Вершина немецкой классической философии – диалектика Г.Гегеля (1770–1831). «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», – писал Ф. Энгельс. Свою философию Гегель назвал «абсолютном идеализмом», цель которого – охватить единым понятием весь природный и духовный мир. Исходное понятие – абсолютная идея (мышление, разум). По Гегелю, мышление – это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, независимая от человека, первоисточник всего существующего. Мышление находится в самом мире, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
В процессе своего саморазвития «абсолютная идея» проходит три этапа.
Первый этап – логический, идея пребывает в «доприродном» бытии. Логику Гегель делит на три части: учение о бытии, сущности и понятии. Бытие включает в себя:
|
|
1) качество (определенность);
2) количество (величина);
3) мера (синтез качественной и количественной определенности).
А теперь более подробно остановимся на этих трех важных философских категориях.
Качество – это не изменяющееся определенность существующей вещи (совокупность свойств); связано с самим фактом существования вещи.
Количество – изменяющаяся определенность существующей вещи. Выражается в числах и величинах. В экономике количественные показатели – вал, качественные – конкурентоспособность продукции на рынке.
Мера – единство качества и количества, когда определенное качество необходимо связано с определенным количеством.
Главное в гегелевском учении о сущности – положение о противоречии как внутреннем источнике движения и развития.
Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному. Понятие, суждение и умозаключение представляют собой единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам. По Гегелю, вещи вторичны и представляют собой отражение понятий.
Второй этап развития идеи – в «Философии природы» Гегель утверждает, что природа развивается лишь в пространстве, во времени она к развитию неспособна. Основой всей действительности в природе и обществе философ считал мыслящий, но безличный мировой дух, по отношению к которому материальная природа вторична и от него производна. Главные формы природного бытия – механика, физика, органика. Материя и движение неотделимы друг от друга. Переход от неживого к живому – завершение природного процесса.
|
|
Третий этап саморазвития идеи – философия духа. На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу и развитие происходит в области человеческого мышления. Философия духа – это и субъективный дух (сознание человека), и объективный дух, понятие, охватывающее нравственные и правовые отношения. К последним Гегель относит семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. И здесь философ идет не от экономических отношений к государству, а наоборот.
Над объективным духом возвышается абсолютный дух, т.е. искусство, религия, философия, а точнее, философия самого Гегеля.
Этапы развития абсолютной идеи
1-й этап
Логика (самораскрытие абсолютной идеи) | ||||||||
|
| |||||||
| ||||||||
Учение о бытии |
| Учение о сущности | Учение о понятии | |||||
2-й этап
Философия природы (абсолютная идея в природе) | ||||||||
|
| |||||||
| ||||||||
Механика |
| Физика | Органика | |||||
3-й этап
Философия духа (абсолютная идея духа) | ||||||||
|
| |||||||
| ||||||||
Субъективный дух |
| Объективный дух | Абсолютный дух | |||||
События всемирной истории – это диалектика отдельных «народных духов», но подавляющее число народов Гегель оставляет за пределами прогресса. Эти народы неисторические, т.е. народы Востока и славяне. Они не имеют будущего, они застыли в своем развитии. Начало истории на Востоке, финиш – на Западе. Развитие человеческого общества остановилось перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Прусская монархия – высший этап развития человеческого общества.
Осуждая расизм в мировоззрении Гегеля, вместе с тем мы должны отметить, что Гегель явился создателем философии как теории подобно тому, как Ньютон стал творцом теоретической физики.
Особенность материализма Фейербаха
Л.Фейербах (1804–1872) – создатель одного из вариантов антропологического материализма. Выступив с критикой Гегеля в книге «К практике гегелевской философии» (1839), он показал, что учение Гегеля о первичности идеи и ее превращение в природу – есть не что иное, как христианская догма о сотворении мира Богом. Но отказавшись от идеализма Гегеля, он недооценил гегелевскую диалектику. Не сумев обобщить великие открытия в естествознании, Фейербах не смог диалектически подойти к природе.
Идеальное для философа – это природа и человек как венец ее. В центре мира – чувствующий человек как единство души и тела. Духовное начало не должно быть отделено от телесного. Дух и тело – две стороны реальности организма. Человека философ рассматривает как биологическое существо. У Гегеля человек – исторически духовное существо, у Маркса – историческое и социальное, а сама сущность человека – совокупность всех общественных отношений.
Основной принцип морали Фейербаха – всеобщая любовь людей друг к другу, свойственное им от природы стремление к счастью. Религия, по его мнению, это не только объектирование человеком своих собственных сил в придании им потустороннего характера, но и благоговейное отношение к человеку. Любовь к Богу – это любовь к людям.