В. Жуковский. Жаворонок

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

Словесное рисование с детьми по этому стихотворению:

В 19 веке — начале 20 века, когда дети слышали пение жаворонков, педагоги предлагали им на занятиях по родной речи рассказать, что видит жаворонок с высоты, придумать, о чем он поет, вообразить себе настроение, в котором поэт написал стихотворение. Очень активно использовался прием «словесного рисования».

Это очень тонкая работа со словом, и я хочу процитировать, как говорили и писали тогда дети!

Педагоги начала 20 века очень тонко чувствовали природу ребенка. Они подчеркивали, что нельзя сводить обсуждение стихотворения с детьми к его пересказу и тем более к грамматическим упражнениям над предложениями из стиха. Акцент должен быть сделан на эмоциональный художественный образ, его проживание ребенком.

Давайте перенесемся в начало 20 века и услышим, что же говорят педагоги нам – педагогам и родителям начала 21 века:

Из книги Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию» начала 20 века (цитирую по изданию 1923 года) – из архивов:

«Особенные услуги оказывают стихотворения при так называемом устном рисовании… Цель… следующая: вызвать в детях тем или другим путем определенный, по возможности яркий зрительный образ и заставить их изобразить этот образ, нарисовать его словами…

Предположим, детям прочитано стихотворение Жуковского – «Жаворонок»: «На солнце темный лес зардел»… Им предлагают сосредоточитья и представить себе ту картину природы, которая могла вдохновить Жуковского написать это стихотворение. При этом обыкновенно ярко выступают особенности воображения того или другого ребенка, преобладание в нем репродуктивного или творческого воображения. Один зарисовывает словом или на бумаге лишь те детали картины, которые отмечены автором, ничего не добавляя своего. Другой вышивает по этой канве собственным творческим воображением, приводя много новых им созданных подробностей. Всякая вольность воображения, не противоречащая действительности, л огике и здравому смыслу, вполне допустима.

Выполненные детьми работы (мое примечание – дети начальной школы):

1) (Преобладание репродуктивного воображения):

«Большое поле. Вдали темнеет лес. Он освещен лучами восходящего солнца, а потому кажется красным. С одной стороны поля, внизу, видна полоса тумана. Небо ясное, голубое, и в нем видна подвижная черная точка: это летящий жаворонок; его крылышки сверкают на солнце».

2) (Воображение творческое):
«Я вышел на заре в поле. Утро было роскошное. Солнце вставало и заливало своими багровыми лучами лес, видневшийся вдали, за полем, дельнее село и дорогу, извивашуюся между зелеными полями и терявшуюся вдали. Направо, в лощине, туман застилал даль и клубами поднимался к небу, которое было нежно – голубое с розовым оттенком. По небу плыли перистые облака, окрашенные в темно-розовый цвет. Я стал смотреть на небо и заметил на его фоне какую-то точку, которая меняла место и сверкала, как коса на солнце. Я догадался, что это жаворонок. Это подтвердила дивная песнь, лившаяся с высоты».

И то, и другое являются вполне самостоятельными сочинениями, созданными лишь по поводу, под впечатлением известного стихотворения. Первое предтставляет фотографически точное словесное воспроизведение зрительного образа, вызванного Жуковским. Второе расширяет, дополняет этот образ, вносит личное, активное начало его автора. Детям, хоть сколько-нибудь владющим карандашом или красками, можно предложить иллюстрировать свою работу соответствующей картинкой».

Обратите внимание на сочинения детей начала 20 века. Многие ли современные дети, которых усиленно «развивают» с пеленок – могут такое сочинение написать в свои 6-8 лет? Многие ли умеют так фантазировать? И это не природная данность, а следствие того, что в каждый возрастной период есть главное в развитии. И в дошкольном возрасте – это развитие отнюдь не чтения, или умения считать, а развитие образного мышления, игры, творческого воображения, умения взаимодействовать с людьми.

И еще один момент – взрослый читает стихотворение не потому, что «это надо чтобы развивать ребенка», а потому что ему самому оно интересно, взрослый сам тоже пытается увидеть, вообразить и прочувствовать эту картину и настроение поэта. Этот момент тоже очень важен и часто сейчас нарушается, когда мы пытаемся «впихнуть в ребенка» лингвистические термины вместо того, чтобы раскрыть перед ним Мир Человека и Культуру Человека.













А. БЛОК. ВОРОНА

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

А. ПЛЕЩЕЕВ. УЖ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: