Материал для закрепления

I. Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: книга — книги — книг.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: тетрадь — тетрадочка.

Образование прилагательных от существительных. Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Подбор слов-антонимов.

Например: тупой — острый, длинный —..., толстый —..., умный —..., высокий —..., веселый —... и т.

Правильное употребление предлогов.

Занятие 35. «Лето»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков; работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки, схемы предложений; раздаточный материал — разрезные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Назовите самое теплое время года.

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц лета, последний.

Назовите самый жаркий летний месяц.

Беседа о лете

Логопед загадывает загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я —... (Лето.)

Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить? (О лете.)

Что характерно для этого времени года?

Дидактическая игра «Назови ласково»

У детей на столах лежат разрезные картинки с летней тематикой (солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравейник и т.д.).

Дети выставляют их на фланелеграфе, называя при этом ласково.

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Солнце — ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Солнце... ярко. Лес... красивый.

Река... быстро. Ягоды... в лесу.

Цветы... на лугу. Стрекоза... над водой.

Муравейник... муравьи. Птицы... весело.

Физкультминутка

По дороге мы идем. Дети шагают,

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим. садятся,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем. ложатся,

Потом дальше пойдем. встают и идут дальше.

Итог занятия

— Почему вам нравится лето?

Материал для закрепления

I. Уточнить с детьми название времени года, самое теплое время года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить составлять творческие рассказы о лете.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: ягода — ягоды — ягод.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: река — речка.

. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Например: О чем можно сказать — большое, большой, большая, большие? (Солнце, река, муравей и т.д.)

4. Составление предложений с предлогами.

Занятие 36. «Насекомые»

Цели: познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.

Оборудование: предметные картинки

Ход занятия

Организационный момент

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое время года я не назвала?

Лето наступает после какого времени года?

Какое время года наступает за летом?

Назовите три месяца лета.

Назовите приметы лета.

Тематическая беседа о насекомых

а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:

И под тяжелой ношей

Спешит на помощь друг.

Тут народ хороший,

В беде не бросят вдруг.

Без работы — хоть убей! —

Жить не может... (Муравей.)

Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Логопед загадывает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (Е. Серова)

(Вывешивается картинка.)

— Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Логопед загадывает загадку: Иглы взял у кузнеца,

Цвет — у огурца,

Крылья — у морошки,

Ножки — у блошки. (Кузнечик.)

(Вывешивается картинка.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка).

Дидактическая игра «Составь предложение».

Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами.

г) Логопед загадывает загадку: Шесть ног без копыт

Летит — жужжит,

Упадет — землю роет. (Жук.)

Как называются части тела жука?

Куда прикрепляются лапы? (К груди.)

Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)

Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)

Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат.

Голова черная, крылья — красные, на крыльях точки — пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждет, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.)

— Чем отличается божья коровка от майского жука?

Физкультминутка

Прилетела к нам вчера Дети «летают»,

Полосатая пчела машут руками,

А за нею шмель — шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали, жужжат,

От усталости упали, падают.

(Н. Нищева)

Отгадывание загадок

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет. (Стрекоза.)

Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит. (Комар.)

(Дети отгадывают загадки. Логопед выставляет картинки.)

Целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

— Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Дидактические игры «Запомни и повтор и», «Что изменилось», «Назови ласково».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: