В Римской империи быстро развивались города и городская жизнь. Города Италии и провинций благоустраивались, украшались прекрасными зданиями общественного назначения — храмами, театрами, термами и пр. В городах устраивалась система водоснабжения, улицы мостились камнями и каменными плитами. Остатки величественных построек римского времени до сих пор сохраняются на территории бывших провинций империи — в современной Турции, во Франции, в Испании, в государствах Северной Африки.
Города Римской империи пользовались самоуправлением: в них проходили собрания граждан, избирались должностные лица; здесь устраивались спектакли в театрах или гладиаторские бои на аренах цирков, собиравшие огромную массу зрителей.
Хозяйственная жизнь Римской империи развивалась весьма успешно. Города всё более превращались в крупные центры ремесла, торговли и культурной жизни. В сельскохозяйственном производстве по-прежнему большую роль играли виллы, но наряду с ними стали появляться поместья большего размера, которые назывались латифундиями.
|
|
В латифундиях первоначально тоже использовался труд рабов, но со временем стали шире применять свободных арендаторов, которые назывались колонами. Постепенно число колонов возрастало, часть их попадала в долговую зависимость от хозяев латифундий и утрачивала возможность самостоятельно устанавливать арендные отношения, превращаясь в зависимых сельскохозяйственных работников. Многие хозяева латифундий стали закреплять за определёнными участками земли рабов для её обработки: так было легче контролировать работу и добиваться более высокого результата. Прикреплённым к земле рабам нередко разрешали иметь жён, детей, приобретать имущество. Таких работников образно именовали «рабами с хижинами».
В Римской империи рабы, как и прежде, играли важную роль во всех видах производства, в торговле, морском деле, разработке рудников, домашнем хозяйстве. Среди рабов, занятых в ремесле, торговле, ростовщичестве, появились рабы-предприниматели, которым хозяева предоставляли относительную самостоятельность в обмен на уплату оброка. Такие рабы сами вели хозяйство, получали с него доход; при удачном ведении дела они могли покупать новые инструменты, ремесленные мастерские, скот, даже рабов, расширяли торговые обороты и масштабы финансовых операций, но по закону собственником всех приобретений становился хозяин раба.
На завоёванных землях происходила романизация местного населения: официальный статут получил латинский язык, в основу судопроизводства легли римские законы, местные органы управления заменялись римскими государственными институтами, воспитание детей зачастую осуществлялось по римским традициям. Для поддержания власти в провинциях нередко размещались римские легионы.
|
|
Несмотря на то, что первоначально республиканские учреждения были сохранены, государственный строй Рима постепенно претерпевает значительные изменения: магистраты превращаются в муниципальных должностных лиц, сенат теряет своё значение, комиции больше не собираются — им на смену приходят новые органы управления. Складывается аппарат чиновников, разделённых на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Во главе государства стоит император, власть которого постепенно усиливается.
Назревание морально-идеологического кризиса в империи. Зарождение христианства.
На фоне некоторого благополучия 1-II в. н.э. стал просматриваться кризис традиционных духовных ценностей — религии, морали, системы отношений между людьми. Империя, обладая огромной политической мощью и величием, не имела единой, распространённой во всех слоях общества и среди всех народов религии, которая бы сплачивала государство и обеспечивала его духовное единство. Культ императора с этой задачей явно не справлялся.
В I в. н. э. в Израиле (провинция Рима) в рамках традиционной религии иудаизма зародилось новое религиозное учение — христианство, которое постепенно стало приобретать всё более широкую популярность не столько среди иудеев, сколько среди других народов империи — греков, египтян, сирийцев, римлян. Первоначально основная масса сторонников христианства состояла из людей, которым не было места среди благополучных слоёв общества Римской империи. Это были небогатые крестьяне, ремесленники, торговцы, батраки, рабы, женщины. Постепенно число сторонников новой религии расширялось — среди них оказались солдаты, зажиточные и богатые люди, отдельные представители знати. В течение 1-II вв. христианство, отстаивавшее идеи единобожия, духовного совершенствования человека, необходимости следования высоким нравственным принципам, превратилось в одну из наиболее распространённых и влиятельных религий империи, стало важной духовной силой. Римская власть первоначально не обращала особого внимания на новую религию, но, когда она стала играть заметную роль в жизни империи, попыталась искоренить это вероучение, устраивая кровавые расправы и гонения на христиан. Возникновение христианства и его широкое распространение явилось одним из наиболее глубоких духовных переворотов в истории человечества.