Предмет и метод конституционного права России как отрасли права

Уважаемые студенты, направляю Вам учебное пособие для подготовки к государственному экзамену по вопросам дисциплины «Конституционное право России». В учебном пособии отсутствуют 12 вопросов (Темы: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, судебная власть, местное самоуправление), все эти вопросы есть в Конституции РФ, материала по Конституции РФ будет достаточно.

Предмет и метод конституционного права России как отрасли права.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, образующих предмет данной отрасли. По сравнению с иными отраслями права данная отрасль отличается существенными особенностями. Во-первых, конституционному праву принадлежит ведущая роль в системе отраслей российского права. Эта роль конституционного права обусловлена особой важностью и значимостью общественных отношений, на регулирование которых направлено конституционное право как система правовых норм.

Особенность конституционного права заключается в том, что оно регулирует отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и иных. Однако нормы конституционного права регулируют эти отношения не целиком, а только определенный их слой – фундамент, основание этих отношений в каждой из указанных сфер. Это макроуровень правового регулирования. Такие отношения можно назвать системообразующими. Они обеспечивают целостность общества, его единство как организационной и функциональной структуры.

В силу этого конституционное право является единственной отраслью права, непосредственно соприкасающейся со всеми иными отраслями права вместе взятыми. Именно конституционное право предопределяет содержание всех отраслей права. Такое положение даже позволило охарактеризовать его в качестве «общей части российского права». Оно закрепляет принципиальные основы, исходные начала всей правовой системы государства. 

Второй особенностью конституционного права является двойственность его предмета и норм. С одной стороны, нормы конституционного права закрепляют политические, экономические и иные основы организации общества и государства. Эти нормы получают конкретизацию в других отраслях права, конституционное право в это смысле осуществляет первоначальный уровень правового регулирования. Такие нормы конституционного законодательства действуют вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. С другой стороны, нормы конституционного права непосредственно регулируют более конкретные общественные отношения, связанные с организацией и функционированием органов государственной власти, политико-территориальным делением государства.

Третья особенность конституционного права в том, что это наиболее политизированная отрасль права, она теснее иных отраслей связана с политикой, политической системой, оказывает на нее влияние. Но в свою очередь и политика оказывает влияние на конституционное право.

Таким образом, предмет конституционного права составляют общественные отношения, формирующие:

1) основы конституционного строя (основы общественного и государственного строя, закрепленные в качестве таковых положениями конституции), и основы политико-территориального статуса государства; это общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества, выражающие качественную характеристику государства, устройство общества: сувере­нитет, форму правления, форму государственного устройства, при­надлежность власти, общие основы функционирования всей политической системы общества.

2) основы правового статуса личности в обществе и государстве; Эти об­щественные отношения определяют основы взаимоотноше­ний человека с государством, т.е. главные принципы, характеризую­щие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3) основы организации и функционирования публично-властных институтов. Это сфера отношений, связанных с формами и механизмом осуществления публичной власти, основными принципами построения сис­темы органов государственной власти и основами организации местного самоуправления.

Таким образом, Конституционное право России можно определить как ведущую отрасль российского права, которая представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих основы государственного и общественного строя, политико-территориальный статус государства, основы правового положения личности, отношения по поводу организации и функционированию публично-властных институтов.

При формировании любой отрасли права важное значение ученые придавали вопросу о наличии собственного метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений с целью приведения их в необходимое состояние в соответствии с содержанием применяемой правовой нормы.

В качестве исходных, первичных методов в праве выделяют два: императивный (субординации) и диспозитивный (координации). Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, харак­терно неравенство сторон или субординация (например, в сис­теме органов государственной власти), порождающая отношения власти и подчинения. Диспозитивный метод - это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и свободе выбора поведения субъ­ектами правоотношений, координации деятельности.

На основе этих универсальных методов в свою оче­редь в Конституционном праве выделяются следующие способы воздействия: предписание, за­прет и дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий органов государственной власти, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность при­нести народу присягу - ст. 82 Конституции РФ или прекраще­ние главой Российского государства своих полномочий в слу­чае отрешения его от должности - ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона долж­на проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права случаях, использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

Запреты - по сути те же предписания, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Данный метод относится к пресечению действий, нарушающих основы конституционного строя, государственную целостность и безопасность государства, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые ценности Российской Федерации. Например, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Через дозволение раскрывается диапозитивный метод пра­вового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека в гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полно­мочиями, а также для предоставления им правовой возможно­сти поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведе­ния (например, право Президента России принять отставку Правительства РФ или не принимать, распускать или не рас­пускать Государственную Думу ври трехкратном отклонении ею кандидатуры Председателя Правительства РФ - ст.ст. 111, 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъ­екта права. Зачастую одновременно с дозволением устанавли­ваются условия совершения действий или бездействий. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осу­ществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером установле­ния конкретного условия являются положения ст. 39 Консти­туции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом. В этой же статье обозначаются случаи, когда государство гарантирует социальное обеспечение. Человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может воспользоваться данным правом, а может и отказаться от него.

Указанные методы, однако, используются практически в любой отрасли российского права, но в различном соотношении. В силу этого обстоятельства некоторые ученые приходят к выводу о том, что разграничение отраслей права по методу правового регулирования должно осуществляться по удельному весу (соотношению) перечисленных методов при регулировании данных общественных отношений. Можно сказать о том, что в конституционном праве преобладает метод императивного регулирования, но с развитием отрасли в соответствие с общей тенденцией на де­мократизацию общественной жизни, в ней все большую роль будет играть метод диспозитивный (координации).

Так, государственная власть в РФ организуется на основе принципа разде­ления властей, предполагающего относительную самостоя­тельность и независимость ветвей власти, взаимодействую­щих между собой в режиме активного партнерства и коорди­нации. Федеративное устройство России означает широкое использование механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow