Экономическое положение Римской империи в 1-II в. н.э

В Римской империи быстро развивались города и городская жизнь. Города Италии и провинций благо­устраивались, украшались прекрасными зданиями общественного назначения — храмами, театрами, терма­ми и пр. В городах устраивалась система водоснабже­ния, улицы мостились камнями и каменными плитами. Остатки величественных построек римского времени до сих пор сохраняются на территории бывших про­винций империи — в современной Турции, во Фран­ции, в Испании, в государствах Северной Африки.

Города Римской империи пользовались самоуправлением: в них проходили собрания граждан, избирались должностные лица; здесь устраивались спектакли в театрах или гладиаторские бои на аренах цирков, собиравшие огромную массу зрителей.

Хозяйственная жизнь Римской империи развивалась весьма ус­пешно. Города всё более превращались в крупные центры ремесла, торговли и культурной жизни. В сельскохозяйственном производ­стве по-прежнему большую роль играли виллы, но наряду с ними стали появляться поместья большего размера, которые назывались латифундиями.

В латифундиях первоначально тоже использовался труд рабов, но со временем стали шире применять свободных арендаторов, ко­торые назывались колонами. Постепенно число колонов возрас­тало, часть их попадала в долговую зависимость от хозяев латифун­дий и утрачивала возможность самостоятельно устанавливать арендные отношения, превращаясь в зависимых сельскохозяйст­венных работников. Многие хозяева латифундий стали закреплять за определёнными участками земли рабов для её обработки: так бы­ло легче контролировать работу и добиваться более высокого ре­зультата. Прикреплённым к земле рабам нередко разрешали иметь жён, детей, приобретать имущество. Таких работников образно именовали «рабами с хижинами».

В Римской империи рабы, как и прежде, играли важную роль во всех видах производства, в торговле, морском деле, разработке руд­ников, домашнем хозяйстве. Среди рабов, занятых в ремесле, тор­говле, ростовщичестве, появились рабы-предприниматели, кото­рым хозяева предоставляли относительную самостоятельность в об­мен на уплату оброка. Такие рабы сами вели хозяйство, получали с него доход; при удачном ведении дела они могли покупать новые инструменты, ремесленные мастерские, скот, даже рабов, расширя­ли торговые обороты и масштабы финансовых операций, но по за­кону собственником всех приобретений становился хозяин раба.

На завоёванных землях происходила романизация местного на­селения: официальный статут получил латинский язык, в основу су­допроизводства легли римские законы, местные органы управления заменялись римскими государственными институтами, воспитание детей зачастую осуществлялось по римским традициям. Для поддер­жания власти в провинциях нередко размещались римские легионы.

 

Несмотря на то, что первоначально республиканские учреждения были сохранены, государственный строй Рима постепенно претерпевает значительные изменения: магистраты превращаются в муниципальных должностных лиц, сенат теряет своё значение, комиции больше не собираются — им на смену при­ходят новые органы управления. Складывается аппарат чиновников, разделённых на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Во главе государства стоит император, власть которого постепенно усиливается.

 

Назревание морально-идеологического кризиса в империи. Зарождение христианства.

На фоне некоторого благополучия 1-II в. н.э. стал просматриваться кризис традиционных духовных ценностей — религии, морали, системы отношений между людьми. Империя, обладая огромной политической мощью и величием, не имела единой, распространённой во всех слоях об­щества и среди всех народов религии, которая бы сплачивала госу­дарство и обеспечивала его духовное единство. Культ императора с этой задачей явно не справлялся.

В I в. н. э. в Израиле (провинция Рима) в рамках традици­онной религии иудаизма зародилось но­вое религиозное учение — христианст­во, которое постепенно стало приобре­тать всё более широкую популярность не столько среди иудеев, сколько среди дру­гих народов империи — греков, египтян, сирийцев, римлян. Первоначально основ­ная масса сторонников христианства со­стояла из людей, которым не было места среди благополучных слоёв общества Римской империи. Это были небогатые крестьяне, ремесленники, торговцы, бат­раки, рабы, женщины. Постепенно число сторонников новой религии расширя­лось — среди них оказались солдаты, за­житочные и богатые люди, отдельные представители знати. В течение 1-II вв. христианство, отстаивавшее идеи единобожия, духовного совершенствования человека, необходимости следования высо­ким нравственным принципам, преврати­лось в одну из наиболее распространённых и влиятельных религий империи, стало важной духовной силой. Римская власть первона­чально не обращала особого внимания на новую религию, но, когда она стала играть заметную роль в жизни империи, попыталась иско­ренить это вероучение, устраивая кровавые расправы и гонения на христиан. Возникновение христианства и его широкое распростра­нение явилось одним из наиболее глубоких духовных переворотов в истории человечества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: