Долгое время аудит в России претерпевали многообразные изменения: законодательные, отраслевые, профессиональные. Часть изменений были революционными, другие же наоборот не очень. В настоящее время аудит проходит по пути эволюционного развития. Следует отметить, что аудит в Российской Федерации формируется неравномерно.
В настоящее время актуальной проблемой современного аудита в России, в связи с законодательным новшеством, являются внедрение и применение международных стандартов аудита. Использование международных стандартов аудиторской деятельности, давно и успешно применяются во многих странах. Для России использование МСА является важным и необходимым условием. Это связано с тем, международные и национальные процессы развития российской экономики и ее глобализация требуют от пользователей аудиторских служб и от самих аудиторов единого понимания основных принципов аудита, а также прав и обязанностей аудитора. Все единые процедуры и требования для всех аудиторов содержаться в международных стандартах аудита.
|
|
Цель проста – это качество отчетности, финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Ключевой проблемой при трансформации международных стандартов аудита в Российскую практику является контроль выполнения их аудиторскими организациями. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольных органов не всегда позволяют им разбираться в тонкостях методики аудита. Еще одной не менее важной проблемой проведения в России аудита согласно МСА заключается в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
Главное изменение касается формы и содержания аудиторского заключения. Раньше аудиторы обрабатывали большое количество информации, но выдавали только краткое заключение. Теперь вместо одной страницы со стандартным текстом предлагается более расширенное и информационно насыщенное заключение. В данном заключении аудитор дает не только свою оценку финансовой отчетности организации, но и обращает внимание на наиболее важные моменты в деятельности проверяемой им организации.
Также одной из проблем является потребность России в качественном и доступном переводе МСА на русский язык. Перевод МСА начинался много раз, но не имел официального признания. Сейчас МСА переведены на русский язык Российской Коллегией аудиторов. Для того чтобы введение МСА в России оказалось успешным, необходимо слаженная работа многих органов, таких как Министерство финансов РФ, профессиональных объединений аудиторов и непосредственно участников рынка. Данная работа приведет к тому, что переход на МСА будет плавным и безболезненным, а также будут созданы механизмы, обеспечивающие выполнение этих стандартов в полном объеме всеми аудиторскими организациями при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг, что позволит повысить качество аудита.
|
|
Переход РФ на международные стандарты МСА напрямую сказывается и на организацию внутреннего контроля и аудита на предприятиях РФ.
Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций.
При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.
Термин «контроль» означает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности – одно из условий эффективности всего общественного производства.
В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. На сегодняшний день понятие внутреннего контроля не имеет единого определения соответственно трактуется учеными по-разному.
Так, например, согласно ПЗ-11/2013 министерства финансов РФ «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Данное определение внутреннего контроля аналогично определению этого термина в модели COSO (Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO)).
Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:
а) контрольная среда;
б) оценка рисков;
в) процедуры внутреннего контроля;
г) информация и коммуникация;
д) оценка внутреннего контроля.
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.
|
|
Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.
Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.
Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:
а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);
|
|
г) сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);
д) разграничение полномочий и ротация обязанностей (например, возложение полномочий по составлению первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете на разных лиц на ограниченный период с целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений);
е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей (например, правильности осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений). Процедуры общего компьютерного контроля включают правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем. Процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы, включают, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках, др.).
Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.
Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля, с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта.
Этапы развития внутреннего аудита
40-50гг.20 века | 50-90гг. 20 века | Конец 90-х по наст. время |
Начальный (комплаенс ориентированный ВК - ревизия) | Переходный (риск ориентированный ВК) | Современный (стратегически-ориентированный ВК) |
1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. | 1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. 4) Оценка эф. систем контроля. | 1) Выявить нарушения. 2) Контроль сохранности имущества. 3) Контроль достоверности бух.отчетности. 4) Оценка эф. систем контроля. 5) Оценка систем управления рисками ВК и корпоративного управления. |
При организации системы внутреннего контроля от организаций требуется по-иному оценивать существующие порядки реализации положений гражданского, трудового, налогового и бухгалтерского законодательства в целях разработки необходимых мероприятий, позволяющих эффективно управлять разного рода рисками, с которыми сопряжены выполняемые в организации операции.
Выявление рисков, их учет, а также исследование подходов к отражению их в бухгалтерской (финансовой) отчетности выступает одной из важнейших задач службы внутреннего контроля современной организации. Высокий уровень риска в российской экономике определяет существующие проблемы в организации эффективной системы внутреннего контроля многих организаций и порождает серьезные проблемы.
Риск-ориентированный подход в организациях применительно к вопросам внутреннего контроля является тем звеном в управлении, которое нацелено на предотвращение возможных проблем. Основная сложность в построении процесса управления рисками заключается в двойственной природе риска, выражаемой в том, что риск является одновременно и риском, и фактором риска для других взаимосвязанных рисков.
В настоящее время наметились определенные тенденции к изменению роли внутреннего контроля в системе управления организациями, чья деятельность ранее определялась оценкой соответствия законодательным нормам, в частности, при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. При помощи системы риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита возможно оценить и выявить риски, создать мероприятия по их минимизации, обеспечить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и т. д. Учитывая существенный рост рисков, внутренний контроль и аудит необходимо направить на области, содействующие привнесению ценностей в организацию.
Существенная роль внутреннего контроля и аудита в отношении рисков заключается в предоставлении собственнику либо менеджеру объективных гарантий эффективности деятельности системы управления рисками, обеспечения уверенности в надлежащем управлении бизнес-рисками и в том, что система внутреннего контроля работает эффективно.
Для обеспечения эффективной деятельности и дальнейшего развития любой организации незаменимой является система действенного управления рисками, базирующаяся на своевременной идентификации, предотвращении или минимизации рисков. К каждому риску требуется комплексный подход.