Глава 13 - весть третьего ангела

 

Глава 13 - ВЕСТЬ ТРЕТЬЕГО АНГЕЛА

 

Когда Елена Гармон в 1846 году впервые встретилась с Иосифом Бейтсом, она еще не верила, что нужно соблюдать Субботу. Капитан же, в свою очередь, не верил в ее пророческие видения.

Бейтс, который был старше Елены на тридцать лет, стал для нее добрым старым товарищем и вторым отцом. Тот факт, что Бейтс, будучи искренним христианином, придает такое большое значение четвертой заповеди, глубоко поражал ее. "Неужели он не видит,- удивлялась она, что есть еще девять заповедей?"

Со своей стороны, Бейтс видел в Елене замечательную молодую христианку, но видения ее, в которых он, однако, не находил ничего противоречащего Писанию, повергали его в сильное смущение и были для него чрезвычайным соблазном. В конечном счете он относил их к ее расшатанному здоровью.

Бывший моряк не довольствовался встречами в собрании и старался познакомиться поближе с Еленой и ее сестрой на дому. В ноябре того года Елене было видение о звездах и планетах. Бейтс прекрасно знал, что она ничего не смыслила в астрономии, которую он, в свою очередь, хорошо изучил, постигая искусство мореплавания. Но рассказанное ею после видения так поразило его, что он признал в ней истинный дар пророчества.

Между тем адвентисты, сторонники Миллера, до сих пор крепившие свое славное единство в вере, что Христос придет 22 октября 1844 года, чтобы очистить земное святилище и церковь, разделились на несколько различных течений. Многие пришли к полному отрицанию адвентистского миросозерцания, вследствие чего они вернулись к прежнему исповеданию, или вообще отреклись от христианства.

В противоположность им другая, меньшая, но энергичная часть миллеровских адвентистов продолжала верить, что в Пришествии Христа 22 октября ошибки не было; Иисус пришел, но невидимо и только к тем, кто действительно ожидал Его, то есть, к ним самим.

По их мнению, Иисус очистил Свое святилище (т. е. - их) от всякого греха, и в силу этого они уже никогда не могут согрешить.

К своему крайнему смущению, Елена была избрана Господом, чтобы помочь этим людям выпутаться из заблуждения. Увидев, что их притязания на святость сопровождаются невежеством, а порою и развратом, она повела непримиримую борьбу со всякого рода фанатизмом. В последующие годы она часто возвращалась к этой теме, предупреждая, что всякие заявления о святости, т. е. о свободе от греха в конечном итоге приведут к гибели. [86]

Значительное число последователей Миллера (более 40000 человек) продолжали верить, что Христос придет и очистит церковь и землю по завершении периода 2300 дней и 22 октября Он не пришел лишь потому, что они допустили ошибку в исходной дате своих подсчетов (457 год до Р. Х.) Эта группа адвентистов была реорганизована в апреле 1846 года на конференции в Элбани, штат Нью-Йорк. Они продолжали переносить дату Второго пришествия Христа еще несколько десятилетий. Эта разновидность адвентизма все еще существует и насчитывает около 30000 человек. Именуют они себя христианской церковью пришествия.

И вот среди этих разочарованных, но продолжающих верить адвентистов, жили и свидетельствовали известные нам Эдсон и Крозье с их откровением о святилище, Елена Гармон, также проповедовшая о святилище и имевшая пророческий дар, и, наконец, Бейтс с его истиной о Субботе.

К концу 1846 года несколько разрозненных групп - верящих в истину о субботе, святилище и Дух пророчества - действовали в пределах Новой Англии и в штате Нью-Йорк. Не только в Фэрхейвене и Порт-Гибсоне, но и в городе Топшам, штат Мэн. В Топшаме группой верующих руководил сельский инженер Стокбридж Хауленд. В городе Дорчестер, южнее Бостона, штат Массачусетс, группу верующих адвентистов возглавлял литографист Отис Николз.

Кстати, первыми адвентистами, принявшими все три основополагающих пункта вероучения: субботу, святилище и Дух пророчества - возможно, была семья Отиса Николза. В 1845 году они пригласили к себе Елену Гармон с сестрой Сарой, тогда еще чтивших воскресенье. Несколькими месяцами раньше они уже приняли субботу от Иосифа Бейтса прежде чем ее приняла Елена Уайт. Таким образом, эти люди, возможно, заслуживают чести быть названными первыми "Адвентистами Седьмого Дня"

 

 

Примечание

 

Примечание:

Согласно различным традиционным данным Рахиль Оукс, Фредерик Вилер и Уильям Фарнсворс - каждый из них рассматривается как достойный чести быть "первым адвентистом Седьмого Дня". Однако время, в которое каждый из названных лиц принял Субботу, они еще ничего не знали об основании нашей веры - новом свете о святилище. Они не были знакомы с пророческим даром Елены Гармон Уайт, их едва ли можно причислить к "соблюдающим заповеди Божьи и имеющим свидетельство Иисуса" в особом значении остатка последнего времени. Отис Николз придерживался всех этих учений (о субботе, святилище и Духе пророчества) несколько лет раньше Вилера, Фарнсворса и сестры Оукс и в некоторой степени раньше Бейтса, Эдсона и собратьев Уайт. Еще одним из первых верующих был (даже возможно раньше собратьев Николз) Х. С. Гурни (ей).

Отис Николз, между прочим, в апреле 1846 года написал Уильяму Миллеру письмо, в котором убеждал его принять сестру Уайт как пророка Божьего, а ее откровения о святилище как Божью истину. Но Миллер сослался на то, что он слишком стар и слаб, чтобы уразуметь все это.

Мы можем никогда не решить, кто же были первыми Адвентистами Седьмого Дня. Пусть ими будут, что тоже вполне возможно, Джеймс Уайт и Елена Гармон, поженившиеся в Портланде 30 августа 1846 года. Исключенные из своих прежних церквей по причине веры в пришествие, они поклялись в верности перед мировым судьей.

Джеймс имел большой успех на поприще адвентистского евангелиста. Во 2-ой главе мы уже упоминали о его зимнем шестинедельном евангельском путешествии, в результате которого он обратил 1000 человек. Посещая время от времени Портленд, [87] он был сильно удивлен, узнав о том, что многие служители приглашают Елену Гармон проповедовать в своих церквах. После разочарования он вновь встретился с Еленой как раз в тот момент, когда она имела видение о "Женихе". После этой встречи они много путешествовали по разным местам, сопровождаемые или Сарой Гармон, или Луизой Фосс, а иногда и целой группой верующих, наставляя и ободряя разочаровавшихся адвентистов. Так вот, почти без гроша, они и поженились. Мистер и миссис Роберт Гармон, приехавшие назад в Горхэм, пригласили их навестить родительский дом, и те с радостью согласились.

Очевидно, Джеймс и Елена вскоре изучили новую книгу Иосифа Бейтс о Субботе, сопоставили ее с Библией, и пришли к выводу, что седьмой день действительно является истинной Субботой Божьей. А несколько месяцев спустя - это было сразу после того, как Бейтс принял ее видения,- Елена почувствовала себя настолько плохо, что некоторые подумали: пришел конец. Родители Елены, сестры и муж усиленно молились, но никакого улучшения не было до тех пор, пока Отис Николз не послал из Дорчестера своего сына Генри, чтобы тот хоть чем-то помог им. Еще раз, вместе с Генри, они назначили новое время для молитв, после которых молодой Николз, [88] вдохновившись, встал с колен, прошел через комнату к кровати больной и, возложив руки на голову Елены, сказал: "Сестра Елена! Иисус Христос делает тебя здоровой". На следующий день Елена чувствовала себя уже настолько хорошо, что проехала вместе с Джеймсом в повозке до места собрания тридцать восемь миль. И после еще долго она чувствовала себя лучше, чем в прежние годы. Когда 26 августа 1847 года родился их первый сын, они назвали его в память о том молодом человеке Генри Николз Уайт.

В течение этой же осени и зимы 1846-1847 года, после посещения Эдсона и Крозье в Порт-Гибсоне и встрече с Еленой, имевшей видение о звездах в Топшаме, Бейтс вернулся домой в Фэрхейвен, чтобы пересмотреть и расширить свою книгу о Субботе. Средства от первого ее издания были почти на исходе.

Во втором издании книги "Седьмой День Суббота - Вечное Знамение" Бейтс дал яркое изложение вести третьего ангела. Он также развил мысль Хайрама Эдсона о том, что пророчество Откровения 11, 18-19, возможно, исполнилось. Он отметил, что Пребл, Кук и другие, в том числе и он сам, были побуждены опубликовать этот новый свет о субботе. Кроме того, он предположил, что причиной тому, что "храм Божий отверзся в небе", и стал виден "ковчег его завета" (содержащий десять заповедей), могло быть начало трубного звука "седьмого ангела" в 1844 году.

По второму пункту Бейтс высказался довольно скромно: "Я не говорю, что этот взгляд позитивен, но думаю, что вывод сильный". К весне, однако, его сомнения рассеялись. Елене были даны два замечательных видения. Одно - 6 марта 1847 года, другое - 3 апреля того же года. Они были достаточно сходны, так что мы можем характеризовать их оба, рассказав о втором.

Давайте представим себе, как все это происходило ("Великое движение Второго приш. 244-245).

Долгожданная весна наконец-то пришла в Топшам, штат Мэн. Конечно же, таял снег, расцветали крокусы, а малиновки старательно выискивали в траве червяков. Собравшись в доме Стокбриджа Хоуленда, верующие молились, прося Бога о ниспослании света и истины. Это было в субботу, 3 апреля. Вдруг Елена как-то невзначай вскрикнула своим теплым, приятным голосом: "Слава! Слава!" И все поняли, что началось еще одно видение.

Чувство благоговейного трепета охватило всю группу. Ответ на их молитвы уже посылался не раз. Они знали, что когда видение закончится, Елена передаст им что-нибудь важное и полезное. [89]

Все еще находясь в состоянии видения, Елена поднялась с колен, подошла к столу, где они, прежде чем склонить колени, разложили свои Библии и прочие книги. Остальные члены группы тоже встали с колен и заняли свои места, чтобы смотреть и тихо молиться о благословении Божьем.

Без какой-либо заминки Елена взяла Библию и подняла ее над головой. В таком положении, не имея возможности видеть текст, Елена нашла нужную страницу с библейским обетованием. Затем подошла к одному из присутствующих, который нуждался в ободрении, указала нужный текст и, продолжая смотреть на небо, оставила перед ним Библию. Пока тот человек читал указанный текст, Елена уверенно повернулась к столу, взяла еще одну Библию и повторила то же самое с другим человеком. Так она делала несколько раз. Затем села, и видение продолжилось.

Спустя некоторое время она глубоко вздохнула. Это был первый вздох с начала видения. Все с нетерпением ждали, что же она скажет. Елена несколько минут обводила взором комнату, пока ее глаза, ослепленные светозарностью небес, не привыкли к земной тусклости.

- Можешь ли ты рассказать нам, что показал тебе Господь? - тихо спросил ее Джеймс.

- Да, да, я могу! - ответила Елена.

- Я видела ангела, быстро приближающегося ко мне. Он поспешно взял меня от земли в Святой Город. Там я увидела храм, в который вошла. Затем я прошла во "Святое".

Иисус поднял завесу, и я оказалась во "Святом Святых". Там я увидела ковчег, покрытый чистейшим золотом. Рядом с ним стоял Иисус. Внутри ковчега находились каменные скрижали, сложенные в виде книги. Иисус раскрыл их, и я увидела Десять Заповедей. На одной скрижали были записаны четыре заповеди, на другой - шесть. Четыре заповеди первой скрижали сияли ярче, чем остальные шесть, но четвертая, заповедь о Субботе, сияла ярче всех. Святая Суббота выглядела великолепно. Вокруг нее был ореол славы.

Тут все посмотрели друг на друга с удивлением и Елена заметила их реакцию. "Я тоже была изумлена,- согласилась она. - Я не представляла, что Суббота имеет для Бога такое важное значение". После короткой паузы она продолжала: "Я видела, что Святая Суббота есть и будет разделительной чертой между истинным Израилем Божьим и неверующими, и что Суббота есть великая истина, которая должна объединить сердца всех ожидающих святых и возлюбленных детей Божьих". И опять удивленные взгляды появились на лицах всех присутствующих в комнате. [90]

Елена задумалась на мгновение, пытаясь подобрать слова, чтобы лучше выразить то, что она видела и хотела рассказать.

- Я видела, что у Бога есть дети, не понимающие истины о субботе и не чтущие ее. Но они не отвергли свет о ней. И в начале времени скорби мы исполнились духом Святым и выступили вперед, чтобы провозгласить Субботу более полно. Это привело в ярость церкви и формальных адвентистов, ибо они не могли опровергнуть истину о Субботе. В это время все избранные Божьи ясно увидели, что истина у нас; они вышли и вместе с нами переносили преследования.

- А было ли там еще что-либо, Елена?

- Да, было,- ответила она. Я видела ангела. Мне было показано, что он представляет людей, принявших Субботу и вышедших, чтобы предостеречь мир о необходимости хранить Божий закон как зеницу своего ока. Я видела, что упразднив Субботу, мы примем начертание зверя. Я также видела,- улыбнулась она,-что в ответ на предостережение, многие люди примут истинную Субботу (РП 32-33; 85-86).

Елена Уайт немедленно записала видение, и в течение нескольких дней Иосиф Бейтс напечатал тысячу экземпляров этого видения на одинарных листках с одной стороны. Джеймс Уайт повысил цену до 7 долларов, чтобы покрыть расходы Бейтса. Вскоре после этого Уайт переиздал видение совместно с другими материалами в виде трактата под названием "Слово к малому стаду". Позднее (в 1851 году) он издал видения в виде брошюры, названной "Очерк христианских опытов и видений Елены Г. Уайт". Сейчас все это можно найти в книге "Ранние произведения".

Когда верующие прочли о видении от 3 апреля 1847 года, некоторые пришли в замешательство. Они поняли, что после наступления времени скорби испытание каждого будет закончено и судьбы решены. "Какой толк тогда,- недоумевали они,- проповедовать им субботу?" Елена Уайт дала разъяснение по этому поводу в следующей книге "Дополнения к христианским опытам и видениям Елены Уайт" сейчас также включенной в "Ранние произведения".

"Начало времени скорби, упомянутое здесь, не относится ко времени излития язв, а к короткому периоду непосредственно перед тем, как они изольются, т. е. к тому времени, когда Христос будет в Святилище. Когда работа спасения будет заканчиваться, на землю придет скорбь; народы будут обозлены, однако, удерживаемы, дабы не помешать деятельности третьего ангела. В это самое время изольется "поздний дождь", помощь от лица Божьего, чтобы придать силу "громкому [91] кличу" третьего ангела и приготовить святых к тому, чтобы они устояли в период излития семи последних язв".

Первые адвентисты, соблюдавшие Субботу, были восхищены предсказанием о том, что именно им надлежит "более полно провозглашать субботу".

Более полно, чем кто? Более полно, чем что? Наконец, каким образом более полно? В каком смысле? Важность этих вопросов нельзя преувеличивать.

В 1847 году ответ был приблизительно таким: они должны были придавать Субботе большее значение, и почитание ее должно было основываться на более глубоком личном переживании, чем у субботствующих анабаптистов или баптистов Седьмого дня, от которых адвентисты переняли Субботу.

Баптисты Седьмого дня и субботствующие анабаптисты, как вы помните, выделяли Субботу по следующим причинам: 1) Она есть часть морального закона; 2) Иисус и апостолы подтвердили ее значимость и 3) Отступническая церковь изменила ее во исполнение пророчества. Что плохого в такой позиции? Ничего. Такая позиция вполне библейская; тут налицо глубокое уважение к исполнению пророчеств в минувшей истории.

Но истина о Субботе заключает в себе гораздо больший смысл. И потому отличия Адвентистов Седьмого Дня от прочих хранителей Субботы вполне определенные. Тут мы имеем дело с принципиально отличным образом жизни и мышления, куда более широким пониманием вопросов о цели существования, о том, к чему мы призваны и кем должны быть.

Это отличие включает в себя понимание таких Библейских истин, как "печать Божья", "трехангельская весть", "начертание зверя", "святилище" и "суд". Адвентисты Седьмого Дня по существу приняли все, чему учили Баптисты Седьмого Дня, но на основании глубокого исследования Библии они значительно расширили представления в отношении пророчеств последних дней.

Изучая трехангельскую весть в 14-ой главе Откровения пионеры адвентизма пришли к торжественному осознанию того, что и сами они выполняют особую роль в особое время, предсказанное в Священном Писании.

Как последователи Миллера, в начале 40-х годов они помогали провозглашать весть первого ангела, связанную с часом суда и вечным Евангелием (Откр. 14:6-7). В 1843 и 1844 годах они участвовали в провозглашении вести второго ангела, поведавшего о том, что Вавилон пал и что народ Божий должен вследствие этого оставить церкви, представляющие Вавилон (Откр. 14, 8; 18:1-4). В 1846 году они заметили, что третий ангел провозгласил весть, сосредоточенную на Христе [92] (весть о соблюдении Субботы. Именно эта истина привлекла в то время их внимание (Откр. 14:9-12).

К своему изумлению пионеры адвентизма должны были признать, что они-то как раз и призваны передать людям весть третьего ангела, точно как же, как они помогли провозгласить в свое время вести первого и второго ангелов.

Их выводы подтвердились видением Елены Уайт от 3 апреля 1847 года.

Это было весьма значительное продвижение вперед по сравнению с баптистами Седьмого Дня. Суббота приобрела новый смысл, появилась уверенность в том, что адвентисты призваны содействовать исполнению нового пророчества, которому пришло время.

Апрельское видение обострило чувство времени, указав на то, что с 22 октября 1844 года Иисус встал рядом с ковчегом, открыв закон и окружив ореолом славы заповедь о Субботе. Еще одно видение, данное двумя годами позднее, в марте 1849 года, содержало особое сообщение о том, что "время, когда заповедям надлежало засиять во всю силу, наступило в тот момент, когда открылись двери во Святое Святых (то есть 22 октября 1844 года) и когда Иисус занял свое место возле ковчега". И еще в одном видении Елена видела ангела, цитирующего весть третьего ангела и при этом указующего вверх, на небесное святилище.

Но Иисус не вечно будет находиться во Святом Святых. В девятой главе говорилось уже о том, что Елена видела в октябре 1845 года тот момент, когда Христос покинет Святое Святых, вступит на облако, чтобы явиться на землю как раз в тот момент, когда суды Божьи падут на грешников. 15 и 16 главы Откровения тоже предсказывают это время и указывают на то, что суды Божьи изольются в виде язв.

Весть третьего ангела говорит не только о соблюдении Субботы. Особым образом она указывает на тех, кто должен будет пострадать от этих последних язв. Это те, кто не развил в себе веру и не учился хранить заповеди Божьи, и кто вместо этого принял на свое чело "начертание зверя".

Для первых Адвентистов Седьмого Дня стало предельно ясно, что книга Откровения говорит о двух противоположных знаках, которые люди примут на свое чело при завершении испытания. Это - "начертание зверя" и "печать Бога". Так как "начертание зверя" ляжет на тех, кто не хранит заповеди, адвентисты пришли к выводу, что "печать Божья" будет на тех, кто, напротив, хранит их, кто хранит их все, включая и Субботу.

Они обнаружили, что печать Божья есть ни что иное, как Суббота, [93] надлежащим образом соблюдаемая через веру в Иисуса. В таком понимании их утвердило всестороннее изучение Библии и одно или несколько видений, данных Елене Уайт.

Исследуя 7-ю главу Откровения, они заметили, что другой особый ангел будет послан в последние дни, чтобы заботиться о "запечатлении" народа Божьего опытом соблюдения Субботы. Они увидели, что семь последних язв не падут до тех пор, пока каждый искренний последователь Иисуса не будет запечатлен.

Когда пионеры адвентизма приняли во внимание это, у них появилось желание безотлагательно приступить к выполнению возложенной на них задачи, осознав то, что Суббота важна, пришествие Христа - близко.

Совершая заключительную работу в небе, Христос призывает обратить внимание на Субботу. В эти последние дни Он вычеркивает грех, а нарушение Субботы, конечно же,- грех.

Когда мрачные тучи последнего времени скорби соберутся на небе и надвигающаяся буря вот-вот готова будет разразиться во всей своей ярости, великая борьба между Христом и сатаной достигнет на земле своего апогея. Добрые и злые ангелы будут стараться привлечь людей либо на сторону Бога, либо зверя. Уже в процессе жизни сформируется характер или по образу Божьему, или по подобию дьявола. Никто не избежит суда. Все должны будут примкнуть к той или другой стороне. Только те, кто избрал истину Божью, избегут язв и разделят радость Второго пришествия Христа.

Каждый соблюдающий Субботу и чувствующий время, призван вступить в эту борьбу со всей энергией, способностями и талантом: "Пусть весть летит, ибо время близко!"

Настолько отличным было это подчеркивание от той скромной вести, которую принесла с собой миссис Оукс в Вашингтон, штат Нью-Гемпшир! Когда эта добрая леди, баптистка Седьмого Дня, поведала свои взгляды адвентистам, они в ответ возразили, что в канун пришествия Христова нет ни времени, ни нужды придавать значение Субботе.

Но когда Бейтс, Генри, Эдсон, Джеймс и Елена Уайт, Арнольд, Стокбридж Хауленд и другие чтущие Субботу адвентисты глубже вникли в вопрос, они поняли, что как раз потому, что пришествие Христа близко и время коротко, они и должны принять Субботу, как испытующий тест на верность Иисусу - и провозгласить ее повсюду.

Таков смысл, по крайней мере, призыва "провозгласить Субботу более полно". Суббота - центральная мысль вести третьего ангела.

Третий ангел из 14-ой главы Откровения провозглашает эту весть "громким голосом". Для того, чтобы эта часть пророчества исполнилась и чтобы весть эта достигла тех, кто ее не знает, верующие должны были сплотиться воедино и приступить к выпуску своих регулярных изданий. [94]

 

 

Глава 14 - СТАРЫЙ ДОБРЫЙ "РЕВЬЮ"

 

Глава 14 - СТАРЫЙ ДОБРЫЙ "РЕВЬЮ"

 

Периодический журнал, издание которого Джеймс Уайт предпринял в ноябре 1850 года, более чем столетие был известен под названием "Ревью". Старый добрый "Ревью". Официально он именовался в почтовых отделениях как "Эдвент Ревью энд Саббат Геральд" ("Обзор пришествия и субботний вестник").

"Эдвент Ревью"? Если слово "Эдвент" означает Второе пришествие Христа, то как можно в периодическом издании давать обзор события, которое еще только должно произойти?

  В 1850 году ответ на этот вопрос был примерно таков: пришествие ("эдвент"), которому посвящает свой обзор "Ревью", есть ни что иное, как великое пробуждение накануне Второго пришествия. После весеннего разочарования 1844 года Иосия Литч опубликовал статью под названием "Щит пришествия", в которой в историческом аспекте показал пути Провидения и исполнения пророчеств о пришествии. Летом 1847 года на ту же тему Иосиф Бейтс написал статью "Вехи второго пришествия и великое множество".

В своем первом видении Елена видела, что яркий свет "полночного крика" должен был осиять весь путь, ведущий ко Святому Граду. Это одна из причин, почему так много было написано о раннем адвентизме, включая и то, что вы сейчас читаете. Это одна из причин и появления "Эдвент Ревью".

"...и Саббат Геральд". Новый журнал должен был возвещать чрезвычайно важную весть, с которой Иисус из "Святая Святых" обратился к людям, чтобы отделить их от греха и привлечь к Себе. С момента открытий истин о Субботе и святилище и до появления "Ревью энд Геральд" прошло два с половиной года. Это были очень важные, формирующие годы, отмеченные более двадцатью конференциями, продолжавшими раннюю традицию воскресных собраний 1846 года. Собрания проходили по домам везде, где только жили соблюдающие Субботу. Местом собраний обычно становились кухни, гостиные, передвижные вагончики, большие недостроенные помещения, предварительно вымытые амбары.

Конференция, состоявшаяся в апреле 1848 года, была особенно примечательна. Привыкший к тому, что даже в Топшаме на собраниях присутствовало не более двенадцати человек, Джеймс Уайт был глубоко потрясен, когда в доме Альберта Бельдена в Роки Хил встретил около пятидесяти человек. Позднее он расценивал эту конференцию как "первое общее собрание Адвентистов Седьмого Дня. С точки зрения численности и влияния, оно ознаменовало новую эру в нашем деле". ("Духовные дары", т. 2, стр. 93). [96]

Конференции обычно продолжались с пятницы до воскресенья или даже с четверга до понедельника и с субботы до воскресенья. Джеймс Уайт с журналом "Адвент Ревью" представлял свидетельства того, что события, проповеданные движением Миллера, достигают кульминации при входе Христа во "Святое Святых". Иосиф Бейтс в "Саббат Геральд" проповедовал о Субботе Господней и о необходимости принятия третьей ангельской вести.

Все присутствовавшие на этих собраниях прошли через приготовление и разочарование 1844 года. Теперь, по прошествии нескольких лет мучительной душевной агонии, они спрашивали друг друга, правда ли все это? Действительно ли 2300 дней заканчиваются в 1844 году? Действительно ли Иисус вошел во внутреннюю часть небесного святилища? Правда ли, что мы проповедовали первую и вторую вести? Стоит ли теперь браться за третью?

Они уже испытали на себе участь людей, доверившихся непопулярному богословию. Но им еще не были знакомы причуды либеральных философов. И потому они взяли за основу критерии Лютера - Священное Писание, здравый смысл и совесть. Когда они увидели, что Библия ясно говорит о необходимости соблюдения Седьмого дня как Субботы Господней, большинство из них охотно встали под ее знамя.

"Многие из нашего народа,- писала Елена Уайт в 1904 году (Избр. вести. т. 1, стр. 206-207),- не осознают, как прочно было заложено основание нашей веры. Мой муж, пастор Иосиф Бейтс, отец Пирс, проповедник Эдсон и многие другие, пытливые, благородные, верные искали истину, как сокрытое сокровище. Я встречалась с ними, мы усиленно молились и изучали Священное Писание. Зачастую мы засиживались до поздней ночи, а иногда проводили и всю ночь напролет, молясь о свете и изучая Слово Божье, чтобы узнать Его значение и приготовиться проповедовать его с силой".

Роль самой Елены Уайт была ограниченной, но чрезвычайно ценной. "Когда они в своих исследованиях заходили в тупик и говорили: "мы ничего больше не можем сделать", Дух Господень сходил на меня,- сообщает она,- я получала видение, и мне давалось ясное объяснение непонятной нам фразы вместе с наставлениями о том, как нам лучше работать и учить",

Братья сразу же сверялись с Библией и [97] симфонией и поражались тому, как легко находился ответ на интересующий их вопрос. Это содействие Елены Уайт казалось особенно достойным удивления, ибо братья знали, что находясь вне видения, она говорила им: "Я этого не понимаю". Конечно, общая линия рассуждения ей была ясна, но часто она не могла понять тексты Библии или утонченные доводы, которые братья приводили в подтверждение различных точек зрения.

"В таком состоянии ума,- говорит она,- я находилась до тех пор, пока нам не стали понятны все основные пункты нашей веры в соответствии со Словом Божьим". Очевидно, Бог стремился разъяснить братьям, что истина - в самой Библии, а не в снах молодой женщины, как многие склонны были думать.

На встрече, состоявшейся летом 1848 года в доме Давида Арнольда, близ местечка Волней, штат Нью-Йорк, присутствовало около 35 человек - все друзья. Но среди них трудно было найти двух согласных между собой людей. Некоторые серьезные заблуждались и все же упорно отстаивали свою точку зрения, уверяя, что она согласуется с Библией.

Когда они начали совершать Вечерю Господню, один из братьев встал и сказал, что, по его убеждению, Вечерю нужно праздновать только один раз в год - именно тогда, когда праздновал ее сам Иисус. Кто-то учил, что тысячелетнее царство уже прошло.

"Эти странные расхождения во мнениях сильно угнетали меня,- вспоминала позже Елена Уайт. - Я видела, что многие ошибки принимаются за истину. Это казалось мне просто непочтительным по отношению к Богу. Безысходная скорбь сдавила душу и я почувствовала, что теряю сознание. Кто-то подумал, что я умираю. Братья Бейтс, Чемберлен, Гурни, Эдсон и муж начали молиться за меня. И Господь услышал молитвы Своих слуг. Я пришла в себя".

"Свет неба,- продолжает она,- почил на мне и вскоре я была уже далека от мира сего".

В том видении ей открылось все то, что было ошибочным в представлениях братьев, и каковой должна быть истинная позиция. Она получила указание передать братьям, чтобы они исправили свои ошибки и объединились вокруг истины - вести третьего ангела. Конец собрания оказался воистину триумфальным. Истина одержала [98] победу, и к движению присоединилось еще несколько членов.

Все же стоило проводить такие конференции. И Елена более всех была их сторонником. Убежденная в том, что Бог призвал ее, она, подобно Анне, со слезами оставляет своего малолетнего сына Генри с близкими друзьями - семейством Хауленд - лишь время от времени навещая его в течение последующих лет. Для проведения многочисленных конференций нужны были средства.

Так, например, чтобы собрать деньги для участия в конференции на ферме Давида Арнольда, Джеймс Уайт вынужден был косить сено по восемьдесят семь с половиной центов за акр, чтобы заработать 40 долларов.

Однажды с капитаном Бейтсом приключилась следующая история. Возвращаясь как-то с Уайтом после встречи с Эдсоном в Порт-Гибсоне домой, он взошел на лодку, чтобы переправиться через канал. Драгоценный доллар за проезд уже был в его руке. Но лодка неудачно причалила, и он потерял равновесие. Наш бывший капитан принялся неустрашимо плыть с записной книжкой в одной руке и долларовой бумажкой в другой. С него слетела шляпа. Спасая ее, он потерял доллар, но записную книжку продолжал крепко держать в руках. Спустя некоторое время он вместе с Уайтами уже входил в дом своих новых друзей Харрисов, тоже сторонников соблюдения Субботы, вызвав недоумение своим внешним видом. Одновременно он надеялся высушить у них одежду.

Последняя встреча состоялась с 18 на 19 ноября 1848 года в доме Отиса Николса, в Дорчестере. В некотором смысле, это была самая значительная в то время встреча. По мере того, как верующие в обсуждении больших и важных тем все больше и больше сходились в своих мнениях, появилась необходимость, чтобы кто-нибудь взял на себя ответственность опубликовать все это. Может быть Бейтсу издать новую книгу?

В Дорчестере они много молились о руководстве свыше в вопросе опубликования божественной вести. И вот, в воскресенье, миссис Уайт получила видение, во время которого она громким голосом рассказывала о Субботе как о печати Божьей (Откр. 7), встающей, подобно солнцу, на востоке и становящейся все ярче и теплее, пока, наконец, все святые не станут бессмертными. После видения она попросила брата Бейтса напечатать все это, а обратившись к мужу, добавила: "У меня весть и к тебе. Ты должен начать издавать небольшой журнал и распространять его среди людей".

Небольшой журнал. Книги, безусловно, хороши, но зачастую ими просто пренебрегают. Периодические издания скорее попадут в руки людей.

Миссис Уайт рассуждала о будущем журнале так: "Пусть для начала он будет маленьким, но по мере того, как люди начнут его читать, у тебя появятся средства издавать его более крупным тиражом".

После короткой паузы она добавила: "Мне было показано, что от этого малого начала польются потоки света, которые озарят весь мир". [99]

Это было довольно смелое пророчество для кучки прозябающих в нищете пионеров!

А затем настало время испытаний. Многие из тех, кто ратовал за издание журнала, хотели, чтобы платил за него кто-то другой. У Джеймса Уайта издавать его за свой счет денег не было. Полностью посвященный служению, он зависел от случайных заработков между евангельскими выездами и от своей немногочисленной паствы. Когда он попытался просить поддержки для издания предполагаемого журнала, то получил весьма разочаровывающий ответ.

В январе 1849 года Иосиф Бейтс заполнил эту брешь своей новой книгой - "Печать живого Бога. 144 тысячи служителей Божьих запечатлены в 1849 году". Положив в основу некоторые воззрения Елены Уайт о "потоках света, которые озарят весь мир", он уверенно предсказал возвещение Субботы во Франции, Британии, России и в странах восточнее Евфрата.

Годом позже в начале 1850 г. Джеймс Уайт выпустил в свет книгу, которая представляла собой сборник гимнов на 48 страницах с названием"Гимны особого народа Божьего, соблюдающего заповеди Божьи и веру в Иисуса". Эта книга также несла весть о печати Божьей, "весть яркую, восходящую от востока":

 

     О Боже! Бог живой!

     Мы ждем запечатленья,

     И здесь, от козни злой

     Нас сохрани до самой смерти.

 

Гимн, названный "История Второго Пришествия", рассказывает о проповеди первой и второй ангельской вести до того момента, когда "третья торжественная весть провозгласит конец всемирных судеб". Другой гимн воспевает ранние видения Елены Уайт. Его написал У. Х. Гайд, который был исцелен по молитвам Елены Уайт в первые месяцы ее пророческого служения:

 

     Мы слышали голос святой стороны,

     От блеска ее наши чувства светлы.

 

В последние годы миссис Уайт часто напевала про себя этот гимн (СЦ1, стр. 70. Артур Л. Уайт. "Вестник остатка", стр. 127).

Да, книги были хороши, но Бог сказал, что Ему необходимо периодическое издание!

В 1848 году Уайт косил сено за 87,5 центов с акра, чтобы заработать деньги для участия в конференции. В июле 1849 года после месяцев безрезультатных попыток собрать средства для журнала он решается вновь взяться за косу.

- Я иду косить,- объявил он как-то жене.

Как только он вышел и скрылся в предрассветном тумане [100] летнего утра, тяжелое чувство охватило Елену и ей стало плохо. Она склонилась в молитве и вскоре силы вернулись к ней. Она была восхищена в видении.

- Какова сущность видения? - спросил потом Джеймс.

- О тебе.

- Что же ты видела? - Господь открыл мне, что Он благословлял тебя прошлым летом, когда ты ходил косить, но если будешь заниматься этим сейчас, ты заболеешь. Твоя работа - писать, писать и писать, и жить верою.

Это возымело силу. Джеймс нашел перо, бумагу и тут же, с Библией и симфонией в руках, начал подготовку статей и редакционных заметок. Просматривая тексты, он иногда находил их малопонятными. Тогда вместе с Еленой он склонял колени и просил Бога открыть их смысл. Так и двигалась работа.

В это время Джеймс и Елена Уайт временно жили в новом доме на ферме Альберта Бельдена неподалеку от Роки Хил, штат Коннектикут. В этом доме, в большой недостроенной комнате на третьем этаже собралась в 1848 году первая конференция. Джеймс и Елена, спустя почти три года супружеской жизни, все еще не имели мебели. А то, что у них было, легко помещалось в дорожный почти метровой длины сундук.

Каждый сэкономленный ими цент шел в дело издательства журнала. Мисс Кларисса Бонфой из соседнего Мидлтауна, девушка весьма жизнерадостная, мать которой уехала, предложила Уайтам забрать ее вещи и перевести их к себе. Они были в восторге. Для перевозки потребовался целый вагон, часть этой мебели была расставлена на третьем этаже. С этого момента в семье Уайт началось ведение домашнего хозяйства.

Жизнеустройство было поистине уникально: мисс Бонфой жила с Уайтами, а те в свою очередь с Бельденами. Единство веры может сплачивать людей теснее, чем кровные связи. Привязанности углублялись, и позднее сестра Елены, Сара, вышла замуж за сына Бельдена, Стивена, став матерью Франка Бельдена, автора многих церковных гимнов и псалмов.

В том же месяце, когда появился первый журнал (июль 1849 года), на свет родился и второй сын семьи Уайт. Его назвали Джеймсом Эдсоном. А журнал назвали "Настоящая истина". Название было заимствовано из 2 Петра 1:12.

В передовице Уайт писал: "Во времена Петра была истина настоящего времени, или истина, относящаяся к данному, конкретному времени. Церковь всегда имела настоящую истину. Истина нашего времени заключается в том, чтобы показать текущие задачи и правильную позицию для нас, ибо мы призваны засвидетельствовать о времени скорби, какого еще никогда не было". Истиной настоящего времени, конечно же, была Суббота. [101]

Когда материалы были подобраны, Джеймс Уайт под палящими лучами июльского солнца отправился в Мидлтаун, вошел в мастерскую местного печатника и заказал ему тысячу копий.

У Джеймса разболелась нога. Легко сказать, отшагать пешком восемь миль туда и восемь обратно!

А в это время печатник, мистер Чарлз Хамлин Пелтон, просмотрев предполагаемое название и заголовки в рукописи Джеймса Уайта, пришел в немалое удивление. "Еженедельная суббота учреждена при творении, а не на Синае,- прочитал он. И это настоящая истина?"

Но работа есть работа. Он пожал плечами и указал на наборную машину. Уайт подписал контракт и по длинному лестничному пролету направился к выходу. А когда Пелтон из крошечных буковок начал набирать текст, разгадка тайны пришла сама собой. "Приближается буря,- читал он.- Войны, голод и болезни надвигаются неотвратимо. Теперь время, единственно благоприятное время обрести себе защиту в истине живого Бога".

Большинство материала, опубликованного в первых трех номерах, несмотря на кажущуюся [102] издателю новизну, оказалось лишь хорошей переработкой старого учения Баптистов Седьмого Дня. Но уже в третьем и четвертом номерах стали появляться характерные для адвентистов положения: Иисус в святилище, весть третьего ангела, Суббота как печать Божья, толкование Исаии 58, 12-14, где соблюдающие в последние дни Субботу названы "восстановителями развалин" закона Божьего. "Настало время,- заявлял Джеймс Уайт,- провозгласить весть о Субботе более полно".

Нога болела все время, пока Уайт обивал пороги печатной мастерской, чтобы самому перечитать специальный выпуск и убедиться, что материалы расположены правильно и отпечатаны удовлетворительно. Когда, наконец, журнал был полностью отпечатан, он позаимствовал у брата Бельдена кабриолет, чтобы привезти пачки домой.

Дома их разложили стопками на полу. Созвали верующих с ближайших ферм. Все преклонили колени и искренно, со слезами просили Бога, чтобы Он благословил эти журналы. Затем их разрезали и раздали всем тем, кто на их взгляд, мог прочесть их. Несколько журналов Джеймс предусмотрительно убрал в свой саквояж. Он отвез их обратно в Мидлтаун, чтобы разослать по почте. Письма с пожеланиями продолжать начатое дело и вклады начали приходить незамедлительно.

Выпустив в Мидлтауне четыре номера, Уайты покинули дом Альберта Бельдена, провели несколько счастливых дней со своим старшим сыном Генри у Хаулендов (Топшам, Мэн); затем, позаимствовав мебель и обстановку у местных братьев, временно остановились в Освего, штат Нью-Йорк. Вместе с ними поселилась и мисс Бонфой, чтобы, пока Елена Уайт с мужем будут путешествовать, ухаживать за маленьким Эдсоном.

Хлопоты с выпуском журнала "Настоящая истина" отняли несколько месяцев. Когда Уайт нашел нового печатника и издал декабрьский номер журнала, он увидел, что интерес к нему почти прошел. Даже Бейтс и тот был против журнала (временно, потом он изменил свои взгляды), возможно, решив, что печатные колонки слишком привяжут издателя к столу.

Одно время поступления были столь ничтожными, что Уайт вынужден был заявить: "Сейчас я совсем лишен всяких средств, кроме того, у меня долги". Елена Уайт, пересказывая свое видение, писала по этому поводу: "Глядя на бедные души, умирающие от духовного голода по настоящей истине, и тех, кто, утверждая, что исповедует истину, позволяет умирать этим несчастным душам; удерживая необходимые для возвещения Слова Божьего средства, я пришла в такое смущение, что умоляла ангела убрать от меня эту картину" ("Наст. истина", апрель 1850 г. стр. 71).

Но вот появились деньги. Апатия сменилась рвением, и вскоре Джеймс Уайт издавал уже два журнала. [103]

К журналу "Настоящая истина" прибавился "Адвент Ревью". А уже в декабре 1850 года, после того, как собратья Уайт переехали в Сентерпорт, Нью-Йорк, а затем в Париж, штат Мэн, появилось первое издание журнала "Обзор Второго пришествия и Субботний Вестник", который объединил в себе два предшествующие журнала. Помимо статей о Субботе и святилище, здесь печатались материалы и на другие библейские темы, а также письма от соблюдающих Субботу, заметки типа "Что? Где? Когда?" и отчеты о деятельности постоянно путешествующих служителей.

Стоимость подписки (вначале она была бесплатной) для тех, кто мог платить, была установлена в размере 1 доллара в год, для тех же, кто платить не мог, подписка оставалась бесплатной. Подписалась почти каждая адвентистская семья и большинство оплатило подписку. Это издание узами любви соединило всех вместе и направило вперед к единой цели.

Сегодня старый добрый "Ревью", усовершенствованный и расширенный по-прежнему способствует единению Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Он ведет ее к будущему, хотя и не забывает прошлого. В последние годы, в связи с большим ростом членов за пределами Северной Америки, пришлось разработать специальные издания, ориентированные на читателей таких регионов, как Европа и Южная Америка.

Начав новое издание, собратья Уайт по-прежнему продолжали много путешествовать, тяжело трудиться и... мало получать. Такая великая весть и так мало работников! В 1851 году изнурительная работа и одиночество подорвали дух Джеймса. Он решил отнести издателю заметку, чтобы тот поместил ее в следующем номере "Ревью". Заметка была о том, что этот номер будет последним. Но Елене, как только он покинул дом, вновь стало плохо. Джеймсу пришлось вернуться, чтобы быть рядом с женой. Они помолились, вера их ожила и журнал был спасен.

Временно живя в Саратога Спрингс, Джеймс Уайт решил, что им нужно перестать пользоваться для издания журнала коммерческими мастерскими, и приобрести свою типографию. Ведь это никуда не годится, думал он, что периодика, посвященная провозглашению Субботы, должна печататься в Субботу. Он чувствовал, что верующие будут выполнять работу с большей аккуратностью, нежели неверующие. Кроме всего прочего, он надеялся сэкономить для дела хоть немного денег.

Чтобы купить необходимое оборудование, нужно было вначале найти деньги. Обратились с призывом к единоверцам, появились фонды, и вот Джеймс Уайт приобретает Вашингтонский ручной типографский станок, очень похожий на станок, которым еще в 15 веке пользовался Гуттенберг! [104]

Тем временем, собратья Уайт вместе с "Ревью" переехали в Рочестер. За 175 долларов в год был снят старый заброшенный дом. Он был достаточно велик, чтобы разместить в нем станок, стол наборщика, склад бумаги, их семью и около двенадцати посвященных добровольцев. Они почти ничего не получали, кроме крова и пищи, зачастую состоявшей только из каши и бобов.

Среди тех, кто в те дни составлял штат работников, были Анна Смит и, чуть позднее, ее брат Урия. Анна работала, если это было необходимо, и редактором, и корректором сигнальных экземпляров, а иногда даже, когда Джеймс Уайт отсутствовал, и главным редактором. Это была поэтически одаренная женщина. Десять ее гимнов вошли в сборник "Церковных Песнопений". "Я видела его утомленного, опечаленного и изнуренного" - это только одно из наиболее известных ее стихотворений, которые украшали титульную страницу "Ревью". Многие из них в лирических строках передавали характер адвентистского движения. Вот, например:

 

     Мы идем, мы идем, пока еще одинокая группа странников,

     К яркому миру славы - к светлой счастливой стране.

 

Ее безвременная смерть от чахотки в возрасте двадцати семи лет глубоко опечалила всех.

Урия Смит тоже был поэтом, чувствующим и понимающим классическую поэзию, что было очень ценным для "Адвент Ревью":

 

     Вот пробил час,

     И с ним, подобно буре, взвилось

     Несметное: "Жених идет!"

     Встречайте, Он вас ждет;

     Смотрите - совершилось!"

 

Урии было двадцать, когда, оставив свои планы получить образование в Гарвардском университете, он перешел под кров большого дома в Рочестере. В 1855 году в возрасте двадцати трех лет он стал редактором. Около пятидесяти лет, с небольшими перерывами, он проработал в "Ревью", главным образом, как редактор, но также и как корректор сигнальных листов, директор и даже бухгалтер.

Смит так же искусно управлялся со станками, как и пером. Долгое время он был единственным гравером в типографии, способным вырезать иллюстрации на дереве. Он сам делал рабочие столы, два из которых сохранились и до наших дней. Он имел патент на искусственный протез (Урия потерял ногу в возрасте 10 лет). Изобретенный им протез позволял ему во время молитвы склонить колени. Позднее он получил патент на усовершенствованную им школьную парту.

Многие годы Урия Смит был секретарем Генеральной Конференции. С девяти до [105] двенадцати ночи он еще находил время для того, чтобы писать книги. Наиболее известная его книга - "Мысли Даниила и Откровение" - десятилетия после его смерти оставалась общепринятым среди адвентистов толкованием этих двух великих пророческих книг. Обаятельный, вежливый и посвященный Урия Смит был одним из наиболее известных адвентистских лидеров своего времени. Он умер от тяжелого удара по пути на работу в пятницу, в марте 1903 года, в возрасте семидесяти одного года.

Однако вернемся к ранним дням! В 1855 году верующие штата Мичиган пригласили собратьев Уайт переехать из Рочестера в Батл-Крик, где обещали построить для них небольшую фабрику. Предложение было с радостью принято, и вскоре в Батл-Крике было возведено небольшое двухэтажное деревянное здание.

В последующие десятилетия паровое оборудование совершенно вытеснило маленький ручной станок. Все новые и новые здания вставали на месте крошечного деревянного домика, пока "Паровая типография Адвентистов Седьмого Дня" в Батл-Крике не стала крупнейшим в штате Мичиган печатным объединением, снабженным самым лучшим типографским оборудованием.

Но адвентисты никогда не забывали, что их главным центром был дом в Рочестере, в котором помещался типографский станок, и что их первым учреждением было издательство. Ведь для того, чтобы зарегистрировать это здание как легальную издательскую ассоциацию, и собрались в 1860 году руководители церкви. И все время, пока офис Генеральной Конференции находился в Батл-Крике (с 1863 по 1903 годы), они занимали комнаты в зданиях издательства "Ревью энд Геральд".

Все это символично. Церковь Адвентистов Седьмого Дня начала существовать, потому что появилась необходимость в провозглашении особой вести последнего времени. Миссия этой церкви заключена в том, чтобы жить этой вестью и позволить узнать о ней другим людям через книги, журналы и другие источники. [106]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: