I. Знать названия злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза), уметь их различать. Знать, как выращивают хлеб, какие продукты можно из него приготовить.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных родительного падежа. Например: кукуруза — кукурузы.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: зерно — зернышко.
Образование прилагательных от существительных.
Например: Печенье из овсянки. Какое печенье? — Овсяное.
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: одно зернышко, два зернышка, три..., четыре..., пять зернышек, и т.д. (колос, кукуруза, початок, урожай, стебель).
Занятие 33. «Птицы»
Цели: уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов; развивать словарь по данной теме.
|
|
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап и т.д.); раздаточный материал — картинки с изображением птиц.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет показанных птиц ласково.
Беседа о птицах
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах.)
Что есть у всех птиц?
Что бывает только у птиц?
Какое сейчас время года?
Поднимите картинки с птицами, которые к нам прилетают весной.
Как одним словом мы их назовем? (Перелетные.) Почему? Уточняются названия остальных птиц.
Как назовем их одним словом? (Зимующие.) Почему?
Как называются птицы, которые могут и летать, и плавать? (Водоплавающие.)
Назовите водоплавающих птиц.
Что характерно в строении этих птиц?
Чем птицы друг от друга отличаются?
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Логопед выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.)/
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
У воробья туловище мелкое, а у цапли... У воробья голова маленькая, а у цапли... У воробья клюв короткий, а у цапли... У воробья крылья узкие, а у цапли... и т.д.
Дидактическая игра «Кто как голос падает?»
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.
Дидактическая игра «Кто как передвигается?»
Воробей — летает, чирикает, прыгает, клюет;
ворона — каркает, ходит...;
утка — плавает, ныряет, ловит...;
цапля — ходит, ловит, перепрыгивает... и т.д.
Физкультминутка
|
|
Лебеди летят, крыльями машут. Дети машут руками,
Прогнулись над водой, качают головой, качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться распрямляют спину,
Очень бесшумно на воду садятся.
Образование сложных слов
Задания по картинкам, которые лежат на столах у детей.
У цапли длинные лапы. Какая цапля? — Длинно лапая.
У синицы желтая грудь...
У гуся красные лапы...
У дятла красная голова...
У аиста белое крыло... и т.д.
Дети составляют рассказы о своей птице по картинке.
Итог занятия
Материал для закрепления темы «Перелетные и зимующие птицы» (см. с. 27—28, 42).
Занятие 34. «Школа»
Цели: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки: портфель, ластик, карандаш, учебник, тетрадь, линейка; картина «Класс», мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед на фланелеграфе располагает картинки: парта, книга, тетрадь, ластик, пенал, мел и т.д. вверху, внизу, справа, слева, посередине. Дети запоминают, а логопед меняет их местами. Затем дети воссоздают первоначальный вариант, сопровождая высказываниями: Вверху была книга, и т.д.
Беседа о школе
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О школе.) — Зачем дети ходят в школу?
В какое время года дети начинают учиться?
— Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученики, ученицы, школьники, учащиеся.)
— Подберите к слову «учить» одинаково звучащие слова.
3. Игра «Собери портфель»
Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и кладут в портфель предметы.
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик.) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,... (Карандаш.) Языка нет, а рассказывает. (Книга.)
— Как называются книги, по которым учатся дети? (Учебники.)
То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я... (Тетрадь.)
Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. И прямую без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)
4. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет»
Это ручка — она нужна для того, чтобы писать, и т.д.
Дидактическая игра «Назови несколько» (по картинкам).
Ручка — ручки, учебник —..., портфель —..., карандаш —..., пенал —..., рюкзак —..., фломастер —..., тетрадь —..., линейка —..., альбом —....
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Карандаш — карандашик и т.д.
(Пенал, линейка, учебник, рюкзак, тетрадь, портфель, альбом.)
Физкультминутка (с мячом)
Логопед показывает предмет, дети называют, каким он может быть, перекидывая мяч.
Карандаш — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный и т.д.
(Линейка, пенал, тетрадь и т.д.)
6. Обсуждение картины «Класс» (Вопросы по картинке, затем дети составляют рассказы.)
Логопед знакомит детей с поговорками и пословицами.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Учи других — и сам поймешь.
Не выучит школа, выучит охота.
Кто много знает, с того много и спрашивают.
Итог занятия