Философские взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса

К анализу марксистской философии, ее основных положений надо подходить объективно и взвешенно, не впадая в крайности, отмечая положительные и отрицательные стороны диалектического материализма Маркса и Энгельса.

Надо помнить, что марксизм в отличие от частных наук изучает законы, которым подчиняются все области действительности. Неживая и живая природа, явления общественной жизни и сознания развиваются на основе трех законов диалектики:

- закона единства и борьбы противоположностей;

- закона перехода количественных изменений в качественные;

- закона отрицания отрицания.

Предмет диалектического материализма составляет закономерность процесса сознания, которое является отражением законов объективного мира. На стадии выработки научных знаний Маркс исходит от чувственно-конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному – как у Гегеля. Но после этого наблюдается расхождение с Гегелем.

Идеальное для Маркса – это материальное, переосмысленное и преобразованное человеком. Идеальное в науке – понятие в форме мысли. Маркс утверждает, что практика – критерий истины (у Гегеля противоречия – критерий истины). Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

Энгельс раскрывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира и рассматривает знания как отражение внешнего мира в сознании человека. Сознание и мышление – это продукты человеческого мозга, сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Практическая деятельность человека играет определяющую роль в установлении диалектического единства мышления и бытия.

Маркс считал внутренний мир вторичным по отношению к внешнему и главной задачей для него было создание науки об обществе. До него философы видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Маркс выделил социальный мир, и в этом его главная заслуга. На примере товара он рассмотрел существо дела. Товар имеет потребительскую и меновую стоимость, но в природе меновой стоимости не существует. Характерное для капитализма отчуждение труда (присвоение прибавочной стоимости, создаваемой трудом рабочих, капиталистами) порождено частной собственностью. Для обеспечения справедливого распределения по труду необходимо заменить частную собственность общественной, что возможно путем социальной революции.

Исторический материализм Маркса

Главное положение исторического материализма – общественное бытие определяет общественное сознание. Первично – экономические отношения, вторично – духовная жизнь.

Материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов, которые являются одним из основных показателей единства человеческой истории, а не общей схемой, по которой развиваются отдельные культуры и цивилизации.

Материалистическое понимание истории заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Духовная жизнь обладает относительной самостоятельностью, имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их.

Участвуя в производстве, человек совершенствуется сам, создает материальные блага, производит орудия труда. Следовательно, человек – главное действующее лицо, воплощающее цель и смысл исторического процесса.

В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответственно определяют ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, которому соответствуют определенные формы сознания.

На известной ступени развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Происходит конфликт.

Итак, в центре внимания марксизма – проблемы социальной жизни, структуры общества, философия посвящена человеку труда. Маркс дал глубокий анализ капитализма, вскрыл его изъяны; разработал проблему практики как критерий истины – это и есть, пожалуй, главные достоинства диалектико-материалистического способа мышления. Однако не надо забывать, что при доминирующей роли социального личность как бы и не существовала, индивидуальность сводилась на нет. Нельзя также не отметить агрессивный характер марксизма, призывающего к насильственной революции при переходе к новой общественно-экономической формации.

Иррационализм

Конец XIX и ХХ в. – эпоха неоклассической философии. На становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии, искусства и техники ХХ в. В философских направлениях преобладал идеализм, который проявляет сугубо иррационалистическую тенденцию.

Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.

А. Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и ведущее
начало – воля. Она не зависит ни от каких установлений, она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает. Пока она существует, говорил Шопенгауэр, сохраняется Вселенная. Основной труд философа «Мир как воля и представление». Воля первична, сознание вторично. Сознание – только обнаружение воли.

Следует обратить внимание на то, что, отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог. Основные работы «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Сумерки идолов». Основоположник «философии жизни».

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти».
Ф. Ницше выступил с философской программой «переоценки ценностей». Он отвергает принципы демократии и исторического прогресса, отвергает идеи равенства и справедливости. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль: послушание, терпение, совестливость размягчают волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше.

Ф. Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». Он выводит образ «сверхчеловека», стоящего вне моральных норм. Образ «сверхчеловека» – это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

Ницшеанская философия жизни не принимала и отвергала идею, отрицающую жизнь земную и прославляющую жизнь загробную. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба. Социализм и христианство во многом сходны. В главном – в приверженности к застывшим нравственным принципам, догмам. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в различных философских течениях: позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: