Раздел 3. Духовная жизнь человека

(наука, религия, искусство)

Студент должен

знать:

- основные категории научной картины мира;

- роль науки в современной жизни;

- соотношение веры и разума;

- место и роль искусства в познании и воспитании человека;

уметь:

- соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира;

- понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

 

Тема 3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Понятие научной революции. Мир Аристотеля и мир Ньютона. Современные научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Методические указания

Научная картина мира – это наиболее общие представления человека о природе. Синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «Вселенная».

Смена картины мира называется научной революцией. Первая научная революция произошла в V в. до н.э. в Древней Греции. Научная картина мира называлась античной, или аристотелевской. По новым представлениям, сменившим мифологические взгляды, мир – это огромная, но не бесконечная сфера, которая имеет центр. По античным представлениям центром мироздания является Земля. Она неподвижна.

Представление, по которому Земля считается центром всего называется геоцентризмом. Его автором был греческий ученый Птолемей. Геоцентрическая картина мира просуществовала до XV в.

Следующей чертой первой научной картины мира был
пантеизм – всебожие, или идея о том, что Бог находится в качестве безличного начала, которое растворено как бы во всем, пронизывает все предметы и вещи. Это начало делает мироздание гармоничным, красивым и упорядоченным. Разум, душа есть у любого предмета. Мир одушевлен. Отсюда – бережное отношение наших далеких предков к окружающей природе.

В первой научной картине мира важное место занимает вопрос об изменчивости и неизменности. Все движется не по восходящей линии и не по нисходящей, а по кругу, постоянно проходя одни и те же пункты и этапы. Такой вариант движения называется циклизмом. Все мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов.


Ньютоновская (классическая) научная картина мира

Вторая научная картина мира, которая возникла в результате научной революции XVI–XVII вв., называется классическим естествознанием.

Переворот в астрономии совершил польский ученый XVI в. Николай Коперник. Земля – это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими вращается вокруг неподвижного центра мироздания – Солнца. Его теория стала называться гелиоцентризмом. До сих пор наши представления о Солнечной системе являются по преимуществу коперниковскими.

Наука Нового времени утвердила иной взгляд на мир как на грандиозный и неживой механизм. Стройность, упорядоченность, гармония объясняются точными размерами, четкой подгонкой всех его частей, правильным расчетом. Надо только открыть механические законы взаимодействия тел. Механика – наука, ставшая одной из главных в классическом естествознании.

Исаак Ньютон (1643–1727) сформулировал три закона механики, которыми, по его мнению, можно описать все, происходящее в мире. Вторую картину мира считают ньютоновской.

Представление, по которому мироздание – это грандиозный механизм, пришедший на смену античному пантеизму, называют механицизмом. Представление об одушевленности природы были изгнаны. Начинается активное завоевание, покорение и преобразование природы человеком. Еще одной чертой ньютоновской картины мира был деизм. Бог превращается в формальную безличную первопричину мира. На вопрос: «Откуда взялся мир?» деизм отвечает: «Создан Богом», и навсегда забывает о Боге.

После создания мирового механизма и наделения его всеми необходимыми законами Бог самоустранился и мир существует сам по себе.

Важное место в научной картине мира занимает вопрос: «Как он существует – неизменно или меняется?»

Само понятие механизма предполагает нечто неизменное. Механизм Вселенной совершенен с точки зрения науки Нового времени.

Мироздание стационарно (от лат. stationatius – неподвижный). Значит, возможно нарисовать полную и законченную научную картину мира – так считали представители классического естествознания.

Вторая научная картина мира с небольшими изменениями существовала до конца XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: