Обострение кризиса в Римской империи в III в

В III в. н. э. Римская империя переживала состояние глубокого кри­зиса. Центральная власть ослабла и не могла контролировать поло­жение дел в стране. При императорском дворе между различными группировками развернулась острая борьба за власть, в ходе кото­рой часто сменялись императоры. Как правило, это были случай­ные люди, выдвинутые солдатами или сенатом, которым не удава­лось надолго закрепиться на престоле. Многие из них правили очень короткое время.

Хозяйственные связи между разными частями империи были на­рушены. Денежная система была подорвана неумеренными трата­ми императоров и чеканкой поддельной монеты.

Почти всё III столетие империю сотрясали восстания провин­ций, особенно в Галлии и Северной Африке. Во многих провинци­ях местная знать, в том числе крупные магнаты, обладавшие огром­ными богатствами и влиянием, пользуясь ослаблением централь­ной власти, нередко поднимала вооружённые выступления с целью отделения от империи и образования самостоятель­ных государств.

В конце III в. в результате борьбы к власти при­шёл император Диоклетиан (284-305 гг.), который за двадцать лет своего правления провёл серию реформ, имевших целью полную реорганизацию системы управления и армии. Сложившаяся в ре­зультате реформ Диоклетиана система власти полу­чила название доминат (от лат.- госпо­дин). Императору удалось укрепить власть; она приобрела характер неограниченной монархии, в которой император рассматривался как «госпо­дин и бог».

Для удобства управления империя была разделена на западную и восточную части. Диоклетиан был про­тивником христианства и стал инициатором очеред­ных гонений на христиан. Завершив реформы и укре­пив государство, Диоклетиан после 20 лет правления добровольно сложил с себя власть.

В скором времени во главе римского государства стал император Константин (306-337 гг.), при котором были продолжены реформы по укреплению госу­дарства и армии. Константин по-иному воспринял христианство, полагая, что широко распространён­ная среди разных слоёв общества религия, основанная на почита­нии единого бога, нравственных принципах, признании светской власти, может стать серьёзным фактором укрепления государствен­ности.

 

В 313 г. Константин принял Миланский эдикт, который устанавливал равенство христианства с другими религиями импе­рии.

 После ре­форм Константина христианство заняло господствующее положе­ние в духовной жизни Римской империи, во многом поддерживая государственную власть. Ещё одним новшеством Константина стал перенос столицы Римской империи на восток — в древний грече­ский город Византий, который был перестроен и получил новое на­звание — Константинополь.

Стабилизация положения и укрепление империи, достигнутые Диоклетианом и Константином, были недолгими: в IV-V вв. снова полумили развитие кризисные явления.

 

Новое обострение кризиса и развал империи

В IV в. в империи вновь ослабла централь­ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре­зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров. В 395 г. под­держивать единство Римской империи стало невозможно, и она была окончатель­но разделена на два больших государства — Западную Римскую империю со столицей Равенной и Восточную Римскую империю со столицей Константинополем.

 

Хозяйственные связи между разными частями Римской империи утратили своё прежнее значение. Города перестали быть центрами экономических связей, политической и культурной жизни. Главную роль в хозяйственной деятельности стали играть латифундии, в ко­торых развивалось собственное ремесленное и сельскохозяйствен­ное производство. Крупные латифундисты нередко обзаводились своими вооружёнными отрядами для защиты от разбойников и для борьбы с соседями, добились права творить суд над своими колона­ми, а также над земледельцами соседних деревень. Таким образом, слабеющее государство передавало часть своих функций латифун­дистам, теряя при этом власть над целыми территориями империи.

 

Сложное внутреннее положение Рим­ской империи всё более усугублялось опасными изменениями внешнеполитической обстановки. Осо­бенно сложным было положение Западной Римской империи.

На северных, северо-восточных и южных границах империи пришли в движение огромные массы племён варваров, как называ­ли их римляне; у них происходило формирование крупных военно-племенных союзов во главе с вождями и знатью; закладывались основы государственно­сти и сословно-классовых отношений. Воинственные союзы пле­мён готов, аланов и гуннов постоянно совершали вторжения на территорию Римской империи, чтобы грабить богатые города и селения, захватывать пленников, скот, ценную утварь.

На востоке опасным соперником римлян было Парфянское царство (Иран), которое в III в. н. э. пало под ударами персов, с которыми приходилось вести тяжёлые, часто неудач­ные войны.

В 378 г. в битве у Адрианополя армия В. Римской империи была разбита племенами вестготов. Во всех приграничных провин­циях племена регулярно громили города и поместья. В 410 г. готы во главе с вождём Аларихом вторглись в Италию, захватили и раз­грабили Рим.

В с. V в. Рим был снова разгромлен — на этот раз герман­ским племенем вандалов. Власть в Риме фактически пере­шла к вождям варваров и в 476 г. римский военачальник германского происхождения отстранил от власти последнего императора Ромула Августула. Это событие принято считать окончанием истории З. Римской империи и завершением эпохи античной истории.

 

Восточная Римская империя, напротив, успешно продолжала своё развитие. По имени древнего города, на месте которого был основан Константинополь, она получила название Византия и просуществовала до 1453 г., когда Константинополь пал под ударами ту­рок-османов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: