Современные тенденции развития внутреннего контроля и аудита

 

Долгое время аудит в России претерпевали многообразные изменения: законодательные, отраслевые, профессиональные. Часть изменений были революционными, другие же наоборот не очень. В настоящее время аудит проходит по пути эволюционного развития. Следует отметить, что аудит в Российской Федерации формируется неравномерно.

 В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России, в связи с законодательным новшеством, являются внедрение и применение международных стандартов аудита. Использование международных стандартов аудиторской деятельности, давно и успешно применяются во многих странах. Для России использование МСА является важным и необходимым условием. Это связано с тем, международные и национальные процессы развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, а также прав и обязанностей аудитора. Все единые процедуры и требования для всех аудиторов содержаться в международных стандартах аудита.

Цель проста – это качество отчетности, финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Ключевой проблемой при трансформации международных стандартов аудита в Российскую практику является контроль выполнения их аудиторскими организациями. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольных органов не всегда позволяют им разбираться в тонкостях методики аудита. Еще одной не менее важной проблемой проведения в России аудита согласно МСА заключается в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.

Главное изменение касается формы и содержания аудиторского заключения. Раньше аудиторы обрабатывали большое количество информации, но выдавали только краткое заключение. Теперь вместо одной страницы со стандартным текстом предлагается более расширенное и информационно насыщенное заключение. В данном заключении аудитор дает не только свою оценку финансовой отчетности организации, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности проверяемой им организации.

Также одной из проблем является потребность России в качественном и доступном переводе МСА на русский язык. Перевод МСА начинался много раз, но не имел официального признания. Сейчас МСА переведены на русский язык Российской Коллегией аудиторов. Для того чтобы введение МСА в России оказалось успешным, необходимо слаженная работа многих органов, таких как Министерство финансов РФ, профессиональных объединений аудиторов и непосредственно участников рынка. Данная работа приведет к тому, что переход на МСА будет плавным и безболезненным, а также будут созданы механизмы, обеспечивающие выполнение этих стандартов в полном объеме всеми аудиторскими организациями при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг, что позволит повысить качество аудита.

Переход РФ на международные стандарты МСА напрямую сказывается и на организацию внутреннего контроля и аудита на предприятиях РФ.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций.

При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

Термин «контроль» означает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности – одно из условий эффективности всего общественного производства.

В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. На сегодняшний день понятие внутреннего контроля не имеет единого определения соответственно трактуется учеными по-разному.

Так, например, согласно ПЗ-11/2013 министерства финансов РФ «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Данное определение внутреннего контроля аналогично определению этого термина в модели COSO (Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO)).

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);

б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);

в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);

г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);

е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).

Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля, с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта.

Этапы развития внутреннего аудита

40-50гг.20 века 50-90гг. 20 века Конец 90-х по наст. время
Начальный (комплаенс ориентированный ВК - ревизия) Переходный (риск ориентированный ВК) Современный (стратегически-ориентированный ВК)
1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. 1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. 4) Оценка эф. систем контроля. 1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. 4) Оценка эф. систем контроля. 5) Оценка систем управления рисками ВК и корпоративного управления.

 

 

При организации системы внутреннего контроля от организаций требуется по-иному оценивать существующие порядки реализации положений гражданского, трудового, налогового и бухгалтерского законодательства в целях разработки необходимых мероприятий, позволяющих эффективно управлять разного рода рисками, с которыми сопряжены выполняемые в организации операции.

Выявление рисков, их учет, а также исследование подходов к отражению их в бухгалтерской (финансовой) отчетности выступает одной из важнейших задач службы внутреннего контроля современной организации. Высокий уровень риска в российской экономике определяет существующие проблемы в организации эффективной системы внутреннего контроля многих организаций и порождает серьезные проблемы.

Риск-ориентированный подход в организациях применительно к вопросам внутреннего контроля является тем звеном в управлении, которое нацелено на предотвращение возможных проблем. Основная сложность в построении процесса управления рисками заключается в двойственной природе риска, выражаемой в том, что риск является одновременно и риском, и фактором риска для других взаимосвязанных рисков.

В настоящее время наметились определенные тенденции к изменению роли внутреннего контроля в системе управления организациями, чья деятельность ранее определялась оценкой соответствия законодательным нормам, в частности, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. При помощи системы риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита возможно оценить и выявить риски, создать мероприятия по их минимизации, обеспечить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и т. д. Учитывая существенный рост рисков, внутренний контроль и аудит необходимо направить на области, содействующие привнесению ценностей в организацию.

Существенная роль внутреннего контроля и аудита в отношении рисков заключается в предоставлении собственнику либо менеджеру объективных гарантий эффективности деятельности системы управления рисками, обеспечения уверенности в надлежащем управлении бизнес-рисками и в том, что система внутреннего контроля работает эффективно.

Для обеспечения эффективной деятельности и дальнейшего развития любой организации незаменимой является система действенного управления рисками, базирующаяся на своевременной идентификации, предотвращении или минимизации рисков. К каждому риску требуется комплексный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: