Русская философия XIX–ХХ вв

В середине XIX в. Россия находилась в самом начале демократических преобразований.

Русскую философию отличает круг исследуемых проблем. Основными предметами русской философии были:

- проблема человека;

- космизм;

- проблема морали и нравственности;

- проблема выбора исторического пути развития;

- проблема власти;

- проблема социальной справедливости;

- проблема будущего.

Проблемами истории занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов». Студент может подробнее ознакомиться со взглядами Герцена, Белинского, Хомякова, Кириевского в разделе 4. Социальная жизнь.

Л.Н. Толстой (1828–1910) – самобытный русский мыслитель. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.

В религии Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи в этим роль церкви в общественной жизни. Этику связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием. Толстой пришел к идее отрицания государства.

Сущность познания – в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана ответить на вопрос: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему миру?

Народ, по Толстому, – носитель истинной веры и нравственности. На мировоззрение Толстого оказали влияние
Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр.

Ф.М. Достоевский (1821–1881) – великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием национальной нравственной философии.

Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, отрицал революционные методы общественной борьбы и разрабатывал тему об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства. Развивал идею, что в конце концов жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи.

В.С. Соловьев (1853–1900) – выдающийся мыслитель, теолог России. Его религиозная философия заключала в себе элементы неприятия официальной православной церкви, тесно связанной с самодержавным государством. Поэтому Соловьеву было запрещено публиковать в России свои произведения по религиозно-церковным проблемам.

Главное философское произведение «Чтение о Богочеловечестве». Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл. Вопрос о смысле – это вопрос о присутствии в мире абсолютного начала. Все материальное одухотворено божественным началом. Стержневым принципом философии является идея всеединства. Сущность мира – всеединство, абсолютная истина. Сущность человечества – не злоба, не вражда, а солидарность.


Философия ХХ в.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись
А.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» – Павел Флоренский.

Н.А. Бердяев (1874–1948) философ и публицист, член религиозно-философского общества. Его философия носит многоаспектный характер, однако преобладает экзистенциальная и религиозная направленность. Высшей ценностью в окружающем мире, по его мнению, является свобода; свобода, «собранность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; ключевую роль в жизни играет религия; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить собой Бога. Бердяев высказал важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным были все же этические искания. Главные произведения – «Смысл истории», «Новое Средневековье».

П.А. Флоренский (1882 – 1937) религиозный философ, ученый-энциклопедист. Его философия – это учение о любви ко всем людям. По мнению Флоренского, подлинная любовь выродилась именно с началом гуманизма (в период Возрождения), как учения, видевшего центр мира в человеке, а не в Боге. Государство должно опираться не на совокупную волю людей, а на божественный авторитет как силу потустороннюю. В государстве необходима строгая иерархия, авторитарность.

Флоренский блестяще знал западную философию, но он искал опору в православном сознании. Главное философское произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913). После Октября 1917 г. Флоренский придерживался принципа лояльности по отношению к советской власти. В 1933 г. Флоренский был арестован и расстрелян в 1937 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: