Методические указания

         Термин «культура» возник в Древнем Риме первоначально он означал «возделывание почвы». В современном же смысле оно стало употребляться только в XVIII в. Известный российский философ и культуролог насчитал в отечественной литературе уже более 400 определений, а в мировой и число уже перевалило за тысячу. Таким образом, культура представляет собой столь сложное, многогранное явление, что каждое из определений действительно фиксирует ее отдельную черту или свойство.

          В целом. В объяснении и определении культуры просматривается несколько основных подходов и идей.

        Во-первых, это идея об отличии «натуры» (дикой природы) от «культуры» (облагороженной природы или человеческого общества). Указывается на активное творческое начало человечества. Его созидательную деятельность.

         Во-вторых, это идея о культуре как совокупности порожденных обществом ценностей.

         В третьих, культура воспринимается как синтез лучших творческих достижений человечества, а так же мера человеческого в человеке, мера его разумности и одухотворенности.

          В самом общем виде выделяют две главные формы культуры: духовную и материальную. Это разделение достаточно условно, поскольку явления духовной культуры, как правило существуют в определенных формах материальной культуры.

        Формы духовной культуры – духовные учения, мораль, мифология, религия, философия, наука, право, образование, искусство.

        Формы материальной культуры – книги. Предметы культа и искусства, архитектура. Приборы, машины, механизмы и.т.д.

       По отношению к человеку и обществу выделяют два вида культуры – культуру личности и социальную культуру. Он и охватывают многие аспекты культуры и представляют культуру: нравственную, религиозную, научно-философскую, политическую, правовую, эстетическую, бытовую и.т.д.

       Среди функций культуры можно выделить следующие:

-отражение объективной действительности;

-организация и регулирование жизни людей;

-социализация новых поколений и передача накопленного исторического опыта

-совершенствование человека и общества.

       В обществе массового потребления, которое окончательно сформировалось в ХХ в. значительно место занимает массовая культура, в результате распространения которой неизбежно происходит снижение культурных стандартов.

      В обществе возникла контркультура. Контркультура – это субкультура, находящаяся в конфликте с ценностями, которые господствуют в обществе. Примером контркультуры может служить молодежное движение 60-70-х гг. прошлого века, вошедшее в историю как поколение хиппи, битников, революционного студенчества.

 

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 164-175

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 437-458

3. Губин В.Д. Основы философии. – М.: Форум-Инфра, 2013. –
С. 191–203.

4. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 139-145.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что означает понятие культура?
  2. Почему существует множество определений и пониманий культуры?
  3. Что такое материальная и духовная культура?
  4. Каковы формы культуры?
  5. Чем отличается элитарная культура от массовой культуры?
  6. Что означает контркультура и какие вам известны контркультурные движения?

 


Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета. Создание мировой системы хозяйства.

Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества.

Методические указания

Студент должен усвоить, что глобальные проблемы – это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и выживание человечества.

Общие черты глобальных проблем затрагивают интересы каждого человека, государства, региона; решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового человечества.

К глобальным проблемам относятся: проблемы войны и мира, энергетическая, экологическая, демографическая, терроризм.

Глобальные проблемы имеют природный и социальный характер.

В 1968 г. по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи создан Римский клуб, куда вошли представители 25 стран. Цель организации – разработка альтернативных путей развития цивилизации, создание моделей человеческого общества на отдаленную перспективу.

Мировая солидарность, доверие, социально-экономическая политика, учитывающая задачи охраны окружающей среды, приведут, по мнению ученых Римского клуба, к возникновению новой глобальной общности людей.

Список литературы к теме:

1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 176 – 190

2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М.Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 458 - 470

3. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2014. – С. 216-224

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы глобальные проблемы современности, их характерные особенности?

2. Что такое Римский клуб? Какова цель его создания?

3. Каковы возможные пути будущего развития мирового сообщества?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: