Лекция: «Подходы к диагностике детской одаренности»

План:

1. Принципы диагностики детской одаренности.

2. Четырехступенчатая схема организации диагностики детской одаренности Савенкова.

3. Общая характеристика диагностических методик для изучения детской одаренности.

 

1. Принципы диагностики детской одаренности.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Неправомерно осуществлять идентифика­цию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количест­венных показателях, характеризующих индиви­дуальный уровень интеллектуального разви­тия). К сожалению, в школьной практике доста­точно часто ограничиваются оценкой коэффи­циента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего использу­ются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

При этом игнорируется тот факт, что при­менение тестов интеллекта и креативности име­ет ряд ограничений.

Во-первых, большинство тестов интеллек­та созданы не для выявления интеллектуальной одаренности, а для других целей. Интеллекту­альная шкала Векслера для детей (оригиналь­ный вариант WISC, а также его отечественные модификации) предназначалась для определе­ния уровня общего интеллекта (в частности, выявления задержки в умственном развитии), тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) — для целей профориентации и профессионально­го отбора, дифференциальный тест способнос­тей (DAT) — для прогноза академической успе­ваемости и т.д.

Только в рамках некоторых тестов была предусмотрена оценка максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (CFT-C) и усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена (A-PMR). Но их применимость по отношению к диагнос­тике одаренности также подвергается серьезной критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности так­же не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих воз­можностей ребенка.

Во-вторых, многие тесты интеллекта изме­ряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, т.е. сформированность конкрет­ных умственных операций. Таким образом, су­ществующие психометрические тесты интел­лекта, фиксируя его компоненты, не затрагива­ют связей между ними, не схватывают саму сис­темность его проявления.

В-третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоцио­нального состояния ребенка. При этом, чем ре­бенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо про­гнозируют уровень достижений именно ода­ренных детей.

В-четвертых, следует различать данные те­стирования и решение о судьбе ребенка. Диа­гностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.

Традиционные психометрические тесты, будучи ориентированными на оценку результата деятельности, не пригодны для ди­агностики признаков одаренности, так как по­следние характеризуют способы деятельности одаренного человека. Уникальность одаренно­го человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от то­го, что может сделать другой (в том числе не менее одаренный человек). В данном случае речь идет о таком инструментальном призна­ке, как выраженность индивидуальных сти­лей деятельности, и в первую очередь познава­тельных стилей, таких, как кодирования ин­формации, переработки информации, поста­новки и решения проблем, познавательного отношения к миру. К этому признаку одарен­ности — выраженности индивидуально-специ­фических способов изучения реальности — традиционные тестовые процедуры не чувст­вительны.

Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагности­ки, поскольку традиционные психометричес­кие методики (в виде тестов интеллекта и тес­тов креативности) невалидны по отношению к особенностям поведения и качественного свое­образия психических ресурсов одаренного ре­бенка.

Исходя из вышесказанного, можно сде­лать следующие выводы относительно сферы корректного применения психометрических те­стов в работе с одаренными детьми:

· психометрические тесты, скорее, нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяс­нения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;

· психометрические тесты могут быть ис­пользованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкрет­ного одаренного ребенка с точки зрения выра­женности отдельных способностей, склоннос­тей, эмоциональных состояний, личностных ка­честв и т.д. (при этом следует иметь в виду высо­кую вероятность несовпадения результатов тес­тирования и реальных проявлений одаренности ребенка в определенной предметной сфере);

· психометрические тесты могут использо­ваться для отслеживания динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей.

Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из мно­жества источников дополнительной информа­ции в рамках программы идентификации ода­ренного ребенка, но ни в коем случае не в каче­стве единственного критерия для принятия ре­шения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: