Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

6-А

Дата

6-Б

№ урока в теме Наименование раздела, тем, уроков К-во ч. на изуч. темы

Дата проведения

Примечания
  план факт план факт        
            Тема1: Путешествие в страну «История» 3 Историческое краеведение. 5 класс: Введение в историю Донецкого края /Составители: Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. – Донецк: Истоки, 2019. -236 с. (далее ИРК)
1         1. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. История - наука о прошлом человечества. История Донбасса – составная часть мировой истории. Краеведение – наука о родном крае. Как работают историки. Исторические факты и их виды. Историческое событие и исторические явления. Что такое исторические источники. Виды исторических источников. Архивы, музеи, библиотеки. Исторические документы. Музеи родного края и их роль в изучении истории (краеведческий музей; музей истории Великой Отечественной войны; художественный музей; исторический музей; этнографический музей; школьный музей). Музеи моего города (поселка).  

повторить § 1, 2, 6, 9, подготовить устный рассказ об одном из краеведов

 
2         2 Хронология – наука о времени. Прошлое на карте. Чем занимается хронология. Линия (лента) времени. Счет лет в истории. История календаря. Как решать хронологические задачи. Способы отображения пространства. Историческая карта и ее легенда. История на плане. Особенности работы с контурными картами.  

повторить § 3, рассмотреть образцы исторических задач с.20, выполнить задание 5 с.21

 
3         3 Помощники истории. Археология. Археологические раскопки. Сфрагистика, геральдика, этнография  

повторить § 5 и 8, дать короткую характеристику помощницам истории

 
            Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.]; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.
            Тема 2: Жизнь первобытных людей 4  
4         1 Древнейшие люди. Изменения в жизни человека. Периоды истории человечества. Основные теории происхождения человека. Древнейшие предки человека. Облик древнейших людей. Орудия труда и занятия древнейших людей. Овладение огнем. Древнейшие стоянки человека на территории Европы, России и Донбасса. Изменения в жизни человека. Изобретение лука и стрел. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Донецкий край в эпоху мезолита.  

изучить § 1 и § 2, подготовить устные сообщения об открытиях первобытных людей, нарисовать рисунок «Как я представляю себе первобытного человека» по конспекту изучить «Донецкий край в эпоху мезолита»

 
5         2 Зарождение земледелия скотоводства и ремесла. Древняя история Донбасса. Изобретение новых орудий труда. Неолитическая революция. Появление ремесла. Использование металлов. Переход к соседской общине. Выделение знати. Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе. Мариупольский могильник. Исследования В.А. Городцова.  

изучить §4, с.21-25 и§5, с.25-29; выписать в словарь понятия и термины, повторить §4 ИРК и записи в конспекте, подготовить устные рассказы об археологических на территории края

 
6         3 Возникновение искусства и религиозных верований Знания первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Духи, идолы, жертвы. Быт первобытного человека.  

изучить §3 и п.5§4, устно ответить на вопросы на с.20, выписать в словарь новые слова

 
7         4 Итоговый урок (выполнение тестовых разноуровневых заданий)  

повторить тему

 
            Раздел «Древний Восток». Тема 3: Древний Египет 3  
8         1 Государство на берегах Нила. Общество и хозяйство Древнего Египта. Военные походы фараонов. Понятие «Древний Восток». Первые очаги цивилизаций. Природно-географические условия Египта. Ирригационная система. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. Занятия населения. Повседневная жизнь земледельцев и ремесленников.Писцы и вельможи. Фараон - правитель Египта. Войско фараона. Военные походы фараонов.  

изучить §6-9, поработать с картами на с.33 и 47, проработать документ (с.45), выполнить задания на к/к, подготовить сообщение «Военные походы Тутмоса 3»

 
9         2 Религия древних египтян. Боги и жрецы. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Обожествление фараона. Реформа Эхнатона.  

изучить §10, прочитать и пересказать один из древнеегипетских мифов, выписать и коротко охарактеризовать главных богов

 
10         3 Культура Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные знания древних египтян. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества.  

изучить §11-12, подготовить сообщения на выбор: - о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса; о строительстве египетских пирамид

 
            Тема 4: Западная Азия в древности. Начало эпохи кочевников 5  
11         1 Древнее Двуречье. Хаммурапи и его законы. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Древний Аккад. Клинопись. Сказания о героях и богах. Города-государства Междуречья. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство.  

изучить §13, 14, проработать карту на с.33, сравнить природные условия Египта и Междуречья, ознакомиться с выдержкой из законов Хаммурапи на с.72, дать им оценку

 
12         2 Финикия. Древнееврейское царство. Финикийские города-государства.Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Основание колоний. Древняя Палестина. Ветхозаветные сказания. Моисей и его заповеди. Войны евреев в Палестине. Знаменитые правители древнееврейского царства: Саул, Давид, Соломон.  

изучить §15-17, подготовить устный рассказ об изобретениях финикийцев, изучить мифы Ветхого Завета, дать устную характеристику первым древнееврейским царям, подготовить рассказ (презентацию) о Иерусалиме

 
13         3 Ассирийская держава. Образование ассирийского государства. Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы. Ниневия — столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанипала. Падение Ассирии.  

изучить §18 и карту на с.86, подготовить сообщения (на выбор) «Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы» или «Ниневия — столица Ассирийской державы»

 
14         4 Персидская держава. Великие царства Западной Азии. Завоевательные походы Кира Великого. Персидская держава при Дарии I.  

изучить§19 и карту на с.91, выполнить задания на к/к, подготовить сообщения о персидских царях Кире и Дарии

 
15         5 Киммерийско-скифский период в истории Донецкого края. Происхождение, занятия, культура киммерийцев. Киммерийские памятники на территории Донбасса. Скифы: расселение, занятие, духовный мир. Скифо-персидские войны. Великая Скифия. Материальная культура, быт и искусство скифов. Скифские курганы Донбасса. Своеобразие скифской культуры.  

изучить опорный конспект по рассказу учителя, подготовить сообщения о занятиях и традициях киммерийцев и скифов, назвать памятники скифской культуры в Донбассе

 
            Тема 5: Индия и Китай в древности 3      
16         1 Природа и население Древней Индии. Древнеиндийское общество. Древнейшие цивилизации в долинах Инда и Ганга (Мохенджо-Даро, Хараппа). Природные условия и население Древней Индии. Держава Маурьев. Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Кастовое устройство общества. Брахманы, воины и земледельцы. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма.  

изучить§20, 21, карту на с.96, провести сравнение рек Инд и Ганг, проанализировать легенды на с.98,99, составить таблицу с характеристикой индийских каст, подготовить рассказ о Будде и буддизм

 
17         1 Древний Китай. Империя Цинь в Китае. Географическое положение, природа и население древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая. Империя Цинь. Великая Китайская стена. Великий шелковый путь. Империя Хань. Изобретения и открытия древних китайцев.  

изучить §22, 23 и карту на с.106, сравнить две китайские реки, ознакомиться с учением Конфуция, составить исторический портрет Цинь Шихуанди, заполнить таблицу «10 важнейших открытий древних китайцев

 
18         3 Итоговый урок (игровой урок по заранее подготовленным учителем и учащимися вопросам и заданиям)  

повторить изученные темы

 
            Раздел: Древняя Греция и эллинистический мир. Тема6: Древнейшая Греция 2  
19-         1- Древнейшая Греция. Религия древних греков. Поэмы Гомера. Понятие «Античность». Хронология и карта античного мира. Природа и население Древней Греции. Древнейшие государства (Крит, Микены). Дорийское завоевание. Древнегреческая мифология. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре.    

изучить §24-28; проработать карты с.115 и 117, изучить легенды об основании Афин и о Троянской войны, мифы о Тесее и Минотавре; о Дедале и Икаре;

 
20         2 Древнейшая Греция. Религия древних греков. Поэмы Гомера. Миф о начале Троянской войны. Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях (миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, мифы о Геракле.) Гомер. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятники истории и литературы. Герои поэм Гомера в событиях Троянской войны (Ахилл, Гектор, Одиссей).  

изучить §24-28, с.117, изучить легенды о начале Троянской войны, составить список главных греческих богов, выписать в конспект крылатые выражения

 
            Тема 7: Полисы Греции 3  
21         1 Афинский полис. Население древней Аттики, его жизнь и занятия. Знать и демос в Афинах. Зарождение демократии: реформы Солона. Древняя Спарта. Завоеватели-спартанцы и илоты. Особенности государственного устройства Спарты. Спартанское воспитание.  

изучить §29-31, карту на с.140, дать оценку законам Драконта и реформам Солона, привести примеры лаконичных выражений, объяснить их смысл, охарактеризовать особенности государственного устройства Спарты и спартанское воспитание.

 
22         2 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Великая греческая колонизация: причины, направления и последствия. Колонии и метрополии. Античные города-государства в Северном Причерноморье и в Крыму. Центры античной цивилизации (Боспорское царство, Ольвия, Херсонес). Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в греческих колониях. Взаимоотношения греческих полисов со скифами.  

изучить §32, карту на с.151, заполнить к/к, составить конспект по рассказу учителя

 
23         3 Греко-персидские войны. Причины, участники, герои греко-персидских войн. Крупнейшие сражения: Марафонская битва, битва в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение, битва при Платеях. Итоги и последствия греко-персидских войн. Афинский морской союз.  

изучить §34-35, выписать причины греко-персидских войн, давать характеристику крупнейшим сражениям и их героям, сформулировать итоги и последствия войн., работать с картами

 
            Тема 8: Расцвет афинской демократии и культуры 5  
24         1 Афины – центр ремесла и торговли. Афины – центр ремесла и торговли. Главный порт Пирей. Граждане Афин. Рабство в Афинах.  

изучить §36-37, составить рассказ, описывающий рисунок на с.173, работать с картой с.172,173

 
25         2 Расцвет афинской демократии при Перикле. Народное собрание Афин. Государственная служба. Афины при Перикле. В городе богини Афины. В городе богини Афины. Керамик. Агора. Акрополь. Афинские школы и гимнасии. Ораторское искусство.  

изучить §40, 37 и 38; нарисовать рисунок «Путешествие древними Афинами», составить рассказ от имени ученика афинской школы, ознакомиться с документами на с.194-195, составить устную характеристику Периклу и его друзьям, дать оценку их деятельности

 
26         3 Литература и театр в древней Греции. Геродот – «отец истории». Рождение древнегреческого театра и его устройство. Театральные представления. Трагедии и комедии.Памятники античной литературы.  

изучить § 39, выписать новые понятия и термины в исторический словарь, составить описание древнегреческого театра, подготовить сообщение о Геродоте

 
27         4 Олимпийские игры. Олимпийские игры.Подготовка, олимпийское пятиборье. Атлеты и победители олимпийских игр.  

изучить §33, подготовить с помощью интернет ресурсов 10 интересных фактов об олимпийских играх, написать эссе на тему «Я участник Олимпиады в Древней Греции» или рассказ «Знаменитые олимпионики древности»

 
28         5 Жизнь и быт в Древней Греции. Повседневная жизнь древних греков. Обычаи и традиции. Семья и брак, воспитание детей.  

Подготовить сообщение используя рассказ учителя, а также дополнительные источники информации

 
            Тема 9: Македонские завоевания в IV в. до н.э.    
29         1 Покорение Греции Македонией. Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Битва при Херонее и ее последствия.  

изучить §41, дать характеристику Филиппу Македонскому; выписать главные достижения македонской армии, проанализировать ход битвы при Херонее

 
30         2 Создание империи Александра Македонского. Александр Македонский. Победа на Гранике. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее распад.  

изучить § 42, ознакомиться с картой на с.204, с помощью которой выполнить задание на к/к; составить исторический портрет (характеристику) или подготовить электронную презентацию (с помощью взрослых) об Александре Македонском;определить причины (записать в тетрадь) гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского

 
31         3 Эллинистический мир. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед).  

изучить § 43, подготовить рассказ о вкладе культуры эпохи эллинизма в мировую культуру (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед). Подготовить кроссворд к итоговому уроку

 
32         4 Итоговый урок (разгадывание кроссвордов, кроссдатов, сканвордов и т.п., составленных учителем и отобранных из лучших работ учащихся)  

повторить §33, 36-43

-
            Раздел: Древний Рим. Тема 10: Римская республика 5  
33         1 Ранний Рим. Природа и население древней Италии. Этруски. Легенда об основании Рима. Город Рим и его жители. Патриции и плебеи Управление Римом в эпоху царей.  

изучить §44 и карту с.213, уметь пересказывать легенду об основании Рима и др.древнеримские легенды, выписать новые имена, понятия и термины

 
34         2 Римская республика. Возникновение Римской республики.Государственное устройство Римской республики.Консулы, сенаторы и трибуны.  

изучить §46, составить схему «Устройство Римской республики», подготовить сообщения «Римская армия»

 
35         3 Завоевание Римом Италии. Армия Древнего Рима. Нашествие галлов. Война с Пирром. Установление господства Рима над Италией. «Разделяй и властвуй».  

изучить §45, с.219-222, работать с картой на с.213, датами, составить исторический портрет Пирра и описание его побед

 
36         4 Война Рима с Карфагеном. Завоевание Средиземноморья Первая Пуническая война. Ганнибал. Битвапри Каннах. Разгром Македонии. Победа над Сирией. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена.  

изучить §47, 48 ознакомиться с картами на с.228, 233, составить характеристику Ганнибал и Сципиона, выписать причины, ход и итоги Пунических войн, составить рассказ «Триумф в Риме»

 
37         5 Рабство в Древнем Риме Источники рабства в Древнем Риме. Использование труда рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака.  

изучить §49 и 51, работать с док-м на с.240 и картой с. 249, описывать рисунок на с.241 и ход восстания Спартака, составить характеристику вождю восстания, подготовить сообщение «10 интересных фактов о гладиаторах»

 
            Тема 11: Римская империя 6  
38         1 Земельный закон братьев Гракхов. Положение земледельцев в Древнем Риме. Тиберий Гракх. Земельный закон Гракхов. Деятельность Гая Гракха.Гай Марий и Корнелий Сулла.  

изучить §50, дать собственную оценку деятельности Тиберия и Гая Гракхов.

 
39         2 Цезарь - повелитель Рима Изменения в римской армии. Завоевание Галлии. Первый триумвират Установление диктатуры Гая Юлия Цезаря. Гибель Цезаря.  

изучить §52, составить исторический портрет Цезаря, работать с документом на с.254 и картой на с.251, заполнить к/к; объяснять крылатые выражения, описать русунок «Убийство Цезаря в Сенате» с.255

 
40         3 Установление империи. Гражданские войны в Риме после гибели Цезаря. Реформы Октавиана Августа и установление империи.  

изучить § 53, работать с датами, составить характеристику Антония и Октавиана, повторить материал о Клеопатре отвечать на вопросы к §

 
41         4 «Золотой век» Римской империи. Император Нерон. Расцвет империи во II в. н.э.Император Траян и последние завоевания Рима.Колоны.  

изучить §55 и §57, составить исторические портреты императоров Нерона и Траяна, подготовить рассказ о пожаре в Риме

 
42         5 Вечный город и его жители. «Вечный город» и его жители. Архитектура Древнего Рима. Термы и акведуки. Скульптура Древнего Рима. Римские поэты и писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. «Хлеба и зрелищ». Римские праздники.  

изучить §58, написать эссе на тему: «Я - житель Рима» или рассказ от имени приезжего «Один день в Риме», нарисовать рисунок «Достопримечательности древнего Рима»

 
43         6 Первые христиане и их учение. Возникновение и распространение христианства. Библия. Жизнь и учение Иисуса Христа. Первые христианские общины. Гонения на христиан.  

изучить §56, ознакомиться картой на с.269, выписать и уметь объяснять значение новых понятий, терминов и крылатых выражений; подготовить сообщение об Иисусе Христе

 
            Тема 12: Поздняя Римская империя и варвары 5  
44         1 Римская империя в кон III-IV вв. Реформы Константина. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.  

изучить §59, работать с картой с. 286, составить характеристику императора Константина, отвечать на вопросы на с.289, выписать и уметь объяснять новые понятия и термины

 
45         2 Соседи Римской империи. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Германцы. Отношения Рима с германцами. Римский период в Северном Причерноморье. Малая Скифия. Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз.  

изучить §54, описать рисунок с.263,

 
46         3 Соседи Римской империи. Образование Готского племенного союза. Государство Германариха. Праславяне.  

записать и выучить конспект по рассказу учителя

 
47         4 Взятие Рима варварами. Вторжения варваров. Нашествие вестготов. Покорение Рима. Падение Западной Римской империи.  

изучить §60, проработать карту на с.290, заполнить к/к, отвечать на проблемные вопросы на с.293

 
48         5 Итоговый урок (творческая работа «Сказка о Древнем Риме»)    
                     
№ п/п         предмет Наименование раздела, тем, уроков К-во ч. на изуч. темы   Примечания
1         В.И Введение. Живое Средневековье. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков.   изучить сс. 5-11, ознакомиться с задачами и структурой курса, хронологическими рамками средневековья. Источники по истории средних веков.  
2         И.О Введение. Наша родина – Россия. История Отечества – неотъемлемая составляющая мировой истории. Повторение: Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Древнейшие стоянки. Родовой строй неолитическая революция Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Сарматы. Готы.   Объяснить термины, изучить конспект, повторить понятия. Ознакомиться с задачами и структурой учебного курса.  
          В.И Тема 13: Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. 4    
3           Образование варварских королевств. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.Франкское государство Хлодвига. «Салическая правда». Военная реформа К.Мартелла. Смена династии.   §1 изучить, работать с картой на с.13,18, проработать документы выписать термины,  
4         И.О Великое переселение народов. Кочевники на территории края. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Военное искусство, повседневная жизнь, быт и традиции гуннов. Гунны на территории Донецкого края. Нашествие аваров и булгар на территорию Приазовья. Аварский каганат. Великая Булгария. Булгарские памятники Приазовья.   §2 изучить, ответить на проблемные вопросы с.25-26  
5         В.И Христианская церковь в раннее Средневековье. Христианизация Европы. Духовенство и миряне. Монастыри. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Рукописные книги. Образование в эпоху раннего Средневековья.   §2 изучить, выписать термины в тетрадь, составить схему «Организация христианской церкви»  
6         В.И Возникновение и распад империи Карла Великого. Каролинги. Карл Великий. Возникновение империи Карла Великого. «Каролингское возрождение». Распад Каролингской империи.   §3 изучить, работать с картой на с.32, проработать документы, составить характеристику Карла Великого и его империи  
          В.И Тема 14: Арабский мир 2    
7           Арабские племена и возникновение Арабского халифата. Арабские племена Аравийского полуострова: условия жизни, занятия.Возникновение ислама. Мухаммед. Коран.  Хиджра. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе и возникновение Арабского халифата. Правление Аббасидов. Гарун ар-Рашид. Распад халифата.   изучить §9, подготовить сообщение о Мухаммеде, исламе, халифе Гарун ар-Рашиде (на выбор), работать с картой на с. 74, 76, документами к §  
8           Культура стран халифата. Культура стран халифата.Развитие наук. Арабская литература. Архитектура мечети. Каллиграфия. Быт и культура повседневной жизни.   изучить §10, заполнить таблицу культурных достижений стран халифата  
          В.И Тема 15: Византийская империя и славяне в VI - XI вв. 2    
9           Византийская империя. Образование Византийской империи. Особенности развития Византии в VI–XI вв. (территория, хозяйство, государственное устройство). Юстиниан и его реформы. Иконоборчество. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.   §6 изучить, работать с документами, иллюстрациями и картами сс.51-53, подг. сообщения о Юстиниане и Феодоре, дать оценку их деятельности  
10           Культура Византии. Развитие образования и науки в Византии. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.   §7 изучить, завершить составление таблицы «Достижения византийской культуры»; подготовить сообщение «Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий» или презентацию по теме (на выбор)  
          И.О Тема 16: Восточные славяне в древности. Донецкий край в IV-IX вв.      
11           Славяне. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Праславяне. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Возникновение княжеской власти. Дань и полюдье. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Племена Пеньковской археологической культуры в Подонцовье (анты). Быт и нравы восточных славян. Духовная культура восточных славян. Отношения с соседями.   изучить §1, ответить на вопросы, повторить конспект  
12           Образование славянских государств. Праславяне. Расселение и занятия славян. Образование ранних славянских государств (Болгарское государство, Великоморавская держава, Польское королевство, Чешское королевство).   изучить §8, работать с картами на с. 60-61, 65, доком на с. 62, нарисовать рисунок на тему «Жизнь праславян»  
13           Хазарский каганат. Образование Хазарского каганата Территория, население, культура и религия Хазарского каганата. Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье.   изучить §2, ответить на вопросы, повторить §3,конспект  
          И.О Тема 17: Древнерусское государство (IX – начало XII в.). Донецкий край в X–XII вв. 8    
14           Образование Древнерусского государства. Союзы восточнославянских племен. История происхождения русов. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Норманнская теория. Образование Древнерусского государства. «Повесть временных лет» о начале Руси.   изучить §4, ответить на вопросы, повторить §2,3, подготовить сообщения «Начало династии Рюриковичей», «Князь и дружина» на выбор)(  
15           Первые князья Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Походы против Византии (Аскольд, Олег, Игорь). Реформы княгини Ольги. Походы Святослава Разгром Хазарского каганата. Формирование территории Древнерусского государства.   изучить §5, ответить на вопросы, дать короткую характеристику первым князьям и их преобразованиям  
16           Княжение Владимира Великого. Начало правления князя Владимира I. Территориальный рост Древнерусского государства. Реформы князя Владимира. Крещение Руси. Принятие христианства и его значение.   изучить §6, ответить на вопросы, выписать и коротко охарактеризовать реформы князя, дать оценку принятию христианства на Руси, составить исторический портрет «Владимира Ясно Солнышко»  
17           Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть между сыновьями Владимира Великого. Утверждение князя Ярослава в Киеве. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Внешняя политика Ярослава Мудрого.   изучить §7, проанализировать статьи «Русской правды», ответить на проблемные вопросы и вопросы к §  
18           Печенеги и торки на территории Донецкого края. Печенежский союз племен. Общество и хозяйство печенегов. Курганные могильники. Военная тактика печенежского войска. Взаимоотношения печенегов с Русью. Торки на территории Донбасса. Топонимы и гидронимы, связанные с племенами торков. Племенное объединение черных клобуков. Половцы. Половцы-кипчаки. Половецкие города и курганы на территории Донецкого края. Половецкая каменная скульптура. Набеги на Русь   составить и выучить конспект по рассказу учителя, ответить на поставленные вопросы, подготовить сообщения «Память о пребывании торков на территории Донбасса» и «Памятники половецкой каменной скульптуры в нашем крае»  
19           Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах, его внутренняя и внешняя политика. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец. Поход Игоря Святославича против половцев. Правление Мстислава Владимировича.   Изучить §8, выписать основные решения Любечского съезда, охарактеризовать киевское восстание 1113 г., составить исторический портрет В.Мономаха  
20           Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. Территория и население Древнерусского государства. Крупнейшие города Руси. Формирование древнерусской народности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Формы землевладения. Органы власти: князь, наместник, вече. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.   Изучить §9, ответить на вопросы с.76, выполнить индивидуальные задания, выписать в словарь новые понятия и термины  
21           Итоговый урок (представление творческих заданий - рефераты, доклады, презентации, сообщения)   повторить темы, завершить творческие проекты  
          В.И. Тема 18: Западная и Центральная Европа (IX – начало XII в.) 2    
22           Раздробленность Западной Европы в IX – XI вв. Образование государств. Междоусобные войны в Западной Европе. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Образование государств в Западной Европе.   изучить §4, нарисовать схему «Феодальная лестница» с.36, выявить причины междоусобных войн в Западной Европе.  
23           Англия в раннем Средневековье. Англия в раннем Средневековье. Походы викингов. Государства норманнов.   §5 изучить, выписать даты, и основные понятия, работать с картой на с.41, подготовить устный рассказ о викингах  
          И.О Тема 19: Русь в XII – начале XIII в. 2    
24           Роль Руси в Европе. Политическая карта Европы в IХ-XI веках. Отношения Руси с Византией печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Особенности отношений Руси с Востоком.Экономическая роль Руси в Европе. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.   сс. 77-80 изучить, проработать конспект по рассказу учителя и карту с.81, самостоятельно сделать выводы  
25           Политическая раздробленность Руси. Формирование и развитие самостоятельных княжеств и земель Руси в период раздробленности. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. Идея единства русских земель. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).   §12 изучить, выписать причины раздробленности, проработать карту с.104, дать краткую характеристику ведущим княжествам (самостоятельная работа по рядам), составить исторический портрет князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо  
          В.И Тема 20: Средневековый мир Западной Европы. Общество и церковь. 3    
26           Средневековое общество и натуральное хозяйство. Сословное общество в средневековой Европе. Феодальное землевладение. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община, ее функции и значение. Натуральное хозяйство. Жизнь, быт и труд крестьян. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Рыцарский кодекс чести.   изучить §11, поработать с документами, составить устный рассказ о жизни крестьян и феодалов (работа в парах), подготовить сообщения о рыцарях и рыцарском кодексе чести  
27           Средневековые города. Формирование средневековых городов. Облик средневекового города. Борьба городов с сеньорами. Городские коммуны. Город – центр ремесла и торговли. Цеховое производство. Торговля и ростовщичество. Купеческие гильдии. Основные торговые пути. Ярмарки и банки. Повседневная жизнь горожан.   изучить §13-14, составить рассказ по иллюстрациям к § о средневековом городе; по §15 подготовить сообщения о цехах и цеховом производстве  
28           Церковь в Средневековье. Духовная и светская власть. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Могущество католической церкви. Борьба пап за светскую власть. Ереси и борьба церкви против их распространения. Инквизиция. Крестовые походы. Причины, участники и цели крестовых походов. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев. Дальнейшие крестовые походы и их результаты. Монашеские и духовно-рыцарские ордена. Итоги и значение движения крестоносцев   изучить §16, 17, работать с картой на с. 140-141, 145; составить хронологическую таблицу «Крестовые походы» с.149, выписать новые термины, подготовить сообщения о монашеских орденах  
          И.О Тема 21: Культурное пространство Руси в домонгольское время. 3    
29           Церковь в Древнерусском государстве. Внутренняя организация церкви. Особая роль монастырей. Искусство книги. Иконопись. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Духовные христианские ценности. Древнерусские святые. Религиозно-культурное влияние Византии.   изучить §10, подготовить презентации о шедеврах древнерусской культуры (по выбору), выписать в словарь понятия и термины  
30           Культурное пространство Руси. Черты европейской культуры Х-ХII вв. Особенности развития древнерусской культуры. Письменность. Кирилл и Мефодий. Распространение грамотности. Появление древнерусской литературы. Летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Устное народное творчество (былины). Художественное ремесло и зодчество русских мастеров. Особенности культуры региональных центров в период раздробленностиультура Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Юго-Западной Руси.). Повседневная жизнь населения Руси.   изучить §10, 11, заполнить таблицу с.93, подготовить пересказ одной из древнерусских легенд, сообщения о повседневной жизни населения  
31           Итоговый урок (выполнение разноуровневых тестов)   повторить материал тем  
          И.О Тема 22: Борьба с внешней агрессией в XIII в. 3    
32           Образование Монгольской империи. Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевания Чингисхана. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях». Монгольская империя.   изучить §15, проработать карту с.8, устно составить подробное описание битвы на Калке, уметь давать ей оценку, сообщения о Чингисхане  
33           Борьба Руси с нашествием с Запада и Востока. Походы западноевропейских крестоносцев на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва и Ледовое побоище. Хан Батый. Походы Батыя на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь.   изучить §16, 17, проработать карты сс.16 23, составить хронологическую таблицу «Походы Батыя на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь», исторический портрет Александра Невского и хана Батыя, сообщения и Невской битве и Ледовом побоище  
34           Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Государственный строй, население, экономика, культура Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (ордынское иго). Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (улусы Мауция и Коренцы). Борьба русского народа против ордынского владычества.   изучить §18, проанализировать документы с.33-34, ответить на проблемные вопросы с.34,  
          И.О Тема 23: Русские земли и Золотая Орда в середине XIII - XIV вв. Русская культура 4    
35           Литовско - Русское государство. Образование Великого княжества Литовского и включение в его состав части русских земель.  Литовско - Русское государство. Политика литовских князей. Ольгерд. Витовт. Кревская уния. Грюнвальдская битва. Оформление трех ветвей древнерусской народности.   изучить §19, описать устройство литовско-русского государства, проработать карту с.38, составить короткую характеристику литовских князей, дать оценку союзу Польши и Литвы 1385 г.  
36           Начало объединения русских земель. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества при Иване Калите. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Разгром русских городов Тохтамышем. Последствия и значение Куликовской битвы.   изучить §20, 21, проработать карту с.53, проанализировать причины возвышения Московского княжества, документы с.47, составить исторический портрет князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского, подготовить сообщение о Куликовской битве  
37           Распад Золотой Орды. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., междоусобные войны (Мамай, Тохтамыш). Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств (Казанское ханство, Касимовское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская орда). Образование Крымского ханства. Отношения новых ханств с Русью. Северский Донец – граница двух миров.   изучить § 21 (с.54-55), 25, составить конспект по рассказу учителя, с помощью самостоятельного поиска дополнительных источников дополнить его, характеризовать ханов Мамая, Тохтамыша, Тимура Тамерлана  
38           Развитие культуры на русских землях. Возрождение культуры в русских землях в XIII–XV вв. Книги и летописи. Литература и устное народное творчество. Архитектура: дворцовое и церковное строительство. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет русской живописи. Феофан Грек.   изучить § 22, составить таблицу «Развитие культуры на русских землях», подготовить рассказ о Феофане Греке и его творчестве  
          В.И Тема 24: Государства Европы в XIV-XV вв. 7    
39           Франция в средние века. Сословная монархия в средние века. Предпосылки и успехи объединения Франции. Правление Филиппа IV Красивого. Генеральные штаты во Франции.   §18 изучить, работать с картой на с. 154, закончить табл. задание 5, с.158, составить портрет Филиппа IV Красивого  
40           Англия в средние века. Норманнское завоевание Англии. «Книга Страшного суда». Государство Плантагенетов. Реформы Генриха II. «Великая хартия вольностей». Возникновение английского парламента и его роль в государстве.   §19 изучить, охарактеризовать реформы Генриха II, «Великую хартию вольностей» и роль английского парламента в государстве, подготовить сообщение о Робин Гуде  
41           Столетняя война. Столетняя война: причины и итоги. Основные события в ходе войны (сражения и народные восстания). Жанна д'Арк. Окончание Столетней войны.   §20 изучить, работать с картой на с.177, составить хронологическую таблицу «Основные события столетней войны», исторический портрет Жанны д'Арк  
42           Формирование централизованного государства в Англии и Франции. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Особенности сословно-представительной монархии в Англии.   §21 изучить, работать с картой на с.181, анализировать документы отвечать на вопросы к §  
43           Германские, испанские и итальянские землив XIV-XV вв. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Фридрих I Барбаросса. Карл IV. «Золотая булла». Сохранение раздробленности Италии. Итальянские республики. Реконкиста. Образование Испанского королевства.   §22-23 изучить, работать с картой на с.286, характеризовать Священную Римскую империю и Реконкисту, составить исторический портрет Фридриха I Барбаросса  
44           Чехия в XIV в. Гуситские войны. Чехия в составе Священной Римской империи. Ян Гус. Гуситское движение в Чехии. Табориты и умеренные. Ян Жижка.   изучить §24, работать с картой на с.205, составить исторический портрет лидеров Чехии (на выбор), придумать 5 вопросов к §(вопрос 7 с.207)  
45           Османская империя. Образование Османского государства. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.   изучить §25, работать с картой на с.211 и документом с.210, составить характеристику султана Мехмета 2,  
          И.О Тема 25: Формирование единого Русского государства в XV в. 4    
46           Русские земли к началу XV века. Политическая география русских земель в XV веке. Итальянские колонии в Приазовье и Причерноморье. Упадок Византии. Изменения вМосковском княжестве в первой половине XV века. Развитие ремесла и торговли. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.   изучить §23 и 24, проработать карту с. 76, дать оценку междоусобной войне в Московском княжестве, характеризовать князя Василия Темного, составить рассказ о плавании генуэзских купцов до одной из колоний в Причерноморье  
47           Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Московскому княжеству. Стояние на Угре и ликвидация зависимости от Орды. Московско-литовские войны. Завершение объединения русских земель. Великокняжеская власть. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Формирование социальной структуры и многонационального состава населения Русского государства.   изучить §26, проработать карту с. 90, дать оценку присоединению Новгорода и Твери к Московскому княжеству, стоянию на Угре, ликвидации зависимости от Орды, реформам Ивана III  
48           Культурное пространство Руси. Особенности культуры в русских землях в XV-начале XVI вв. Теория «Москва – третий Рим». Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Московский Кремль. Формирование русской школы живописи. Андрей Рублев.  Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.   изучить §27, заполнить таблицу«Культурное пространство Руси», подготовить сообщение (презентацию) о Московском Кремле или об Андрее Рублеве (по выбору).  
49           Итоговый урок(защита творческих проектов с элементами дискуссии)      
          В.И Тема 26: Страны Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.). 2    
50           Китай, Индия, Япония в средние века. Династии Тан и Сун в Китае. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Культура Китая. Индийские княжества Средневековья. Делийский султанат. Наука и искусство Индии. Средневековая Япония. Сегунат. Культура Японии.   §31 изучить, работать с картой на с.254, подготовить сообщения  
51           Народы Америки и Африки в средние века. Майя, ацтеки и инки: особенности развития государства, верований, хозяйства, материальной и духовной культуры. Народы и государства Африки и их культура.   оформить конспект по рассказу учителя  
          В.И Тема 28: Культурное наследие Средневековья. 3    
52           Культура Западной Европы в V-XV вв. Духовный мир средневекового человека. «Семь свободных искусств». Школы и университеты. Теология и схоластика. Фома Аквинский. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве   §26 изучить, начать заполнять таблицу «Достижения культуры Западной Европы в V—XV вв. подготовить сообщения  
53           Культура раннего Возрождения. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе.   §27 -30 изучить, закончить таблицу, подготовить сообщения или электронную презентацию  
54           Итоговый урок (Защита сообщений или электронных презентаций)      
                   

 

       Календарно - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 7 класс

История средних веков V – XVII вв..

(105 ч. - год)

1 семестр – 16 недель * 3 часа = 48 уроков

История Раннеего нового времени (105 ч. - год)

2 семестр – 18 недель * 3 часа = 54 уроков

В 1 полугодии (16 учебных недель) в 7 классе изучается история средних веков с использованием учебников:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: