Анализируя проблему сознания, имеет смысл рассмотреть ее историю. Проблема сознания всегда интересовала философов.
Все многообразие решения проблемы сознания в истории философии тяготит к двум основным направлениям – к материалистическому и идеалистическому ее пониманию.
Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума или как нечто, возникающее в тайниках человеческой души.
Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи.
В ранних философских воззрениях душа понималась как бессмертное существо, заключенное «под стражу в темницу» тела.
Возникло учение о переселении и перевоплощении душ.
Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени.
Согласно атомистическим воззрениям Демокрита, душа состоит из мелких и крупных атомов.
Для Платона душа – вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела.
В Средневековье сознание было связано с пониманием Бога. Разум человека – «искорка» Божья, направленная на познание Всевышнего, хотя человеческий разум обладает и некоторой степенью активности – самоанализом и самопознанием.
Для философии Нового времени характерен индивидуалистический подход к человеку и его сознанию. Декарт признает существование двух субстанций: материи и души. Дуализм Декарта лег в основу механистического материализма. Декарт отождествляет сознание с мышлением.
Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающее мышление. Он отождествляет бытие и мышление, для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи.
Философы, стоящие на позициях диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением – свойством отражения.
Можно выделить три стороны сознания:
- предметное сознание – сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий;
- самосознание – сознание, направленное на самого себя;
- сознание как поток непосредственных переживаний.
Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии и самосознании всегда называются духом, третья сторона называется душой.
В предметном сознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира. Здесь человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной.
Душа – нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. В глубине человеческого сознания, как невидимая река, течет поток душевных переживаний, который постоянно меняется, расширяется. Еще одна сторона или слой жизни сознания – бессознательное – огромный пласт психики.
Теорию бессознательного разработал Фрейд в начале ХХ в.






