тому, напри-
Мер, что продажа индульгенций была поручена доминиканцам,
К общей зависти августинцев; Лютер был августинским мона-
Хом — и вот существенная причина реформации. Другие объ-
Яснили ее честолюбием светских государей, соперничеством
Их с духовенством, жадностью светской аристократии, желав-
Шей завладеть церковными имуществами. Словом — религиоз-
Ную революцию старались объяснить исключительно дурною
|
|
Стороною людей и человеческих дел — частными интересами
И личными страстями.
С другой стороны, приверженцы, друзья реформации пыта-
Лись объяснить ее исключительно потребностью преобразо-
Вать на самом деле злоупотребления, существовавшие в церк-
273
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Ви. Они представляли ее удовлетворением всеобщих жалоб