Культура и искусство. «Красота спасет мир»

 

В философско-эстетической трактовке Н.К. Рерихом созидательной сущности и роли культуры стержневой темой является постижение смысла и назначения искусства, его креативных возможностей в духовном освоении мира посредством живых картин реальной действительности и в художественном, эмоционально-чувственном развитии человека. Характеризуя искусство как специфическую форму образно-художественного постижения, воспроизведения и освоения мира, Рерих выделяет последовательный ряд категорий, раскрывающих сущностные особенности и свойства искусства, его качественные стороны. К ним относятся «духовность», «просвещенность», «гуманистичность», «высоконравствен-ность», «символичность», «художественность», «прекрасное», «любовь», «созидательная красота», «действенность». Однако применение этих категорий неизбежно переливается в осмысление содержательно-образной сущности искусства, неразрывно связанной с определенным состоянием чувств человека и выступающей в качестве ценностного ориентира индивидуальных и коллективных действий людей и их сообществ. Н.К. Рерих отчетливо представлял, что ценностные ориентации воплощают в себе элементы внутренней структуры личности, сформированные активно-творческой деятельностью в сфере созидания и восприятия искусства, и в качестве таковых отграничивают значимые, существенные для человека явления, поступки от незначимых, что позволяет их интерпретировать в терминах идеала, нормы, долженствования, благородства, красоты. Он был убежден, что «искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Ценности великого искусства победоносно проходят все бури земных потрясений. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, - мы знаем, что произносим формулу международного языка».

Следуя в своем творчестве в русле эстетически-художественного идеала, завещанного великим Ф.М. Достоевским, Н.К. Рерих неоднократно провозглашал: «Красота спасет мир». Он подчеркивал, что «знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее». Такой подход восходит к знаменитой платоновской идее Прекрасного, высоко чтимой Н.К. Рерихом. «Во всех проявлениях искусства, - отмечал он, - мы должны руководствоваться только одним основанием - Прекрасным». И здесь он решительно и твердо выступал против того, что получило в ХХ веке наименование «коммерческое искусство». Это отвратительное выражение, считал он, должно быть изъято. Но, чтобы такое изъятие осуществилось, следует удалить из повседневной жизни все то, что этим термином обозначается и выражается и что воплощается в неустанных нападках «черной пошлости» на подлинные культурные ценности. Для чего необходимо неустанно развивать высокохудожественное искусство и столь же неустанно вносить его в жизнь. Выполнить такое духовное предназначение - вот подлинный смысл творчества. Выдающийся художник и мыслитель подчеркивает: «Творчеству все можно. Оно ведет за собой человечество. Творчество есть прогресс. Творчество есть овладение новыми возможностями. Иначе говоря, в творчестве выражена красота. Великая свобода мысли явлена в истинном творчестве».

Однако сама красота интерпретируется Н.К. Рерихом в широком духовном контексте, в единстве и взаимообусловленности с мудростью, поскольку полное удовлетворение в движении к возвышению духовности, по его убеждению, может дать людям только «путь красоты и мудрости». В мире последовательно должно распространяться убеждение в том, что «красота и мудрость не роскошь, не привилегия, но радость, сужденная всему миру на всех ступенях достижений. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действительно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь». Поэтому и творчество трактовалось Н.К. Рерихом не только как творческая деятельность в сфере искусства, представляющего собой духовное постижение и освоение действительности, но и в более широком диапазоне - как искусность, мастерство, виртуозность, проявляемые в науке и технике. По его утверждению, «наука, в ее лучших открытиях, оказывается уже искусством. Такие поразительные научные синтезы навсегда запечатлеваются в человеческом мозгу как нечто покоряюще убедительное. Тогда наука уже не является условной синхронизацией фактов, но победительно устремляется в область новых познаний и ведет за собою человечество». Он не раз подчеркивал, что искусство и знание являются важнейшими, органично взаимосвязанными сторонами культуры. Именно их единство, их неустанное развитие и взаимодействие, по убеждению художника, приводило к тому, что «эпохи расцвета, эпохи возрождения, эпохи благосостояния вытекали из благодатных источников Культуры».

Перу самого Н.К. Рериха принадлежат прекрасные культурологические портреты великих художников Брюллова, Куинджи, Гогена, Ван Гога. Но не менее блистательно характеризовал он подвиги на пути познания мира и человека, совершенные Платоном, Аристотелем, Сократом, Пифагором, Периклом, Джордано Бруно, Менделеевым, Мечниковым, Пироговым, Павловым. Их величие он усматривал не только в художественных и научных открытиях, но и в том, что они своим творчеством вселяют в людей веру в себя. В их творческих дерзаниях, по словам Рериха, «заключена готовность к беспредельному познанию. В горниле такого постоянного обновления сознания очищается и сущность человеческая». Выдающимся представителям науки и искусства, открывающим новые пути в сферах своей творческой деятельности, считал Н.К. Рерих, принадлежит особая созидательная энергия, превращающая «сдвиг» в понимании и изображении мира и человека в нем в настоящий «подвиг». «Ученый и художник, - пишет он, - знают значение слова вдохновение. Они знают, что есть прозрение, в котором открываются им новые утонченные формы и познаются доселе незамеченные <…> высокие энергии».

Конечно же, в процессе художественного и научного творчества проявляется и воплощается индивидуальное своеобразие каждого из первопроходцев на ниве служения истине и красоте. Поэтому художественные образы Толстого или Достоевского совсем не такие, как образы Шекспира или Гете, музыкальный мир, сотворенный Чайковским, существенно отличается от музыкального мира, созданного Вагнером, а изобразительная пластика Брюллова совершенно иная, чем своеобразие полотен Ван Гога или Гогена. Воздавая должное творчеству каждого из них, Н.К. Рерих вместе с тем подчеркивал, что «культура есть выражение всего народа». Каждый народ в своей национальной культуре выражает свою душу, свое самобытное мировосприятие и свое специфическое самосознание. Только национальное своеобразие той или иной культуры открывает ей путь к вхождению в мировую культуру. Поэтому, считал Н.К. Рерих, «защита и возвышение ее (культуры) есть всенародная обязанность».

Каждый волен разделить или не разделить эти оценки, но несомненно огромное значение художественного творчества и философско-эстетического наследия Н.К. Рериха в развитии мировой культуры, в культурном сотрудничестве народов мира, в формировании высоконравственного, культурно развитого человека современной эпохи.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творчество и личность Николая Константиновича Рериха имеют действительно мировое значение. Но его уникальная личность не была полностью осмыслена ни современниками, ни потомками. Великий художник, крупный ученый, оригинальный мыслитель, неустанный путешественник и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал внутренним синтезом знаний и творчества, обуславливавшим целостный подход к разным областям научной и художественной деятельности. Такой синтез создает условия, при которых любая сфера деятельности Рериха не только тесно связана с другими, но и находится в процессе взаимопроникновения, в неотрывной взаимосвязи. Именно такой синтез определил создание духовного учения «Агни-Йога», в основе которого лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и совершенствование с целью выхода из-под власти узкоматериальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и сотворчества. Основой духовной эволюции земной цивилизации должен стать универсальный синтез западной и восточной культур, современного и древнего сокровенного знания, науки и религии.

При всей сложности выше приведенных заключений по творчеству этого философа нужно отметить, что сами труды Н.К. Рериха - это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значении повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования. Рерих утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе искру этих великих космических энергий. Он - органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании.

Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного «зерна» человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Рериху, является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества.

Всю жизнь Рерих подчеркивал значение понятия «Родина» и важность укоренения в национальной культурной почве. Провозглашая неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества различных национальных традиций, Рерих одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа.

Упомянув о синтезе культур Востока и Запада, подчеркнем также декларируемую Рерихом необходимость «сердечного» объединения работников культуры для труда «во Благо, во Знание, в Красоту». Этот призыв приобретает особенно большую значимость в наше время, когда в условиях углубляющейся и расширяющейся глобализации современного мира многим народам приходится сталкиваться с нарастающими стремлениями «вестернизировать культуру» (главным образом под знаком ее американизации) принизить важнейшую роль национальных культур в духовном возвышении человека, в формировании высокоразвитой, социально активной личности, в своих повседневных делах руководствующейся не суррогатами культуры, а подлинными ценностями.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб, Питер, 2005. - 474 с.

2. Бабосов Е.М. Рериховская концепция совечности культуры и человечности // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб. науч. трудов. - Мн.: Технопринт, 2005. С. 14-20.

.   Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х томах. / Под ред. Левит С.Я. - СПб.: Университетская книга, 1998.

.   Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - Электронная библиотека Международного Центра Рерихов - http://lib.roerich-museum.ru/

.   Рерих Н.К. О вечном... - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

.   Рерих Н.К. Сердце Азии. - Мн., 1991. - 96 с.

7. Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры. // «Культура и время» − М.: МЦР. - 2008. - № 1. - С. 4-17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: