Лекция 7. Политический кризис советской системы власти: попытки «перестройки» советского Казахстана (1985-1990 гг.)

1. Перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Экономический кризис.

2. Д.А. Кунаев. Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате и их истинные причины.

3. Принятие «Закона о языке» и Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР.

4. Распад СССР и образование СНГ.

 

    1. Перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Экономический кризис в 1985-1990 гг.

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года. Сменивший его Ю.В. Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия. После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

Условно Перестройку можно разделить на три этапа:

1-й этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период характеризуется признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприемки, демонстрация борьбы с коррупцией. Радикальные шаги в этот период не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров на новую команду управленцев.

2-й этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с тем, которые раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общественная неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения в республиках, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

3-й этап (июнь 1989 - 1991). Заключительный этап перестройки, берущий свое начало от I Съезда народных депутатов СССР 1989 года. Происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический дефицит товаров. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. В республиках Союза к власти приходят демократически настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад СССР.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало экономическим и политическим реформам. Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. В 1987 году принят Закон о государственном предприятии, согласно которого госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР». В 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%), к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5 % трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров.

В политической области и в политическом лексиконе появилось новое понятие - гласность, под которой власть понимала “здоровую” критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Январский 1987 года пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов. Летом 1988 года состоялась 19 Всесоюзная партийная конференция, на которой было решено распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, была одобрена идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании поста президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы власти: Съезд народных депутатов СССР - Верховный Совет СССР - Президент СССР. На третьем Съезде Народных Депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним президентом СССР был избран М.Горбачев.

2. Д.А. Кунаев. Декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате и их истинные причины. Динмухаме́д (Димаш) Ахме́дович Куна́ев родился 12 января 1912, Верный, умер 22 августа 1993. Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960 по 1962 и с 1964 по 1986 гг., член Политбюро ЦК КПСС, Трижды Герой Социалистического Труда. Автор более 100 научных трудов. Академик АН Казахской ССР (1952). Член КПСС с 1939 года.

Окончил Алма-атинскую школу № 14. Занятия в школе совмещал с работой статистиком в секторе районирования Госплана Казахстана, а вечерами учился на курсах по подготовке в институт. Окончил Московский институт цветных металлов и золота (1936), получив квалификацию горного инженера. По окончании института направлен на Прибалхашстрой. В начальный период Великой Отечественной войны являлся заместителем главного инженера и начальником технического отдела комбината «Алтайполиметалл», а также директором Риддерского рудника Лениногорского рудоуправления.

1942—1952 — заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Казахской ССР.

1952—1955 — президент Академии Наук Казахской ССР.

1955—1960 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

1960—1962 — первый секретарь ЦК КП Казахстана.

1962—1964 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

1964—1986 — первый секретарь ЦК КП Казахстана.

7 декабря 1964 года пленум ЦК КП Казахстана избрал Динмухамеда Ахмедовича Кунаева первым секретарём ЦК КП Казахстана. За семь лет экономический потенциал Казахстана удвоился. За досрочное выполнение плана были награждены орденами Ленина: Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты, орденами Трудового Красного знамени: Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, Актюбинский химический комбинат, Карагандинский завод синтетического каучука, Иртышуголь, Карагандинский мясокомбинат. Особое внимание Д.А. Кунаев уделял освоению Кербулакской равнины, строительству Капчагайского водохранилища, большого Алма-Атинского канала. Сельское хозяйство превратилось в крупную высокомеханизированную отрасль.

Он предпринимал действенные меры по сохранению сложившихся территориальных границ республики, ее целостности. Д.А. Кунаев вернул в состав Казахстана хлопководческие районы на юге Казахской ССР, ранее отданные Узбекской ССР. Позже это дало новые возможности для развития экономической сферы республики. За годы его руководства столица республики, город Алма-Аты, превратилась в высокоразвитый промышленный, культурный и научный центр, были построены Дворец Республики, оздоровительный центр «Арасан», спорткомплекс Медео и др.

Подводя итог, остается заметить, что политическую деятельность Кунаева Д.А. невозможно анализировать и оценивать только с одной точки зрения: слишком явно наличие противоречий. Однако наиболее объективно будет согласиться с тем, что упомянутый политический деятель Казахстана советского периода внес огромный вклад в становление республики, укрепление государственности. Динмухамед Ахмедович Кунаев жил в родном городе Алма-Ате. Скончался 22 августа 1993 года. Похоронен на Кенсайском кладбище.

16 декабря 1986 года в ходе рекордно короткого пленума ЦК КП Казахстана, длившегося всего 18 минут, ЦК КПСС принял решение сменить Д.А. Кунаева на кадровика новой волны Г.В. Колбина. Динмухамед Кунаев был снят с поста первого секретаря ЦК КП Казахстана. На его место был избран присланный по рекомендации Генерального секретаря ЦК КПСС первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Геннадий Колбин. Результатом этого стали декабрьские 1986 года события в Алма-Ате.

Утром 17 декабря в Алматы начались массовые волнения учащейся и рабочей молодежи, которые позже перекинулись в другие города Республики. Назначение Колбина стало поводом к прорыву общего недовольства несоответствием командных действий Центра и провозглашенных перестройкой демократических принципов. Выступление не носило националистического характера, демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя.

В Алма-Ату были переброшены войска специального назначения, демонстрация была разогнана, проведены аресты. В июле 1987 г. ЦК КПСС оценил декабрьские события 1986г. как проявление казахского национализма. Однако позже по настоянию общественности эти обвинения были сняты, начался процесс реабилитации. Большая заслуга в процессе реабилитации принадлежит М. Шаханову, который, возглавив специальную комиссию Верховного Совета, дал полную характеристику событиям декабря 1986 года. В Казахстане провела большую кропотливую работу независимая американско-хельсинская комиссия по правам человека, которая также резюмировала о мирном характере выступления казахской молодежи.

Впоследствии, комплекс накопившихся проблем вызвал недовольство среди рабочих промышленных предприятий. В июне 1989 года вспыхнули волнения в городе Новый Узень Мангыстауской области, забастовка шахтеров Карагандинского угольного бассейна.

Накопившееся недовольство людей ходом перестройки проявилось в выступлении на октябрьском 1987 года пленуме ЦК КПСС первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина. Стенограмма пленума, как и в прежние годы, была засекречена, и было напечатано только в 1988 году.

Впоследствии, комплекс накопившихся проблем вызвал недовольство среди рабочих промышленных предприятий. В июне 1989 года вспыхнули волнения в городе Новый Узень Мангыстауской области, забастовка шахтеров Карагандинского угольного бассейна.

Комплекс накопившихся неразрешенных проблем вызывал недовольство среди населения. Одним из проявлений недовольства явились события в г. Жанаозен Мангыстауской области. Здесь очень медленно продвигались очереди на жилье, в детские дошкольные учреждения, росла безработица среди молодежи. Центральные ведомства, выкачивающие нефть и газ этого региона, не стремились подготовить кадры на местах, а ввозили рабочие руки из-за пределов республики. Крупные недостатки имелись в работе предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Нередко нарушались принципы социальной справедливости при распределении жилья, продовольственных и промышленных товаров. Вахтовики, прибывавшие в город, не желали считаться с традициями казахского населения, нередко грубо игнорировали их.

Обострение социальных условий незаметно переплелось с напряженностью в межнациональных отношениях, особенно между представителями коренного населения и национальностей Кавказа, проживающих в городе. В июне 1989 года в городе возникли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию с обеих сторон. Этот конфликт был погашен только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. Большинство вахтовиков пришлось эвакуировать из города. Но даже после таких событий многие проблемы еще долгое время оставались нерешенными.

Немало локальных конфликтов происходило и в других городах и рабочих поселках. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забастовали шахтеры Карагандинского угольного бассейна. Ежедневно в забастовках принимало участие до 10-15 тысяч человек. Требования шахтеров в начале были, в основном, экономического характера: повышение заработной платы, улучшение условий работы на шахтах, изменение ассортимента продовольственных товаров. Затем к требованиям социального плана добавились требования закрытия Семипалатинского ядерного полигона, прекращения монополии всесоюзных ведомств. Во главе созданных шахтерами стачкомов стали Д. Тегисов, П. Шлегель, М. Рамазанов, В. Перебейнос и другие.

Ответами прибывшего в Караганду для успокоения шахтеров министра угольной промышленности СССР М.И. Щадова горняки не удовлетворились. В это же время в Караганду срочно прилетел Н.А. Назарбаев. После серий встреч правительству республики удалось успокоить шахтеров. Во многом такому решению помогло то, что требования бастующих шахтеров и позиция руководителя Казахстана совпали: обе стороны были недовольны монополией центральных ведомств и желали экономической самостоятельности. После обещания руководителей республики выполнить справедливо поставленные требования шахтеров забастовки прекратились. Тем не менее, созданные стачкомы просуществовали длительное время.

Критический анализ существующего положения был сделан на первом съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 года. С 1988 года начал рассматриваться вопрос о возможности заключения нового союзного договора. Отстаивая свою независимость, парламенты республик Прибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли Декларацию о государственном суверенитете. 25 октября 1990 года такую же Декларацию провозгласил Казахстан.

3. Принятие «Закона о языке» и Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР. В 1989 году был принят закон «О языках в Казахской ССР», который определил статус казахского и русского языков. В частности, в нем говорилось, что «государственным языком Казахской ССР является казахский язык», а русский язык является «языком межнационального общения». Такое определение статуса русского языка в какой-то мере способствовало межэтнической напряженности и стало одной из основных причин массовой эмиграции русскоязычного населения страны. С 1990 г. по 1996 г. из Казахстана выехало 2,283 млн. чел., в результате чего Республика лишилась десятков тысяч квалифицированных специалистов, занятых в разных сферах деятельности. Это явилось причиной изменения государственной политики по вопросу русского языка. В 1995 году была принята новая Конституция Республики Казахстан. В статье 7 Конституции по-новому определен правовой статус языков. Русский язык получил статус официального, имеющего возможность наравне с казахским языком применяться в государственных организациях и органах местного самоуправления.

24 января 1997 г. был принят закон «О языках в Республике Казахстан», вступивший в силу летом того же года. Эта концепция языковой политики определила главную сложность в создании оптимального языкового пространства государства – четкое определение соотношения языков, при котором государственный язык должен занять достойное место. На одном из своих выступлений, посвященных языковой политике, президент страны Н.А. Назарбаев сказал: «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время, создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его».

Сегодня в казахстанском обществе в соответствии с принятой новой Стратегией развития страны «Казахстан-2050» активно проводится политика трехъязычия, направленная на освоение жителями Казахстана не только казахского, но и русского, и английского языков.

В настоящее время в казахских школах, наряду с казахским и русским языками, изучается более 10 национальных языков народов, проживающих в стране. Это дает возможность представителям всех национальных меньшинств Казахстана приобщаться к собственной культуре и истории, получая знания на родном языке.

По данным общенациональной переписи 2009 г., 84,8% всего населения Казахстана свободно владеют русским языком, 62% – казахским языком, а английским – 7,7% населения республики.

В ходе демократических преобразований, затронувших абсолютно все стороны общественной жизни республики, сознание большинства населения было уже подведено к идее государственного суверенитета, который требовал принятия соответствующего документа. И таким документом стала Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР” от 25 октября 1990 года, открывшая принципиально новую страницу в политической истории Казахстана.

Принятие Декларации стало поворотным моментом в жизни народов Казахстана, определив первостепенную задачу государства — создание равных условий жизни для всех граждан республики. Этот политико-правовой документ положил начало созданию правовой основы для перехода на качественно новый этап обеспечения реальных прав и свобод граждан. Декларация открыла перспективы для выхода Казахстана на прямые контакты с внешним миром. Как суверенное государство, Казахстан приобрел право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.

Декларация устанавливала верховенство Конституции и законов республики на своей территории. Важным аспектом в этом плане явилось провозглашение в Декларации положения о том, что республика имеет право приостанавливать на своей территории действия законов или других нормативных актов СССР, в случае если они нарушали суверенные права и Конституцию республики.

Декларация, таким образом, стала базой для создания национального законодательства и новой Конституции государства. В условиях времени, когда принималась Декларация, данное положение явилось значительным продвижением к становлению конституционализма в Казахстане. Одним из реальных воплощений Декларации стало принятие 28 января 1993 года первой Конституции Республики Казахстан. Декларация закрепила одной из важнейших задач республики защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане. Декларация установила также исключительную собственность республики на землю и ее недра, воду и воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на все национальное богатство республики, составляющее основу ее суверенитета.

4. Распад СССР и образование СНГ. Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед руководством СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора, так как в национальных республиках шел необратимый процесс за суверенитеты. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР. Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий. В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появились около 1 млн. беженцев. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в резиденции президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате переговоров девять республик из пятнадцати решили подписать Союзный договор, подписание было намечено на 20 августа 1991 года.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента СССР Г.Янаева и Заявление советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. 21 августа путч провалился.

В октябре 1991 года 8 республик подписали Договор об экономическом сообществе. Но он уже не соблюдался. В ноябре 1991 года в Ново-Огарево семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызтан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). 8 декабря 1991 года в Беларуси, руководители Беларуси, России, Украины подписали Соглашение о прекращении деятельности СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов. Поэтому 21 декабря в Алматы состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алматинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет КазССР. Тогда же, в апреле 1990 года Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал первого секретаря ЦК компартии Казахстана Н.А. Назарбаева первым Президентом Казахстана. После принятия Закона о выборах президента были назначены всенародные выборы. В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый президент Казахстана, которым стал Н.А.Назарбаев, за которого по официальным данным проголосовали 98.8% избирателей.

 

Литература:

1. Кунаев Д.А. О моем времени: Воспоминания. Алма-Ата: Дәуiр, МП «Ынтымак», 1992.

2. Очерки истории Компартии Казахстана. Алма-Ата., 1984. с. 22-308.

3. Аккозин М. Динмухамед Кунаев. Как был фальсифицирован его образ еще при жизни. http://rus.azattyq.org/content/dinmukhamed_kunaev_/1875988.html.

4. Турсынов А. Динмухаммед Кунаев. Человек, который построил наш дом. — http://ikf.kz/ru/medias/61-house.

5. Толмачев Г. 50 встреч с Д.А. Кунаевым: воспоминания. Алматы, 1997.

6. ГККП «Музей Д.А.Кунаева». Управление культуры г. Алматы. http://ikf.kz/ru/museum.

7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней тт. 5. А., 1996-2010.

8. История независимого Казахстана - Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2011- 400 с.

9. Морозов А.А. Казахстан за годы независимости / Под общей ред. Б.К.Султанова. – Алматы, 2006.

10. Конституция РК. 28.01.1993. Алматы, 1993.

11. Конституция РК. 30.08.1995. –Алматы, 1995.

12. Бурханов К.Н., Султанов Б.К., Аяган Б.Г. Современная политическая история Казахстана (1985-2006 гг.). –Алматы, 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: