Пейской цивилизации, в xviii оно исчезает; вождем, руково-
Дителем прогрессивного движения европейского мира дела-
Ется французское общество, отделенное от своего правитель-
Ства и часто даже враждебное ему.
Здесь мы встречаемся с неисправимым недостатком и не-
Избежным последствием абсолютной власти. Я не войду в под-
Робное рассмотрение ошибок Людовика xiv, ошибок чрезвы-
Чайно важных; я не буду говорить ни о войне за испанское на-
324
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Следство, ни об отмене Нантского эдикта, ни о чрезмерных
Расходах, ни о многих других пагубных для него мерах. Я ос-
Тавлю достоинства его управления в том виде, в каком я из-
Ложил их; я допускаю, что ни одна абсолютная власть не со-
Ответствовала до такой степени требованиям своего времени
И своего народа, не оказала столь важных услуг цивилизации
Своей страны и вообще всей Европы. Но единственным прин-
Ципом, единственным основанием этого правительства была
|
|
Абсолютная власть — и вот почему оно дошло до заслуженного
Падения. Существенный недостаток Франции Людовика xiv
Заключался в отсутствии политических сил и учреждений, ко-
Торые бы существовали сами по себе и были способны к са-
Мостоятельной деятельности, к сопротивлению. Не было уже
Древних французских общественных учреждений, если толь-
Ко они заслуживают этого названия; Людовик xiv довершил
Разрушение их и, конечно, не озаботился заменою их новыми.
Они стеснили бы его власть, а он не хотел никакого стеснения.
Воля и действие центральной власти — вот все, что ярко прояв-
Ляется в это время. Правление Людовика xiv — это факт вели-
Кий, блистательный, могучий, но лишенный основания и кор-
Ня. Свободные учреждения обеспечивают не только мудрость,
Но и прочность правительств. Нет системы, которая могла бы
Существовать без помощи общественных учреждений. Там, где
Существование абсолютной власти было продолжительно, она
Непременно имела опору в таких учреждениях, — то в разделе-
Нии общества на строго разграниченные между собою касты,
То в системе религиозных учреждений. В правление Людови-
Ка xiv и власть, и свобода одинаково были лишены полити-
Ческих учреждений. Во Франции в то время ничто не обеспе-
Чивало ни страны против беззаконных действий правитель-
Ства, ни самого правительства против неизбежного влияния
Времени. Зато правительство и присутствовало при собствен-
|
|
Ном падении. Постарел не один Людовик xiv; не он один осла-
Бел к концу своего царствования; постарела, ослабела вся аб-
325
UKMzOS JKT.LQYRzYTYS
Солютная власть. В 1712 году абсолютная монархия была так же
Дряхла, как и сам монарх; и зло было тем более неисправимо,
Что Людовик xiv уничтожил вместе с политическими учрежде-
Ниями и политические нравы. Без независимости — нет поли-
Тических нравов. Кто сознает собственную силу, тот один толь-
Ко одинаково способен служить правительству и противиться
Ему. С независимыми учреждениями исчезают и энергичные
Характеры; из обеспеченности прав, наоборот, рождается бла-
Городная гордость, чувство собственного достоинства.
Итак, вот настоящее состояние Франции и французского
Правительства после смерти Людовика xiv: общество богатое,
Сильное, оживленное разнородною умственною деятельно-
Стью — и рядом с ним правительство по преимуществу непод-
Вижное, лишенное средств обновить себя, примениться к дви-
Жению своего народа, обреченное после полувекового вели-
Чия и блеска на неподвижность и слабость, и еще при жизни
Своего основателя дошедшее до упадка, близкого к полному
разрушению. Таково положение Франции в конце xvii века;
Отсюда и характер, направление последующей эпохи, столь
Резко отличающейся от предшествовавшей.
Всем известно, что отличительною чертою, господствую-
Щим фактом xviii века служит свободное исследование, вы-
Сокий порыв человеческого духа.
За исключением внешних сношений, предпринятых ми-
Нистерством герцога Шуазеля, и некоторых важных уступок,
Сделанных общему требованию умов, например американ-
Ской войны, за исключением, повторяю, некоторых событий
Этого рода, французское правительство xviii века представ-
Ляет пример небывалого до того времени бездействия, инер-
Ции, апатии. Вместо сильного, честолюбивого правительства
Людовика xiv, которое являлось везде и всюду было на пер-
Вом плане, — мы видим власть, которая только и думает о том,
Как бы остаться незаметною, в стороне от общего движения —
Так хорошо она сознает свою слабость и шаткость. Деятель-
326
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ность, честолюбие перешли на сторону народа. Народ, с свои-
Ми мнениями, с своим умственным движением, вмешивается
Во все, во всем принимает участие, и наконец один безраз-
Дельно овладевает нравственным авторитетом, т. е. единст-
Венною истинною, настоящею властью.
Вторая черта, отличающая состояние человеческого разума
В xviii веке, — это всеобщность, всеобъемлемость свободного
Исследования. До тех пор, и особенно в xvi веке, круг свобод-
Ного исследования был ограничен, односторонен; он обни-
Мал собою иногда одни только религиозные вопросы, иногда
Вместе с ними и политические; но притязания его всегда за-
Ключались в известных пределах. Напротив того, в xviii веке
свободное исследование принимает универсальный характер:
Религия, политика, философия, общество и человек, нрав-
Ственная и материальная природа — все становится в одно
И то же время предметом изучения, сомнения, систематиза-
Ции; древние науки преобразовываются, рядом с ними возни-
Кают новые. Движение распространяется по всем направле-
Ниям, хотя и проистекает из одного и того же побуждения.
Кроме того, движение это запечатлено особым, стран-
Ным характером, не имеющим, может быть, ничего подобно-
Го во всемирной истории, — характером отвлеченным, чисто
|
|
Созерцательным. Прежде во всех великих переворотах чело-
Веческого рода действие скоро присоединялось к размыш-
Лению. Так, например, религиозная революция xvi века на-
Чалась идеями, спорами чисто умозрительными, но тотчас