Успенский монастырь в Свияжске

Основание Никольского монастыря. В первой половине 1580-х годов на высокой горе в семи верстах от Тетюш был построен мужской монастырь с длинным названием – «Во имя Святителя и Чудотворца Николы и Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». Основателями монастыря являлись «черный священник Иона и старец Нил с братией». В 1588 году монастырю были пожалованы земли на территории края.

Владения Никольского монастыря. Монастырю принадлежали земли, расположенные на правом берегу Волги в районе Нижних Тетюш. Владения Никольского монастыря, видимо, распространялись и на ближние острова, которые были богаты и ягодами, и грибами, и орехами, там водились дикие утки. С островов удобно было заниматься рыбной ловлей.

Давно уже нет тех островов, но берега Волги по-прежнему богаты и ягодами, и грибами, и орехами.

Судя по документам, Никольский монастырь в начале XVII века владел обширными угодьями, хозяйство было крепким. Монахи занимались рыбной ловлей, сбором плодов, ягод, грибов. Развели яблоневый сад, огороды. Занимались земледелием. Ходили по «бортным ухожениям», собирали дикий мед. Чудотворцы Зосима и Савватий, кстати, покровительствовали тем, кто занимался пчеловодством. Казалось, благополучной и мирной жизни ничто не может помешать.

Какие опасности поджидали путешествовавших по Волге?

Гибель Никольского монастыря. Существует два предположения о разорении Никольского монастыря. Первое – монастырь был разорен в начале XVII века, в период Смутного времени. Второе – монастырь был разорен разинцами осенью 1670 года.

Монастырь имел, казалось, надежные, укрепления: крутой берег Волги, с напольной стороны насыпан вал – он, видимо, сохранился ещё с булгарских времен, крепкие дубовые стены. Не так просто было подойти к монастырю.

Однако монастырь имел и уязвимые места, что, видимо, и сказалось на его печальной судьбе. Он располагался на высокой горе, хорошо просматривался со всех сторон от Волги. В некоторых местах берег был пологий, сильные ветра, резкий поворот реки разрушали берега и они осыпались.

Так что, если с напольной стороны опасность была маловероятна (к тому же там шли густые, труднопроходимые леса, в которых, судя по рассказам старожилов, водились тогда даже медведи), то со стороны Волги монастырь оказался беззащитным. Вероятно, монахи недооценили этой опасности, надеясь на неприступность крутых волжских берегов. Именно с Волги и пришла угроза монастырю.

 

Казанский Богородицкий монастырь XVI в.

Это любопытно.

Почему монастырь назван в честь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев? Обычно была связь между названием и основателями монастыря. Возможно из Соловецкого монастыря был священник Иона или старец Нил? Можно предположить, что с собой они принесли икону святого Николая чудотворца, именем которого и назван монастырь. Образ святого Николая Чудотворца был почитаем в Соловецком монастыре, и сейчас его икона висит над Никольскими воротами.

Чудотворцы Зосима и Савватий «ища особого подвижнического уединения, пришли на Соловецкий остров в Белом море. Основали славную Соловецкую обитель. Преподобным Зосиме и Савватию молятся о помощи и наставлении в иноческом делании».

Древнейшие признаки присутствия человека на Соловках относятся к III тысячелетию до н.э. – это рукотворные каменные спирали, прозванные «вавилонами». По древним преданиям, они охраняют вход в Царство мертвых: так называли архипелаг древние жители Севера – саамы, хоронившие там своих умерших.

Первые русские колонисты поселились на архипелаге в XII – XIII веках. Возникновение иноческой традиции связывают с именами двух старцев – Савватия и Зосимы. Преподобный Савватий был первым иноком, в начале XV века поселившемся на острове, а Зосима признается основателем и благоустроителем Соловецкой обители.

Закладку каменного кремля датируют серединой XVI века, связывая ее с именем игумена Филиппа, который управлял монастырем восемнадцать лет и заложил основы его будущего величия. Приграничное положение и опасность военного вторжения из-за рубежей заставили Филиппа строить фактически крепость.

На протяжении трех столетий, с середины XVI до конца XIX века, Соловецкий монастырь был государственной тюрьмой, в которую за преступления против веры и государства ссылались многочисленные узники. Среди заключенных Соловецкой тюрьмы были известные государственные и религиозные деятели: Игумен Троицкой лавры Артемий, царевич Касимовского царства Симеон Бекбулатович. В тридцатые годы ХХ века здесь находился в ссылке известный ученый историк Д.М.Лихачев.

Настоятели монастыря могли быть выходцами из монастырских училищ. В «Истории старой Казанской духовной академии, 1797 – 1818» говорится о том, что священник Гурий ещё в 1557 году при двух Казанских монастырях завел училища.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: