I. Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Например: книга — книги — книг.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: тетрадь — тетрадочка.
Образование прилагательных от существительных. Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Подбор слов-антонимов.
Например: тупой — острый, длинный —..., толстый —..., умный —..., высокий —..., веселый —... и т.
Правильное употребление предлогов.
Занятие 35. «Лето»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.
|
|
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки, схемы предложений; раздаточный материал — разрезные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Назовите самое теплое время года.
Назовите летние месяцы.
Назовите первый месяц лета, последний.
Назовите самый жаркий летний месяц.
Беседа о лете
Логопед загадывает загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я —... (Лето.)
Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить? (О лете.)
Что характерно для этого времени года?
Дидактическая игра «Назови ласково»
У детей на столах лежат разрезные картинки с летней тематикой (солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравейник и т.д.).
Дети выставляют их на фланелеграфе, называя при этом ласково.
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
Дидактическая игра «Подбери слово-действие»
Солнце... ярко. Лес... красивый.
Река... быстро. Ягоды... в лесу.
Цветы... на лугу. Стрекоза... над водой.
Муравейник... муравьи. Птицы... весело.
Физкультминутка
По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. ложатся,
Потом дальше пойдем. встают и идут дальше.
Итог занятия
— Почему вам нравится лето?
Материал для закрепления
I. Уточнить с детьми название времени года, самое теплое время года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить составлять творческие рассказы о лете.
|
|
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Например: ягода — ягоды — ягод.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: река — речка.
. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Например: О чем можно сказать — большое, большой, большая, большие? (Солнце, река, муравей и т.д.)
4. Составление предложений с предлогами.
Занятие 36. «Насекомые»
Цели: познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.
Оборудование: предметные картинки
Ход занятия
Организационный момент
Назвать времена года, начиная с зимы.
Какое время года я не назвала?
Лето наступает после какого времени года?
Какое время года наступает за летом?
Назовите три месяца лета.
Назовите приметы лета.
Тематическая беседа о насекомых
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы — хоть убей! —
Жить не может... (Муравей.)
— Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.
Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (Е. Серова)
(Вывешивается картинка.)
— Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку: Иглы взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки. (Кузнечик.)
(Вывешивается картинка.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка).
Дидактическая игра «Составь предложение».
Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами.
г) Логопед загадывает загадку: Шесть ног без копыт
Летит — жужжит,
Упадет — землю роет. (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат.
Голова черная, крылья — красные, на крыльях точки — пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждет, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.)
— Чем отличается божья коровка от майского жука?
Физкультминутка
Прилетела к нам вчера Дети «летают»,
Полосатая пчела машут руками,
А за нею шмель — шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали, жужжат,
От усталости упали, падают.
(Н. Нищева)
Отгадывание загадок
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
|
|
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела.)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит. (Комар.)
(Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет картинки.)
Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
— Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
Дидактические игры «Запомни и повтор и», «Что изменилось», «Назови ласково».