Способы принятия организационно-управленческих решений в сфере внутреннего контроля и аудита

Выделяют следующие подходы к принятию решений.

Интуитивный. В этом случае решение принимается на основании ощущений личности, без проведения анализа плюсов и минусов. Обычно, такой подход свойственен людям, уже имеющим немалый управленческий опыт, их интуиция редко подводит. Хотя дело тут скорее не в ней, а в типовом поведении окружения, управленец просто знает чего от него можно ожидать. Но статистика показывает, что слепо полагаться на интуицию (знания) не стоит, иначе можно серьезно ошибиться с выбором стратегии, поэтому интуитивный подход рекомендуется сочетать с другими способами принятия решений.

Основывающийся на суждениях. Этот выбор обуславливается накопленным опытом и знаниями человека. Логика в таком решении просматривается, а плюсами такого подхода является дешевизна и быстрота оценки ситуации. Но стоит помнить, что не все ситуации повторяются из раза в раз, и в совершенно новых условиях такой подход не сработает – руководитель не знает, что делать дальше, потому что ранее с подобным не сталкивался.

Рациональный. Эта технология разработки решений не зависит от интуиции руководителя и его опыта, здесь главенствует строгий расчет.

Для реализации рационального подхода, решение должно пройти следующие стадии:

1) Диагностика проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.

2) Формулировка критериев и ограничений для принятия решения. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.

3) Выявления альтернативных решений. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.

4) Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.

5) окончательный выбор решения. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.

Разделяют два способа принятия решения – коллегиальный и индивидуальный. Последний способ оправдан в тех случаях, когда перед управленцем стоят довольно простые задачи или риск сравнительно невелик. Но с усложнением задач управления (укрупнением производства) такой способ принятия решений становится неэффективным из-за своей субъективности.

Поэтому на крупных предприятиях чаще всего используется коллегиальный способ принятия решений. Он отличается большей объективностью и позволяет учесть все факторы, влияющие на фирму. У коллективного принятия решений есть существенный недостаток – низкий уровень оперативности.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений

Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.

Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом.

Время. Успех не придет сразу.

Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше.

Взаимосвязь решений. Системный подход.

Использование сформированной системы контроля в процессе управления финансовой устойчивостью предприятия создает предпосылки для принятия эффективных управленческих решений, позволяющих обеспечить такую устойчивость на основе использования информации внутреннего контроля.

Принятие управленческих решений предусматривает:

• выявление и использование внутренних резервов финансовой устойчивости предприятия. Исходя из того, что параметры финансовой устойчивости определяются целевыми ориентирами, иерархию целей внутреннего контроля можно сформировать по их важности: стратегические цели, тактические цели, целевые ориентиры;

• предварительный анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления факторов и угроз, а также установление причинно-следственных связей между выявленными зависимостями;

• организация внутреннего контроля с целью выявления и использования внутренних резервов по следующим направлениям: воспроизводство капитала, платежеспособность и ликвидность, эффективность деятельности, формирование контрольной информации для нужд управления. Это требует проведения анализа внутренних резервов финансовой устойчивости, определения параметров финансовой устойчивости предприятия, оценки качества системы внутреннего контроля;

• обобщение контрольно-аналитической информации для принятия управленческого решения. Таким образом создается общая картина состояния финансовой устойчивости предприятия с отражением существенных причинно-следственных связей, что создает основания для принятия и корректировки управленческих решений по регулированию процессов воспроизводства стоимости предприятия. Функциональная направленность внутреннего контроля заключается в формировании и модификации информации с получением качественно содержательного знания об объекте контроля;

• принятие управленческих решений, охватывающих разработку и оценку альтернативных решений на основе многовариантных расчетов; определение критерия выбора оптимального решения, выбор рациональных альтернативных управленческих решений.

Внутренний контроль и аудит являются действенными инструментами принятия управленческих решений в условиях экономической нестабильности

 

По результатам проведения аудита руководству предприятия необходимо наметить резервы роста эффективности направлений деятельности, факторы роста прибыли, сокращения потерь по текущей оперативной деятельности и в будущих периодах. Еще одним важным направлением использования результатов аудиторской проверки является совершенствование системы внутреннего аудита (внутреннего контроля), который является важным инструментом в деятельности компании. Внутренний аудит позволяет выявить различные риски работы компании и своевременно их предотвратить. Если до введения в действие МСА аудитор мог включать описание системы внутреннего контроля клиента (СВКК) с указанием ее сильных и слабых сторон в отчет по результатам проведения аудиторской проверки, а мог не включать (по своему усмотрению), то после введения в действие МСА этот вопрос стал для аудиторов обязательным, и менеджмент предприятия имеет возможность обратить внимание аудитора при заключении договора на аудит на то, что описание СВКК обязательно.

Данные внешнего аудита также используются для внутренних целей предприятия. Основная цель использования результатов внешнего аудита собственниками и менеджментом предприятия — ликвидировать все выявленные ошибки и просчеты в деятельности организации, минимизировать выявленные риски, зависящие от внутренних и, по возможности, от внешних причин. Результаты анализа системы внутреннего контроля клиента являются источником информации для принятия необходимых управленческих решений собственниками и менеджментом предприятия. Их необходимо использовать для разработки внешней стратегии предприятия, совершенствования внутренних бизнес-процессов, улучшения финансовой ситуации. Перспективным является создание службы внутреннего аудита в компании, которая может не только решать задачи по информационному обеспечению системы управления предприятия с последующим получением возможности принятия эффективных решений, но и, будучи независимой (организационно и материально подчиняющейся непосредственно собственникам предприятия), своевременно выявлять и оперативно реагировать на отклонения в функционировании системы внутреннего контроля. Эффективность же деятельности самой службы внутреннего аудита вполне могут показать результаты внешнего аудита, для этого только необходимо лицам, принимающим решения (в аудите теперь есть такой термин) показать свою заинтересованность в этом. Рекомендуется предприятиям, которые не подлежат внешнему аудиту, активнее использовать инструменты внешнего аудита при принятии управленческих решений.

Цель внутреннего аудита заключается в обеспечении необходимой информацией менеджмента организации. Внутренний аудитор должен обладать информацией по всем аспектам деятельности организации и инструментарием для обобщения и анализа данных. В контексте взаимодействия внутреннего аудита с системой управления можно выделить как минимум следующие связи:

  • обратная связь между сотрудниками по выполнению своей деятельности;
  • оценка деятельности менеджеров, операционных подразделений, центров ответственности;
  • обратная связь между деятельностью операционных подразделений, ценных видов деятельности и их результатов;
  • обратная связь между оценкой стратегического развития организации и развитием бизнес-процессов.

В соответствии с рассмотренным подходом внутренний аудит характеризуется наличием двух взаимосвязанных компонентов:

  • субъект внутреннего аудита - источник персонифицированного воздействия на систему управленческих задач (процессы, функции) в целом; управленческий аппарат, осуществляющий формирование целей и принятие решений, обеспечивающий контроль за их выполнением;
  • объект внутреннего аудита - система управленческих задач, воспринимающая воздействие ее субъекта с целью существования, функционирования и развития; работники организации, осуществляющие выполнение поставленных целей и задач.

Сущность внутреннего аудита наиболее полно раскрывают стоящие перед ним задачи, важнейшими из которых являются:

  • оценка текущей стратегии организации, целостность, системность поставленных целей, понимание их руководством и сотрудниками, реализация стратегических целей;
  • оценка влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности организации;
  • экономическое обоснование текущих управленческих решений, бизнес-планов и проектов, бюджетов, нормативов, расходования ресурсов;
  • оценка экономической эффективности использования ресурсов, поиск резервов повышения эффективности и их использования;
  • экономическое обоснование бизнес-политики, обеспечивающей достижение стоимостных целей и решение стоимостных задач организации;
  • оценка экономической эффективности бизнес-процессов;
  • составление рекомендаций по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности управления.

Можно констатировать, что внутренний аудит является системообразующим звеном организации в формировании управленческой информационной системы. Внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системе управления, а также нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, с тем, чтобы определить управленческие и контрольные процедуры. Таким образом, менеджеры пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными информационными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. При этом выгода, полученная от использования информации внутреннего аудита должна быть больше, чем затраты на обеспечение жизнедеятельности внутреннего аудита.

Значение внутреннего аудита, в системе управленческих задач организации, определяется его функциями. К основным функциям внутреннего аудита следует отнести:

  • превентивную - реализуется в процессе прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, на стадии подготовки управленческих решений, предупреждая нежелательные явления, предохраняя организацию от нежелательных последствий неверных управленческих решений и действий;
  • оперативную - реализуется в процессе исполнения принятых решений, обеспечивая оптимизацию управленческих процедур;
  • защитную - отражает ведущую роль внутреннего аудита в разработке механизмов защиты всех ресурсов организации;
  • информативную - обеспечивает информационную прозрачность аудиторских процедур для возможности принятия эффективных решений;
  • упорядочивающую и коммуникативную - обеспечивают мониторинг и исполнение принятых решений.

Внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность организации находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами организации, требованиями законодательства.

В отечественной теории и практике аудита наибольшее развитие получили:

  • аудит на соответствие как контроль на предмет соответствия конкретным требованиям, критериям, нормам, законам и общей целесообразности;
  • аудит финансовой отчетности, предполагающий оценку достоверности учетной информации и показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • консультационный аудит, оказывающий содействие и помощь сотрудникам организации в выполнении своих функционально-должностных обязанностей;
  • аудит прогнозной информации, инвестиционных проектов предполагает оценку инвестиционной привлекательности и достоверности допущений, положенных в основу прогнозной информации.

В последние годы получили развитие такие виды как операционный и управленческий аудит. В операционном аудите, как правило, выделяют следующие функциональные направления:

  • аудит информационно-организационных систем и методов управления и аудит операционного контроля;
  • аудит условий эксплуатации и результатов деятельности;
  • аудит деятельности организации по отношению к намеченной цели, её соответствие проекту, выбору и адекватности принятых решений.

Таким образом, основная цель операционного аудита это определение эффективности и производительности той или иной подсистемы какой-либо хозяйственной или производственной системы организации.

Под управленческим аудитом понимают диагностическое исследование управленческих технологий с целью определения их фактической эффективности и внесении необходимых корректировок в управленческий процесс на основании методологии аудиторской деятельности и разработанных рабочих заданий.

Реалии экономики ХХI века обусловили необходимость таких видов внутреннего аудита как экологический аудит и аудит энерго эффективности. Поскольку для успешности хозяйственной деятельной организаций, в современных экономических условиях, без проведения аудита энергоэффективности и экоаудита не обойтись. Целеполагание данных видов внутреннего аудита объединяет интересы собственников, менеджеров и общества в целом, в части разумного, бережного, безопасного и эффективного использования природных и энергетических ресурсов.

Таким образом, современная служба внутреннего аудита должна оценить эффективность существующих систем контроля и управленческих задач организации бизнес-процессами, операциями, предпринимательскими, экологическими, энергетическими и финансовыми рисками, выявить события, препятствующие достижению поставленных целей развития бизнеса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: