Материал для закрепления

I. Знать названия злаковых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза), уметь их различать. Знать, как выращивают хлеб, какие продукты можно из него приготовить.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных родительного падежа. Например: кукуруза — кукурузы.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: зерно — зернышко.

Образование прилагательных от существительных.

Например: Печенье из овсянки. Какое печенье? — Овсяное.

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Например: одно зернышко, два зернышка, три..., четыре..., пять зернышек, и т.д. (колос, кукуруза, початок, урожай, стебель).

Занятие 33. «Птицы»

Цели: уточнить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, зимующие, водоплавающие»; знать их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются; образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова; подбирать слова-антонимы; упражняться в составлении рассказов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап и т.д.); раздаточный материал — картинки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет показанных птиц ласково.

Беседа о птицах

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах.)

Что есть у всех птиц?

Что бывает только у птиц?

Какое сейчас время года?

Поднимите картинки с птицами, которые к нам прилетают весной.

Как одним словом мы их назовем? (Перелетные.) Почему? Уточняются названия остальных птиц.

Как назовем их одним словом? (Зимующие.) Почему?

Как называются птицы, которые могут и летать, и плавать? (Водоплавающие.)

Назовите водоплавающих птиц.

Что характерно в строении этих птиц?

Чем птицы друг от друга отличаются?

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Логопед выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.)/

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

У воробья туловище мелкое, а у цапли... У воробья голова маленькая, а у цапли... У воробья клюв короткий, а у цапли... У воробья крылья узкие, а у цапли... и т.д.

Дидактическая игра «Кто как голос падает?»

Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Воробей — летает, чирикает, прыгает, клюет;

ворона — каркает, ходит...;

утка — плавает, ныряет, ловит...;

цапля — ходит, ловит, перепрыгивает... и т.д.

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут. Дети машут руками,

Прогнулись над водой, качают головой, качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться распрямляют спину,

Очень бесшумно на воду садятся.

Образование сложных слов

Задания по картинкам, которые лежат на столах у детей.

У цапли длинные лапы. Какая цапля? — Длинно лапая.

У синицы желтая грудь...

У гуся красные лапы...

У дятла красная голова...

У аиста белое крыло... и т.д.

Дети составляют рассказы о своей птице по картинке.

Итог занятия

Материал для закрепления темы «Перелетные и зимующие птицы» (см. с. 27—28, 42).

Занятие 34. «Школа»

Цели: уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки: портфель, ластик, карандаш, учебник, тетрадь, линейка; картина «Класс», мяч.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед на фланелеграфе располагает картинки: парта, книга, тетрадь, ластик, пенал, мел и т.д. вверху, внизу, справа, слева, посередине. Дети запоминают, а логопед меняет их местами. Затем дети воссоздают первоначальный вариант, сопровождая высказываниями: Вверху была книга, и т.д.

Беседа о школе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О школе.) — Зачем дети ходят в школу?

В какое время года дети начинают учиться?

— Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученики, ученицы, школьники, учащиеся.)

— Подберите к слову «учить» одинаково звучащие слова.
3. Игра «Собери портфель»

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и кладут в портфель предметы.

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель.)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик.) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,... (Карандаш.) Языка нет, а рассказывает. (Книга.)

— Как называются книги, по которым учатся дети? (Учебники.)

То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я... (Тетрадь.)

Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. И прямую без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)

4. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет»

Это ручка — она нужна для того, чтобы писать, и т.д.

Дидактическая игра «Назови несколько» (по картинкам).

Ручка — ручки, учебник —..., портфель —..., карандаш —..., пенал —..., рюкзак —..., фломастер —..., тетрадь —..., линейка —..., альбом —....

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Карандаш — карандашик и т.д.

(Пенал, линейка, учебник, рюкзак, тетрадь, портфель, альбом.)

Физкультминутка (с мячом)

Логопед показывает предмет, дети называют, каким он может быть, перекидывая мяч.

Карандаш — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный и т.д.

(Линейка, пенал, тетрадь и т.д.)

6. Обсуждение картины «Класс» (Вопросы по картинке, затем дети составляют рассказы.)

Логопед знакомит детей с поговорками и пословицами.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Учи других — и сам поймешь.

Не выучит школа, выучит охота.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Итог занятия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: