(наука, религия, искусство)
Студент должен
знать:
- основные категории научной картины мира;
- роль науки в современной жизни;
- соотношение веры и разума;
- место и роль искусства в познании и воспитании человека;
уметь:
- соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира;
- понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.
Тема 3.1. Философия и научная картина мира
Объективный мир и его картина. Понятие научной революции. Мир Аристотеля и мир Ньютона. Современные научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Методические указания
Научная картина мира – это наиболее общие представления человека о природе. Синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «Вселенная».
Смена картины мира называется научной революцией. Первая научная революция произошла в V в. до н.э. в Древней Греции. Научная картина мира называлась античной, или аристотелевской. По новым представлениям, сменившим мифологические взгляды, мир – это огромная, но не бесконечная сфера, которая имеет центр. По античным представлениям центром мироздания является Земля. Она неподвижна.
|
|
Представление, по которому Земля считается центром всего называется геоцентризмом. Его автором был греческий ученый Птолемей. Геоцентрическая картина мира просуществовала до XV в.
Следующей чертой первой научной картины мира был
пантеизм – всебожие, или идея о том, что Бог находится в качестве безличного начала, которое растворено как бы во всем, пронизывает все предметы и вещи. Это начало делает мироздание гармоничным, красивым и упорядоченным. Разум, душа есть у любого предмета. Мир одушевлен. Отсюда – бережное отношение наших далеких предков к окружающей природе.
В первой научной картине мира важное место занимает вопрос об изменчивости и неизменности. Все движется не по восходящей линии и не по нисходящей, а по кругу, постоянно проходя одни и те же пункты и этапы. Такой вариант движения называется циклизмом. Все мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов.
Ньютоновская (классическая) научная картина мира
Вторая научная картина мира, которая возникла в результате научной революции XVI–XVII вв., называется классическим естествознанием.
Переворот в астрономии совершил польский ученый XVI в. Николай Коперник. Земля – это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими вращается вокруг неподвижного центра мироздания – Солнца. Его теория стала называться гелиоцентризмом. До сих пор наши представления о Солнечной системе являются по преимуществу коперниковскими.
|
|
Наука Нового времени утвердила иной взгляд на мир как на грандиозный и неживой механизм. Стройность, упорядоченность, гармония объясняются точными размерами, четкой подгонкой всех его частей, правильным расчетом. Надо только открыть механические законы взаимодействия тел. Механика – наука, ставшая одной из главных в классическом естествознании.
Исаак Ньютон (1643–1727) сформулировал три закона механики, которыми, по его мнению, можно описать все, происходящее в мире. Вторую картину мира считают ньютоновской.
Представление, по которому мироздание – это грандиозный механизм, пришедший на смену античному пантеизму, называют механицизмом. Представление об одушевленности природы были изгнаны. Начинается активное завоевание, покорение и преобразование природы человеком. Еще одной чертой ньютоновской картины мира был деизм. Бог превращается в формальную безличную первопричину мира. На вопрос: «Откуда взялся мир?» деизм отвечает: «Создан Богом», и навсегда забывает о Боге.
После создания мирового механизма и наделения его всеми необходимыми законами Бог самоустранился и мир существует сам по себе.
Важное место в научной картине мира занимает вопрос: «Как он существует – неизменно или меняется?»
Само понятие механизма предполагает нечто неизменное. Механизм Вселенной совершенен с точки зрения науки Нового времени.
Мироздание стационарно (от лат. stationatius – неподвижный). Значит, возможно нарисовать полную и законченную научную картину мира – так считали представители классического естествознания.
Вторая научная картина мира с небольшими изменениями существовала до конца XIX в.