Способы и методы абстрактного мышления, анализа, синтеза, применяемые в профессиональной деятельности

Предметы окружающей человека действительности представляют собой системы с множеством элементов, их свойств, связей и отношений.

Анализ и синтез — две универсальные, противоположно направленные операции познавательного мышления.

Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения (см. Анализ).

Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см. Синтез).

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приёмами познания, которые лежат в основе человеческого мышления, вместе с тем они являются и наиболее универсальными приёмами, характерными для всех его уровней и форм. Иногда они рассматриваются в качестве автономных процессов познавательного мышления, хотя в целом считается, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности.

Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез (см. Анализ через синтез), то есть включения познаваемого объекта во всё новые связи и отношения с другими объектами, и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разъединение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме.

Синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. Поэтому в основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не столько доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, сколько качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли. В научном исследовании они используются как на эмпирическом уровне при изучении внешних признаков и свойств, так и на теоретическом — при выяснении сущности явлений. Анализ и синтез в процессе научного познания, как правило, связаны с рядом других познавательных операций, в частности, с такими, как абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и другими.

Абстрагирование — это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений (см. Абстрагирование). Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы (см. Абстракция). Процесс абстрагирования носит двухступенчатый характер, предполагая, с одной стороны, установление относительной самостоятельности отдельных свойств, а с другой — выделение интересующих исследователя свойств и отношений.

Предметы объективной действительности обладают бесконечным множеством различных свойств, связей и отношений. Одни из этих свойств сходны между собой и обусловливают друг друга, другие же отличны и относительно самостоятельны. В процессе познания и практики устанавливают прежде всего эту относительную самостоятельность отдельных свойств, выделяют те из них, связь между которыми важна для понимания предмета и раскрытия его сущности. Процесс такого выделения предполагает, что эти свойства и отношения должны быть обозначены особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций. Абстрагирование — универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание, как эмпирический, так и теоретический уровни исследований.

Обобщение — это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Обобщение осуществляется в тесной связи с абстрагированием. Когда мышление абстрагирует некоторое свойство или отношение ряда объектов, то тем самым создаётся основа для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий. На определённых ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий предельно широких понятий, составляющих основу научного знания.

Обобщение широко используется в науке не только в эмпирическом исследовании и на первых ступенях построения теоретических знаний, но и является мощным орудием построения самих фундаментальных теорий. В этом смысле обобщение может рассматриваться как переход от менее общего понятия к более общему (где действует формально-логический закон обратного соответствия между содержанием и объёмом понятия), и в более широком плане, — как переход от частного знания к знанию общему. Причём в последнем случае расширение объёма знания не ведёт к обеднению его содержания, наоборот, такое расширение предполагает одновременно и обогащение последнего. Двигаясь, таким образом, по ступенькам абстрагирования и обобщения, от частного к общему, от менее общего к более общему, познание постепенно проникает в сущность изучаемых явлений.

В процессе научного поиска исследователю часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, исследователь может либо использовать знания об отдельных фактах, подходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью таких логических операций, как индукция и дедукция.

Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (см. Индукция).

Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера (см. Дедукция).

Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного познания. Они играют важную роль при построении эмпирических знаний и переходе от эмпирического знания к теоретическому.

С позиции правового регулирования ФХД, отраженных в учетных регистрах и на счетах бухгалтерского учета, в финансовой отчетности, методология внутреннего аудита основана на общенаучных философских и конкретных научно-практических приемах исследования объектов.

Философские методы абстрагируются от конкретного содержания процесса познания, а научно-практические - призваны отражать его специфику в определенной предметной области. К общенаучным методам принято относить анализ, синтез, сравнение, индукцию, дедукцию, абстрагирование, формализацию, обобщение, аналогию, моделирование, конкретизацию и др.

Анализ представляет собой прием исследования, включающий изучение объекта с помощью мысленного или практического разложения его на составные элементы, каждый из которых анализируется отдельно, но в границах единого целого объекта. Так, величину полученного непокрытого убытка необходимо исследовать в разрезе видов и сегментов деятельности, ассортимента выпускаемой продукции, ФХД, связанных с выбытием объектов бухгалтерского учета по различным причинам.

Синтез - это прием, обратный анализу. Данный прием во внутреннем аудите применяется для изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи всех его составляющих элементов.

Применение приемов индукции позволяет внутреннему аудитору сделать соответствующие выводы на основе изучения отдельных составляющих объекта исследования. Так, исследование величины полученного дохода необходимо рассматривать в разрезе видов и сегментов уставной деятельности. Это позволит выявить незаконные виды деятельности.

При применении приема дедукции исследуется объект в целом, однако выводы внутреннего аудитора должны быть подтверждены соответствующими расчетами, выборочными проверками составляющих объекта исследования.

Аналогия - прием научного исследования, с помощью которого познание одних объектов достигается на основе сходства с другими. Данный прием базируется на сходстве некоторых сторон разных объектов и является основой моделирования.

Прием моделирования основывается на замене объекта, явлений на аналог. Модель может быть представлена в виде стандарта, включающего следующие элементы:

· объекты исследования;

· источники информации;

· методические приемы исследования;

· обобщение и реализацию результатов внутреннего аудита.

С помощью приема абстрагировании можно в процессе исследования переходить от конкретных объектов к общим понятиям и законам развития. Например, результаты внутренней проверки приема товаров в нескольких контейнерах можно распространить на всю партию товаров, доставленных собственным транспортом.

Применение приема конкретизации позволяет исследовать состояние объекта в соответствии с определенными условиями его существования и исторического развития. Внутренним аудитом устанавливаются конкретные материально ответственные лица и сумма причиненного ими материального ущерба.

Системный анализ представляет собой изучение объекта внутреннего аудита как совокупности элементов, которые образуют систему. Он используется для оценки поведения объектов системы со всеми факторами, которые влияют на его функционирование. Этот прием в отдельных случаях находит применение, так как он позволяет использовать системный подход для установления причинных связей (ущерб организации или отдельным гражданам, допущенный лицами, находящимися в производственных отношениях).

Применение приема функционально-стоимостного анализа направлено на изучение объектов на стадии планирования внутреннего аудита в случае инженерной подготовки производства, включая проектирование и функционирование сложных систем с оценкой их стоимостных измерителей. Например, установление службой внутреннего контроля аудита стоимости производственного брака конкретного вида продукции, определение ущерба от некачественного проектирования и выполнения строительно-монтажных работ. С помощью данного методического приема можно установить общую сумму ущерба и определить конкретных лиц, ответственных за причиненный ущерб.

Сравнение - это способ сопоставления и логического анализа данных бухгалтерского учета, направленный на выявление противоречий, отклонений и нарушений в бухгалтерских записях при исследовании дел о недостачах, хищениях и иных злоупотреблениях, выявленных внутренними аудиторами в процессе проведения проверок бизнес-процессов.

В зависимости от направленности и цели проверки сравнение может выступать в качестве простого или сложного аналитического приема. Так, посредством простого аналитического приема внутренний аудитор выявляет явные различия в документах и бухгалтерских записях (например, отсутствие необходимых реквизитов, даты, подписи). Такой прием, как аналитический, представляет собой сложный мыслительный процесс, позволяющий установить несоответствия и отклонения в бухгалтерском учете. Достигается это путем сопоставления содержания бухгалтерских документов с требованиями положений и инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности в целях установления их соответствия или несоответствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: