Идеалистическая диалектика Гегеля

Вершина немецкой классической философии – диалектика Г.Гегеля (1770–1831). «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», – писал Ф. Энгельс. Свою философию Гегель назвал «абсолютном идеализмом», цель которого – охватить единым понятием весь природный и духовный мир. Исходное понятие – абсолютная идея (мышление, разум). По Гегелю, мышление – это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, независимая от человека, первоисточник всего существующего. Мышление находится в самом мире, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

В процессе своего саморазвития «абсолютная идея» проходит три этапа.

Первый этап – логический, идея пребывает в «доприродном» бытии. Логику Гегель делит на три части: учение о бытии, сущности и понятии. Бытие включает в себя:

1) качество (определенность);

2) количество (величина);

3) мера (синтез качественной и количественной определенности).

А теперь более подробно остановимся на этих трех важных философских категориях.

Качество – это не изменяющееся определенность существующей вещи (совокупность свойств); связано с самим фактом существования вещи.

Количество – изменяющаяся определенность существующей вещи. Выражается в числах и величинах. В экономике количественные показатели – вал, качественные – конкурентоспособность продукции на рынке.

Мера – единство качества и количества, когда определенное качество необходимо связано с определенным количеством.

Главное в гегелевском учении о сущности – положение о противоречии как внутреннем источнике движения и развития.

Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному. Понятие, суждение и умозаключение представляют собой единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам. По Гегелю, вещи вторичны и представляют собой отражение понятий.

Второй этап развития идеи – в «Философии природы» Гегель утверждает, что природа развивается лишь в пространстве, во времени она к развитию неспособна. Основой всей действительности в природе и обществе философ считал мыслящий, но безличный мировой дух, по отношению к которому материальная природа вторична и от него производна. Главные формы природного бытия – механика, физика, органика. Материя и движение неотделимы друг от друга. Переход от неживого к живому – завершение природного процесса.

Третий этап саморазвития идеи – философия духа. На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу и развитие происходит в области человеческого мышления. Филосо­фия духа – это и субъективный дух (сознание человека), и объективный дух, понятие, охватывающее нравственные и правовые отношения. К последним Гегель относит семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. И здесь философ идет не от экономических отношений к государству, а наоборот.

Над объективным духом возвышается абсолютный дух, т.е. искусство, религия, философия, а точнее, философия самого Гегеля.

Этапы развития абсолютной идеи

1-й этап

 

Логика (самораскрытие абсолютной идеи)

 

 

 

 
 

 

           

Учение о бытии

 

Учение о сущности

 

Учение о понятии

                 

2-й этап

 

Философия природы (абсолютная идея в природе)

 

 

 

 
 

 

           

Механика

 

Физика

 

Органика

                 

3-й этап

 

Философия духа (абсолютная идея духа)

 

 

 

 
 

 

           

Субъективный дух

 

Объективный дух

 

Абсолютный дух

                 

События всемирной истории – это диалектика отдельных «народных духов», но подавляющее число народов Гегель оставляет за пределами прогресса. Эти народы неисторические, т.е. народы Востока и славяне. Они не имеют будущего, они застыли в своем развитии. Начало истории на Востоке, финиш – на Западе. Развитие человеческого общества остановилось перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Прусская монархия – высший этап развития человеческого общества.

Осуждая расизм в мировоззрении Гегеля, вместе с тем мы должны отметить, что Гегель явился создателем философии как теории подобно тому, как Ньютон стал творцом теоретической физики.

Особенность материализма Фейербаха

Л.Фейербах (1804–1872) – создатель одного из вариантов антропо­логического материализма. Выступив с критикой Гегеля в книге «К прак­тике гегелевской философии» (1839), он показал, что учение Гегеля о первичности идеи и ее превращение в природу – есть не что иное, как христианская догма о сотворении мира Богом. Но отказавшись от идеализма Гегеля, он недооценил гегелевскую диалектику. Не сумев обобщить великие открытия в естествознании, Фейербах не смог диалектически подойти к природе.

Идеальное для философа – это природа и человек как венец ее. В центре мира – чувствующий человек как единство души и тела. Духовное начало не должно быть отделено от телесного. Дух и тело – две стороны реальности организма. Человека философ рассматривает как биологиче­ское существо. У Гегеля человек – исторически духовное существо, у Маркса – историческое и социальное, а сама сущность человека – совокупность всех общественных отношений.

Основной принцип морали Фейербаха – всеобщая любовь людей друг к другу, свойственное им от природы стремление к счастью. Религия, по его мнению, это не только объектирование человеком своих собственных сил в придании им потустороннего характера, но и благоговейное отношение к человеку. Любовь к Богу – это любовь к людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: