Культура - культ света

ВВЕДЕНИЕ

 

Николай Константинович Рерих (1874-1947) - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта, широко известный во всем мире как крупный художник, философ, ученый, путешественник, писатель, общественный деятель мирового масштаба, создатель оригинального нравственно-философского и религиозно-эстетического учения, в центре которого стоит культура. Чрезвычайно плодотворный как художник и литератор, он воплотил в своих произведениях идею изначального единства человека и Космоса, единства нравственных ценностей всех народов и религий, важнейшую роль в сохранении которых он отвел культуре, мечтая изменить мир красотой.

Но как творец весьма выдающийся, как это часто бывало, он не был по достоинству оценен современниками на собственной родине - политические события в России сделали невозможным как пребывание художника, так и широкое распространение его трудов на территории советского государства. Работы Н.К. Рериха в России были известны лишь в узких кругах, зато зарубежные музеи и научно-исследовательские центры с большим интересом отнеслись к его идеям. Несмотря на то что творческое наследие Н.К. Рериха богато и многообразно: он - автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики, - большая часть этих работ хранится в зарубежных коллекциях, издания же собственных его трудов в большей степени вышли в зарубежной печати, тогда как в России тираж произведений Рериха исключительно мал, в чем автор данной работы смог убедиться на личном опыте. Другой проблемой при изучении творчества Рериха является наличие неоднозначной оценки роли этой фигуры в развитии современных культурологических концепций. Приступив к изучению заявленной в названии реферата темы, пришлось натолкнуться на некоторую дискредитацию имени Н.К. Рериха, связанную с деятельностью на территории постсоветской России так называемых Рериховских движений - сект, положивших учения этого выдающегося выразителя эзотерических доктрин восточного мистицизма за новый вид религиозного учения, противостоящего православной церкви. Причины этого можно искать в действительной сложности и неоднозначности мировоззрения Н.К. Рериха, позволяющей истолковывать его творческое наследие в угоду тем или иным конъюнктурным соображениям или ситуативно значимым доктринам: социальным, религиозным, эстетическим и др. С другой стороны, этот факт тем более обуславливает необходимость пристального изучения творчества этой внушительной личности, особенно если учесть, что многие пророчества из положений его теории в настоящее время сбываются.

Работа будет состоять из двух частей: первая - малая часть - будет включать биографическую информацию о жизни Н.К. Рериха и общий обзор его культурологических трудов; вторая - большая часть - будет освящать непосредственно сами взгляды Рериха на культуру, ее сущность, категории, роль и функции.


§ 1. Биография и труды Н.К. Рериха

 

Николай Константинович Рерих (1874-1947) родился в семье известного юриста, принадлежавшей обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале XVIII в. Дом в Петербурге, в котором жила семья Н. К. Рериха, был местом частого посещения учеными, профессорами Петербургского университета, писателями. В 1891 г. друг семьи скульптор М. О. Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника. В 1893 г. Рерих окончил частную гимназию К. И. Мая, где его одноклассниками были А. Бенуа, К. Сомов, Д. Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал полный курс исторических дисциплин). С детства увлекавшийся историей (особенно Древней Русью и варяжским влиянием на нее), много читавший и мечтавший о путешествиях Рерих свои юридические изыскания в университете посвятил правовым актам и другим документам русского средневековья, нормировавшим жизнь и творчество художников. В Академии же художеств ему посчастливилось попасть в мастерскую А. Куинджи (1895), у которого он творчески перенял колористическое и декоративное мастерство, утонченное понимание цвета и света, формы и ритма.

Талантливый во всем, Рерих занимался живописью, одновременно изучал древние рукописи, увлекался фольклором, познакомился с композиторами (Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым, Аренским и др.). Сотрудничество с Римским-Корсаковым привело Рериха к теории «цветового звукосозерцания» и «цветному слуху». Наряду с этим появилось увлечение и литературным творчеством, причем во всех жанрах одновременно (стихи, рассказы, аллегорические и философские сказки, эссе). Первые литературные опусы одобрил Л. Н. Толстой, с которым Рериха познакомил Стасов. В дальнейшем литературное творчество, философия и религия Толстого, его позднее увлечение Востоком оказали глубокое влияние на Рериха, который стал делать упор на принцип нравственного самоусовершенствования, духовного восхождения, упорной работы личности над собой как основы культурной эволюции. Отталкиваясь от толстовского завета непротивления злу, Рерих, с одной стороны, отвергает насилие и осуждает войну, разъединение, разрушение, бездуховное существование, технические достижения западной цивилизации как явления антикультурные, с другой же, - призывает сопротивляться злу (прежде всего духовными средствами) и представляет историю становления и развития культуры как вечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием, духовного творчества и обезличивающего, механического стандарта. Но полностью такое миропонимание у Рериха сформировалось не сразу.

Картина «Гонец» (1897), удостоенная большой золотой медали Академии художеств, приобретенная П. Третьяковым, принесла Рериху известность как художнику. С нее начался цикл картин исторического содержания, а также период углубленного изучения русской и других национальных историй, проявившийся в интересе к археологии. В экспедициях под Новгородом, Ростовом Великим, Смоленском и др. Рерих заинтересовался русской иконой, храмовой архитектурой, резко выступая против распространившихся тенденций «поновления» или уничтожения раритетов древнерусского искусства и архитектуры, требуя их профессионального изучения и бережного сохранения в музеях. Мир русской иконы оказал плодотворное влияние на живопись и мышление Рериха. Большинство картин на исторические сюжеты проникнуто пантеистическим мистицизмом, соединенным со стилизацией иконописи. Яркая декоративность и подчеркнутый эстетизм живописных исканий Рериха, его стремление свободно интерпретировать историю в духе театрализации жизни как искусство особого рода делает его характерным представителем русского модерна. Рерих сближается с «Миром искусства», председательствовать в котором он будет с 1910 г.

Наряду с успехом в творческой жизни происходит одно из важнейших событий и в личной жизни Н. К. Рериха - женитьба на Е. И. Шапошниковой, правнучке М. Кутузова и двоюродной племяннице М. Мусоргского, переросшая в духовный и почти мистический союз на почве интереса к древней истории и нравственно-философским и религиозным исканиям. Вместе с Е.И. Рерих Николай Константинович принял участие в создании «Агни-Йога» - концепции «живой этики», родившейся на почве интереса к буддизму и увлечения теософией. Рерих считал жену соавтором многих своих картин и литературных произведений, поскольку она духовно вдохновляла автора, давала философское или мистическое толкование его текстам.

С начала XX в. Рерих становится известен как художник. Участвует в русских и зарубежных выставках, дебютирует в качестве театрального художника и сценографа в «Русских сезонах» Дягилева. С 1906 г. Рерих - директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств; с 1909 г. - действительный член Академии художеств. В 1913 г. Рерих пишет программную статью «Индийский путь», в которой наметилось направление его дальнейших художественно-философских исканий и литературного творчества.

С 1916 г. после перенесенной пневмонии Рерих поселяется в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), откуда лишь изредка приезжает в Петроград. В 1917 г. этот город отошел к Финляндии, и Рерих оказался в эмиграции, хотя до конца дней считал себя гражданином России и надеялся после окончания войны вернуться в Советский Союз, и только смерть Рериха помешала осуществиться этим планам. В эмиграции художник считает себя «русским путешественником» и вместе с семьей ведет «кочевой» образ жизни: из Финляндии он переезжает в Норвегию, затем в Лондон, оттуда в США, где живет три года; в 1923 г. он переезжает в Париж, откуда в том же году, воспользовавшись приглашением Р. Тагора (1920) посетить Индию, приезжает в Бомбей, а затем предпринимает беспримерное путешествие по маршруту: Индия - Сикким - Бутан - Индонезия - Цейлон - Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет - Индия. Путешествие длилось 5 лет (1923-28); был собран колоссальный материал - ботанический и зоологический, лингвистический и этнографический, археологический и религиоведческий, культурологический. Во время своего путешествия по Центральной Азии Рерих в 1926 г. совершил поездку в Москву, где встретился с Чичериным, Луначарским, Крупской и передал им послание Махатм - духовных учителей Востока. Рерих заверил Чичерина, что намерен вернуться в СССР. Однако условия для возвращения не складывались.

Для обработки полученных результатов Рерих создал в долине Кулу международный Гималайский институт научных исследований «Урусвати» (что значит «Свет утренней звезды»), названный так в честь Е.И. Рерих, и возглавил его. В 1929 г. Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой заключить международную конвенцию о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах (Пакт Рериха), идею которого поддержали многие деятели мировой культуры (Р. Роллан, Т. Манн, Б. Шоу, Г. Уэллс и др.). Рерих выдвинул впервые эту идею еще в 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны. Однако подобный международный правовой документ был принят лишь в 1954 г. («Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»).

Мировая слава Рериха росла. Он был избран почетным членом многих научных учреждений мира, различных культурных и общественных организаций. Помимо многочисленных литературно-философских трудов, публицистических сборников, Рерих написал более 6 тысяч картин, многие из которых украсили художественные музеи мира.

При жизни Рериха были опубликованы сочинения: «Цветы Мории» (1921), «Держава света» (1931), «Пути благословения» (1924), «Сердце Азии» (1929), «Твердыня пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Священный дозор» (1934), «Листы дневника» (1934-1935), «Врата в будущее» (1936) и т.д., после смерти: «Мальчику. Письмена: Стихи», «Зажигайте сердца», «Семь великих тайн космоса», «Держава света. Священный дозор», «О вечном...», «Восток - Запад» «Культура и цивилизация», «Об искусстве», «Россия», «Человек и природа».

Дополнительно к вышесказанному нелишним будет отметить, что увлечение Рериха именно Востоком не взялось из «ниоткуда» - он не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 гг. наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 г. в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений, ступ, четок - от них веяло тайной. Помимо этого, России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией: были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.

К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, - Киреевского, Аксакова, Леонтьева.

Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья - Бенуа, Грабарь, Дягилев и др.

Что же касается Рериха, то он, по всей видимости, действительно не сомневался в том, что все его действия, его культурная и исследовательская деятельность подчинены некоему Высшему служению. Насколько мы можем судить из настоящего времени, это действительно так и было.

 


§ 2. Культурологические идеи Н.К. Рериха

 

Культурологическая концепция Н. К. Рериха не является строго научной. Как и все творчество Рериха, она соединяет в себе многообразие эмпирических наблюдений и обобщений из истории различных культур Запада и Востока и априорные утверждения нравственно-философского, мистико-религиозного и эстетического плана. Научная аргументация в учении Рериха соседствует с интуитивными прозрениями и «озарениями», принципиально недоказуемыми и лишь постулируемыми в духе гуманизма, межкультурного диалога и духовно-мировоззренческого синтеза различных явлений культуры в едином смысловом пространстве.



Культура - культ света

 

Культурно-философская концепция Н. К. Рериха базируется на особой исторической этимологии слова «культура», бывшей весьма популярной в среде русских мыслителей начала XX в. Согласно представлению Рериха слово «культура» произошло от латинского корня «культ» (т.е. преклонение, почитание, священнослужение), а суффикс «-ур» - это архаический корень, общий для многих восточных языков, означающий «свет», «огонь». Т.о., культура восходит к древнейшему культу огня и света, который был первичной формой прарелигиозности всех народов и потому составляет исторический фундамент всех религий, искусств, философий, научных изысканий, морально-этических учений - всех проявлений духовной жизни человечества.

В понимании Н.К. Рериха «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Он был убежден, что взлелеянное человеком великое древо культуры «питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным».

Рерих верит в социальный и культурный прогресс (не всегда явно выраженный в категориях «эволюции», «пути-Дао», «иерархии блага», духовного подвига и служения, «мученичества» культуры, духовного восхождения и т.п.), но в то же время трепетно относится и к архаике как фундаментальным ценностям культуры и истокам будущего культурного развития, сохраняющимся в формах материальных реликтов, обнаруживаемых в археологических экспедициях. Правда, при всем почитании культурного прогресса, Рерих очень настороженно относится к современным ему авангардистским опытам, джазу, техническим открытиям (в т.ч. механизации и автоматизации труда, кибернетике), считая их агуманными и бездуховными, механическими, уродливыми, искажающими логику подлинных ценностей культуры. Рерих скорее - «охранитель» культуры, нежели ее «модернизатор»; память о доисторическом прошлом культуры для него явно дороже, чем новейшие открытия и творческие свершения последнего времени: они для него - впечатляющие свидетельства неисчерпаемости возможностей человеческого духа. Он мистически верит в актуальную бесконечность человеческих исканий, вплоть до прорывов в трансцендентальную сферу, в обычном состоянии недоступную среднему человеку.

Это вполне укладывается в рериховскую идею творческого синтеза разных культур и культурных форм, взаимодополняющих друг друга: науки и религии, искусства и философии, этики и бытовой морали, Востока и Запада, СССР и Русского зарубежья, рационализма и интуитивизма, медицины и мистики, естествознания и гуманитарных исследований. Культура рассматривается Рерихом не только как важнейшая основа и духовная компонента, «глубочайший устой» человеческой жизни и мировой истории, но и как «служение совершенствованию», как «обязательство по отношению к бытию, как мистическое «служение Свету» (включая в него стремление к абсолютным Истине, Добру, Красоте, свободе, равноправию народов и их культур). Рерих постоянно говорит о единстве материи и духа и их диалектике, взаимопереходе и взаимопроникновении, взаимообусловленности (напр., здорового тела и здорового духа), однако культура изначальна и первична: она - «первотолчок» к самосозиданию человечества из состояния дикости и варварства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: