Понятие «речевая агрессия»

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил Р.А-инструент,который формирует агрессивную соц.среду.Лидер(нападающий)осознанно взвинчивает инстинкт,враг(или его образ мб условно-конкретными)Речевая арессия начинается из:семьи,учрежд.образования и торговли. РА-небратское отношение друг к другу; факт, которые создает агрессивный подход к действительности; инструмент, который формирует агрессивную социальную среду. Лидер(нападающий)осознанно взвинчивает инстинкт,враг(или его образ мб условно-конкретными)Речевая арессия начинается из:семьи,учрежд.образования и торговли.Харищмат.лидер-лидер,обладающий харизм.

Речевая (вербальная) агрессия – словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Такая агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.
С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.).
Условиями проявления речевой агрессии в данном высказывании или конкретной речевой ситуации являются, прежде всего, следующие:
– отрицательное коммуникативное намерение говорящего (например, унизить адресата, выразить негативные чувства и эмоции и т. п.);
– несоответствие высказывания характеру общения и «образу адресата» (например, фамильярное обращение в официальной обстановке; обращение только к одному собеседнику при групповом общении; обидные намеки в адрес собеседника и т. п.);
– отрицательные эмоциональные реакции адресата на данное высказывание (обида, гнев, раздражение и т. п.) и отражающие их ответные реплики


19. Значение речевого этикета в коммуникативной культуре.

Этикет-свод правили принципов общения принятых в определенном обществе,группе и т.д.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.
Речевой этикет включает: - устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности;
- способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем.

Речевой этикет представляет не только систему выражений – устойчивых этикетных формул, но и специфику привычек и обычаев народа. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педа-гогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журна-листам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Существуют три вида обращения:

1. официальное (гражданин, господин);

2. дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);

3. фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей или обусловленное неформальными отношениями.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил рече-вого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать се-бя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со сто-роны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лин-гвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, офиса производит на клиентов, соуч-редителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

20. Логические приемы ораторского мастерства.
Ораторская речь – это выступление, в котором проявляются умение автора правильно и красочно владеть языком, его способность донести информацию и заинтересовать аудиторию.индукция – от частного к общему, дедукция-от общего к частному,логическая аргументация,логическое построение речи.
Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:. Тезис - это исходное положение, Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Доказательсто по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в 3вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям)и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно. При индуктивном характере доказательстве оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать: - наиболее существенные факты, отдельные, чаще всегозаранее отобранные примеры; Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья вгазете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п., При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное оказательство требует, чтобы исходное теоритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны,либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей.При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.

Чтобы быть услышанным и понятым (одним слушающим, группой, многочисленной аудиторией), необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий: 1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать на вопросы, излагать факты или собственное мнение, описывать, убеждать, доказывать, анализировать, оценивать и т.д.; 2) продумать способ изложения информации, соответствующий цели и предметному содержанию разговора; 3) предварительно выяснить степень владения предметом содержания речи собеседниками; если в речи предполагается использовать их стиль, лексикон, терминологию, следует продумать свои высказывания в этом аспекте; 4) выполнить несколько тренировочных упражнений на применение в речи лексических и грамматических конструкций, соответствующих изложению, описанию, характеристике, рассуждению и т.д. Например, акцентируя внимание на подведении итогов обсуждения, можно использовать конструкции типа  «и так», «таким образом», «как мы договорились», «подведем итоги» и т.д.; 5) продумать вопросы к слушателю или аудитории, которые позволяют возвращать внимание к говорящему. Самые простые из этих вопросов: «неправда ли?», «вы согласны со мной?», «я понятно объясняю?», «у вас есть возражения?» и т.д.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: