Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Студенту немаловажно знать, что задолго до английского ученого А. Тойнби (1889–1975) свыше 135 лет назад выдающийся русский мыслитель, последователь славянофилов. Н. Данилевский разработал теорию «культурно-исторических типов», которая предшествовала цивилизационному подходу, разработанному Тойнби, фактически повторившего основные положения русского философа XIX в.

Исторический процесс А. Тойнби рассматривал не как единый процесс развития человечества в целом, а применительно к определенным культурно-историческим типам (цивилизациям).

Каждая отдельная цивилизация не переходит в другую, а проходит собственный путь развития. Его этапы: генезис, рост, надлом, разложение. Сравните с Данилевским: «Нет и не может быть общечеловеческой цивилизации. Основы цивилизации одного типа не передаются другим типам».

Тойнби выделил пять основных цивилизаций: индийскую, китайскую, мусульманскую, западную и русскую. Он разработал концепция «Вызов - ответ», позволяющую понять причины устойчивости одних цивилизаций и гибели – других.

Отечественная философия истории

Н.А. Бердяев об исторической, самобытности России. Русский народ является, по Бердяеву, поляризованным народом. Противоречивость и сложность русской души обусловлена тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад.

Есть соответствие между необъятностью, бесконечностью русской земли и русской души. Русский народ, считал Бердяев, не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был народом откровений и вдохновений.

Для русской истории, по мысли Бердяева, характерна прерывистость. В истории России есть пять периодов, которые дают пять разных образов. Россия Киевская, Россия времен татарского ига, Россия Московская, Россия Петровская и Россия Советская.

Характерным свойством русской истории было то, что в ней долгое время силы русского народа уходили на то, чтобы сохранить огромную территорию.

Особым социальным образованием была интеллигенция. Но она была поставлена в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, ее никогда не пускали во власть, с другой стороны, ее никогда не понимал народ. Интеллигенция была раздавлена этими двумя силами. Бердяев закончил свое размышление над русской историей словами А. Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Трагедией русского народа было то, что власть никогда не была верна этим словам.

Чаадаев о судьбе России

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В первом из своих «Философических писем» он подверг пересмотру всю русскую историю.

Все страны двинулись вперед, только Россия еще спит. Мы не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума. Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины. Во всем, считал Чаадаев, виновата православная религия, которая никогда не организовывала народ, не вдохновляла его на великие свершения.

А.С. Пушкин 19 октября 1836 г. писал, что далеко не во всем согласен с Чаадаевым. Спор Чаадаева и Пушкина – это извечный спор русских интеллигентов о судьбе России.

Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились. Однако свою позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему… Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее – только ее не обманывать».

Западники и славянофилы о русской истории

Спор славянофилов и западников был спором о самом главном – о судьбе России. Реформы Петра как бы разрезали историю страны на две части. Западники целиком приняли реформу и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы считали, что реформы Петра и европеизация были изменой России.

Славянофилы не поняли неизбежности реформ для миссии России в мире. Западники не поняли своеобразие России, не видели ее особенностей.

Представителями славянофильства были А.С. Хомяков (1804–1860) и И.В. Киреевский (1806–1856).

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811–1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889),
М.И. Герцен (1812–1870).

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 144-163

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М.Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 264-328

3. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2013. – С. 214–251

4. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 128-132

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие современные концепции исторического развития вам известны?

2. В чем заключается смысл формационного подхода к истории К. Маркса?

3. Что представляет собой теория «стадий экономического роста» У. Ростоу?

4. В чем сущность концепции А. Тойнби?

5. Как вы понимаете концепцию циклического развития?

6. В чем заключается спор западников и славянофилов?

7. Дайте оценку идеям П. Я. Чаадаева.

 


Тема 4.2. Философия и культура

    Философия о происхождения культуры. Две традиции в анализе культуры. Человек в мире культуры. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления.

 




double arrow
Сейчас читают про: